Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Ещё раз о целостности и целостном подходе
Психотерапевт Александр Вакуров. Форум. > Психотерапия > Любые вопросы для всех.
Александр Вакуров
О целостности и целостном подходе

По следам обсуждения с Tandyru о "Я" и "не Я" и целостности

Чтобы не загружать ту ветку откроем новую.
Александр Вакуров
Цитата(Александр Вакуров @ 10.6.2008, 10:59) *

Цитата(Tandyru @ 10.6.2008, 9:34) *

Цитата(Александр Вакуров @ 9.6.2008, 11:59) *

2. Через расширение сферы Вашего осознания, увеличивая не только различения в чувственной сфере, но и, например, в мыслях, в образах.

Мысли и образы моего вн.ребенка мне по большей части недоступны. Он больше проявляется на ощущениях. Думаю эта привычка скрывать от взрослых мысли и образы идет с детства, потому что их показ может повлечь за собой вторжение в мой внутренний мир и выявить несоответствие того что в нем есть ожиданиям взрослых.

Цитата(Александр Вакуров @ 9.6.2008, 11:59) *

3. А ещё круче - начать осознавать себя и свои выборы, то есть пойти ещё более широко и глубоко.

Мне непонятно, что именно ты имеешь под этим ввиду.
Как это можно сделать?

Кстати, а с какой целью ты стал обращаться ко мне на "Вы"?
Когда ко мне обращаются на "Вы" мне становится дискомфортно от того, что от меня требуется "взрослое" поведение, которое я освоил в недостаточной как мне кажется мере. Кроме того, "взрослость" предполагает взятие ответственности, чего мой вн.ребенок боится.
Хотя общение на "Вы" предполагает "удержание себя в руках" (снижение потенциальной опасности), все же оно предполагает и некоторую дистанцию и выставление масок, что скрывает от меня как от вн. ребенка внутреннее "содержимое" других людей и делает их для меня неизвестными, следовательно, потенциально опасными в некоторых обстоятельствах.
Да, брат. Обложился ты анализами. До тебя и не доберешься.



Цитата(Tandyru @ 10.6.2008, 14:09) *

Цитата(Ann Roz @ 10.6.2008, 13:59) *

Откуда ты узнал, что самые сильные желания и стремления идут не от тебя?


Цитата(Ann Roz @ 10.6.2008, 13:59) *

Кто тебе сказал, что части твоей психики это не ты?


Все упирается в вопрос, кого мне считать мной?

Насколько я понял Александра, он не видит за сформулированными моим умом постами Меня самого. Из этого я сделал вывод, что в предложенном им контексте Я (душа) - это не мой ум или как минимум не анализ ситуации. Исходя из этого предположения и разделил себя.



Цитата(Tandyru @ 10.6.2008, 14:12) *

Цитата(Ann Roz @ 10.6.2008, 14:00) *

Если ты так хорошо знаешь, где не ты, то что значит для тебя не знать, где ты?

Когда мне говорят, что Меня в моих проявлениях нет, то я (как ум) начинаю сомневаться, что я знаю что я есть и где я есть.

Александр Вакуров
А ещё я писал Андрею:

Цитата
Много анализа, совсем нету ТЕБЯ.


и

Цитата
души твоей, чего она хочет, от чего поет или плачет - нету.
Когда в спине "очучения"- что тебе душа твоя этим сообщает?
Что в ней происходит?
Александр Вакуров
Цитата
Когда мне говорят, что Меня в моих проявлениях нет, то я (как ум) начинаю сомневаться, что я знаю что я есть и где я есть.

Мне кажется, что ты совершенно прав, Андрей. Некое ощущение расщеплённости твоего Я на составляющие.
Александр Вакуров
И тут вопрос - что является твоим организующим центром? Что объединяет тебя и ВСЮ твою личность в единое ЦЕЛОЕ?

И как узнать это, и что это такое. Это непростые вопросы.
Александр Вакуров
В психосинтезе много уделяется вопросам Я и не Я.

Вот отрывок из книги ПСИХОСИНТЕЗ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Том Йоуменс ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОСИНТЕЗУ ДВЕНАДЦАТЬ КЛАССИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, посвящённой такому интимному процессу, как растождествление:

Цитата
4. УПРАЖНЕНИЕ В РАСТОЖДЕСТВЛЕНИИ
Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.
Мы можем властвовать над тем и контролировать все то,
с чем мы себя растождествили.

Опыт сущностного самоосознания, осознания себя собой (я – это "я") неявно присутствует в сознании любого человека. Именно опыт такого рода отличает наше сознание от сознания животных – существ сознательных, но не самосознательных. Вместе с тем люди сознают себя, как правило, не столько явно, сколько "неявно". Они сознают себя очень смутно и искаженно, ибо самоосознание их обычно смешано с содержаниями сознания и скрыто этими содержаниями.

Непрерывный поток различных восприятий затуманивает ясность сознавания, приводя к ошибочному отождествлению себя с содержанием сознания, а не сознаванием как таковым. Чтобы сделать явным свое самоосознание, нужно сперва растождествить себя с содержаниями сознания.

Конкретно говоря, большинство людей отождествляют себя с тем содержанием сознания, которое вызывает у них в данный момент чувство наибольшей полноты жизни, кажется им самым настоящим, самым глубоким,

Обычно такое отождествление себя с какой-то своей частью связано с ведущей психической функцией или главной ролью, которую мы играем в жизни. Отождествление может принимать самые разнообразные формы. Некоторые люди отождествляют себя со своим телом. Они переживают себя, а нередко и говорят о себе преимущественно в категориях физических ощущений; иными словами, они живут так, как если бы были своим телом. Другие отождествляются со своими чувствами; они переживают и описывают свою жизнь языком чувств, считая их центральной и самой близкой себе частью своей натуры, тогда как мысли и ощущения воспринимаются ими как нечто отвлеченное и даже несколько обособленное. Те, кто отождествляется со своим умом, предпочитают описывать себя языком интеллектуальных конструкций, – даже тогда, когда их спрашивают о том, что они чувствуют. Нередко они считают чувства и ощущения чем-то второстепенным, недостойным внимания и почти не осознают их. Многие отождествляются со своей ролью; при этом они живут, работают и воспринимают себя в рамках этой роли, например, роли "матери", "мужа", "жены", "студента", "предпринимателя", "учителя" и т.д.

Такое отождествление себя с одной из своих частей может какое-то время вполне удовлетворять человека; но оно имеет серьезные недостатки. Оно не позволяет обрести опыт раскрытия себя для себя, опыт глубинного отождествления с самим собой, познания истинного себя. Оно исключает или значительно понижает способность к отождествлению с остальными частями личности, способность радоваться им и полноценно использовать их. В результате такого частичного самоотождествления "нормальное" самопроявление человека ограничено и являет миру лишь часть того, кем он может быть. Осознание или даже смутное ощущение того, что он по какой-то причине не имеет доступа к осуществлению значительной части своих возможностей, может вызвать у человека подавленное состояние и болезненное чувство неполноценности.

Продолжительное отождествление со своей ролью или ведущей функцией часто и почти неизбежно приводит в конечном счете к осложнению жизненной ситуации, рано или поздно давая о себе знать чувством утраты и даже отчаяния, как в случае со спортсменом, который теряет с возрастом свою силу, актрисой, очарование которой блекнет, матерью, дети которой вырастают и покидают ее, или учеником, который оказывается подавлен грузом новой ответственности после окончания школы. Подобные ситуации могут вызвать серьезный и нередко весьма болезненный кризис. Его можно расценивать как своего рода психологическое "умирание". Никакие судорожные попытки сохранить свою жизнь в рамках прежней самотождественности здесь не помогут. Единственно верным решением проблемы может быть лишь "второе рождение", то есть новое и более широкое отождествление. Иногда в этот процесс вовлекается вся личность, что приводит к ее пробуждению или "рождению" на новом уровне бытия. Процесс такого умирания и возрождения был символически представлен в ритуалах различных мистерий, он переживался и описывался в религиозных терминах многими мистиками. В настоящее время он заново открыт и осмыслен как процесс обретения надличного опыта.

Нередко этот процесс протекает без ясного понимания его значения, а зачастую и вопреки воле и желанию вовлеченного индивида. Но сознательное, целенаправленное и добровольное содействие со стороны последнего может в огромной степени облегчить протекание кризиса и ускорить его благополучное разрешение.

Лучше всего это делать путем целенаправленного упражнения в растождествлении и самоотождествлении. Благодаря этому вы можете обрести свободу и способность выбирать отождествление или растождествление с любой из сторон своей личности, в зависимости от того, что вам представляется в той или иной ситуации более уместным. Тем самым вы можете научиться владеть, управлять и пользоваться всеми составляющими своей личности, объединяя их в одно гармоничное целое. Поэтому данное упражнение в практике психосинтеза считается основным.

Предлагаемое упражнение служит средством прояснения самоосознания и развития способности сосредоточивать внимание на любом из основных элементов личности. При этом вы будете все яснее сознавать их отличительные особенности и сможете изучать последние, сохраняя позицию невовлеченного наблюдателя, понимающего, что наблюдатель отличается от наблюдаемого.

Первый этап описываемого ниже упражнения – растождествление – состоит из трех частей, связанных с физической, эмоциональной и умственной составляющими личности. Затем следует этап самоотождествления. Как будет показано далее, с обретением некоторого опыта вы сможете при необходимости расширить или видоизменить это упражнение.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее:


Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного "я". Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но я – не оно. Я обладаю телом, но я не тело.
Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: "я обладаю телом, но я не тело". Попытайтесь по мере возможности сознавать это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум частям упражнения.


Я обладаю чувствами, но я не чувства . Мои чувства многообразны, изменчивы, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. "Я" остается неизменным. Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я – не гнев. Совершенно очевидно, что мои чувства – не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что я – не чувства . Я обладаю чувствами, но я не чувства .

Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум – ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум.
Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно и осмысленно:


После растождествления себя с содержанием своего сознания (ощущениями, чувствами, мыслями), я сознаю, что я – центр чистого самосознавания. Я – центр волеизъявления, способный наблюдать все свои психические функции и физическое тело, а также управлять ими и применять их.
Сосредоточьтесь на основной идее: "Я – центр чистого самосознавания и воли". Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта.

Цель настоящего упражнения – войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, обретя некоторую практику, вы можете видоизменить упражнение и быстро проходить этапы растождествления, используя лишь основное высказывание каждого этапа и сосредотачиваясь на его непосредственном переживании:


Я обладаю телом, но я не тело.
Я обладаю чувствами, но я не чувства.
Я обладаю умом, но я не ум.
После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе:


Кто я в таком случае? Что остается после того как я растождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего "я" – это центр чистого самосознавания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром и сознаю его устойчивость и силу.
(Пауза)

Я признаю и утверждаю себя центром чистого самосознавания и творческой энергии. Я сознаю, что из центра истинной самотождественности я могу научиться наблюдать, управлять и согласовывать между собой все свои психические функции и физическое тело. Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы облегчить свою повседневную жизнь и придать своей жизни в целом более глубокий смысл, сделать ее более целенаправленной,

По мере того, как внимание в ходе освоения упражнения будет смещаться на соответствующее состояние сознания, процедуру этапа отождествления можно будет сократить. Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы растождествления, пребывать в "я" столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно в любой момент растождествиться с любой слишком сильной эмоцией, раздражающей мыслью, неуместной ролью и т.п., заняв позицию невовлеченного наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения при сложившихся обстоятельствах.

Было обнаружено, что это упражнение дает больший эффект, если выполняется ежедневно, лучше всего в начале дня. Желательно выполнять его вскоре после пробуждения и рассматривать как символическое второе пробуждение. Кроме того, очень полезно повторять его в сжатой форме по несколько раз в день, входя в состояние растождествленного сознавания себя собой, сознавания себя как "я".

Вы можете видоизменять это упражнение в соответствии со своими целями и жизненными потребностями, добавляя новые стадии растождествления, которые бы охватывали другие составные части личности помимо трех основных (физической, эмоциональной и умственной), а также различные субличности, роли и т.д. Его можно начинать также с растождествления со своей материальной собственностью. Ниже приводятся некоторые примеры:

Я обладаю желаниями, но я не желания. Желания порождаются физическими или эмоциональными влечениями и другими воздействиями. Нередко они изменчивы и противоречивы, сопровождаются чередованием симпатии и антипатии; следовательно, они не я. "Я обладаю желаниями, но я не желания". (Лучше всего поставить это высказывание между эмоциональной и умственной фазами растождествления.)

Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или ученика, художника или чиновника. Но я не только сын, отец или художник. Это не более чем роли – частные роли, которые я добровольно играю, будучи в состоянии наблюдать за своей игрой. Следовательно, эти роли – не я. Я – это я, и я не только актер, но и режиссер данного представления.

Это упражнение может выполняться в группах. Ведущий читает соответствующие высказывания, а участники слушают с закрытыми глазами, чтобы глубже воспринять значение слов.

Примечание: Существует еще два широко распространенных варианта фразы "я обладаю..., но я не...":


"Я обладаю..., и я не..."
"Я обладаю..., но я нечто большее чем..."
Александр Вакуров
Естественно, за растождествлением следует самоотождествление.
Александр Вакуров
Вопросы с Я или не Я - сложные.

Но я писал тебе не об этом. А о том, что ты пытаешься исследовать себя по отдельности, по частям. Это не хорошо и не плохо. Нам полезно исследовать себя как в целом, так и по частям. Проблемы возникают, когда мы увлекаемся чем-нибудь одним.
Александр Вакуров
Идти можно по разному. Можно - от целого к частному, можно от деталей к общему. Главное - чтобы двигаться, а не застревать на чём-нибудь одном.
Александр Вакуров
Это и есть по моему, целостность - исследование и использование всего себя - как в деталях так и в общем.
Александр Вакуров
Единый организующий центр, по моему, это наша душа, наша совесть, наш дух.

Наше понимание своего предназначения и своей сути. Понимание своей судьбы и сверка со своей судьбой ВСЕГО, что происходит с нами.
Александр Вакуров
Очень полезно провести линию из прошлого - через настоящее - в будущее. Её можно проследить дальше - понимая, куда мы на самом деле идём. Затем - оценить, а нужно ли нам туда, куда мы идём или шли.
Александр Вакуров
Чаще мы имеем дело не со своей сутью, а со своими представлениями о ней.
Александр Вакуров
Для меня Я - это нечто живое, обязательно живое. Это не мыслительные конструкции, и не что-то застывшее, а нечто, что дышит и страдает и любит.
Tandyru
Цитата(Александр Вакуров @ 10.6.2008, 21:01) *

Единый организующий центр, по моему, это наша душа, наша совесть, наш дух.

Наше понимание своего предназначения и своей сути. Понимание своей судьбы и сверка со своей судьбой ВСЕГО, что происходит с нами.

Когда я растождествляюсь со своими телами, у меня не возникает понимания своего предназначения, сути, судьбы и т.д. Я есть и я воспринимаю. Все. Мне кажется, что на этом все и заканчивается.
В поле моего восприятия остаются мои тонкие тела и кто первым захватит мое внимание, туда я обычно и отождествляюсь обратно.
Поэтому я и говорю, что Мои собственные желания воспринимаются мной как слабые по сравнению с желаниями и стремлениями тел.

Не могу сказать, что Я - организующий центр. Скорее Я - осознание, которое пронизывает все мое и оно из-за этого переорганизуется автоматически просто в силу того, что осознает (дотягивается) то, что не осознавало в мое "отсутствие" или из-за Моего малого присутствия.

Мне все еще непонятно как ты в проявлениях моих тел можешь увидеть Меня как "чистое" осознание.
Андрей Осипов
Цитата(Александр Вакуров @ 10.6.2008, 21:06) *
Для меня Я - это нечто живое, обязательно живое.
а нечто, что дышит и страдает и любит
Совершенно согласен с Александром. Именно так.
Цитата(Tandyru @ 11.6.2008, 13:41) *
Мне все еще непонятно как ты в проявлениях моих тел можешь увидеть Меня как "чистое" осознание.
Это совершенно элементарно, Тандиру(Для Александра, но не для тебя, насколько я знаю). Мозги или анализ в этом - не помошники.
Не существует никакого "чистого сознания" без любви.
Найдешь свою любовь - найдешь себя.
То, что без любви - все пустое.
Александр Вакуров
Цитата(Tandyru @ 11.6.2008, 13:41) *

Цитата(Александр Вакуров @ 10.6.2008, 21:01) *

Единый организующий центр, по моему, это наша душа, наша совесть, наш дух.

Наше понимание своего предназначения и своей сути. Понимание своей судьбы и сверка со своей судьбой ВСЕГО, что происходит с нами.

Когда я растождествляюсь со своими телами, у меня не возникает понимания своего предназначения, сути, судьбы и т.д. Я есть и я воспринимаю. Все. Мне кажется, что на этом все и заканчивается.
В поле моего восприятия остаются мои тонкие тела и кто первым захватит мое внимание, туда я обычно и отождествляюсь обратно.
Поэтому я и говорю, что Мои собственные желания воспринимаются мной как слабые по сравнению с желаниями и стремлениями тел.

Не могу сказать, что Я - организующий центр. Скорее Я - осознание, которое пронизывает все мое и оно из-за этого переорганизуется автоматически просто в силу того, что осознает (дотягивается) то, что не осознавало в мое "отсутствие" или из-за Моего малого присутствия.

Мне все еще непонятно как ты в проявлениях моих тел можешь увидеть Меня как "чистое" осознание.

Да нахрен мне твоё "чистое сознание" сдалось!

Ты опять про разделение и про частичечки себя. А я про суть. Без которой нету тебя. Это не про чистое или грязное. Это про ВСЁ. И про чистое и про грязное. Это про то, что ты есть, кто ты есть, кем ты являешься, кем не являешься, кем бы ты мог быть и кем даже уже никогда и не станешь.

Ты ж написал - "увидеть Меня". Значит, знаешь, что значит "увидеть Меня или Тебя".


Цитата
Не могу сказать, что Я - организующий центр.


Да не "Я - организующий центр", а у тебя есть организующий центр тебя, твоей личности, твоего самосознания, твоей жизни и твоей судьбы. И все эти вещи - разные.
Александр Вакуров
Цитата
Совершенно согласен с Александром. Именно так.

Очень рад присоединению Андрея Осипова. Знаю, насколько у нас с ним различается терминология и концептуальный аппарат. Но есть нечто, что объединяет нас с ним, что даёт возможность, несмотря на различия очень хорошо понимать друг друга - мгновенно!

И даже чувствовать, где происходят наложения поняток и непоняток. smile.gif Я понял, Андрей! Спасибо!
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.