Разрешите, предложу свой вариант ответа на вопрос "о смысле жизни"?
Цитата
На мой взгляд, ответ находится вовсе не там, где его ищут многие поколения философов - ответ лежит в "медицинской" плоскости, точней - в психологической.
Тезисно он выглядит так:
1. Поведение хомосапиенса определяется генетическими императивами гораздо в большей степени, чем решениями, принимаемыми на уровне осознания.
2. Природа очень широко использует принцип импринтинга - ввиду его эффективности при относительно небольших затратах системных ресурсов. Было б очень странно, если б хомосап в своей биологической природе обошёлся б без этого сверхэффективного механизма формирования поведения.
4. Главное отличие живого от неживого - "опережающая адаптация". Главное отличие хомосапианса от всех конкурирующих с ним за среду обитания видов - темп опережающей адаптации вида, _меньший_ времени жизни одного поколения.
5. Такой темп ОА можно обеспечить лишь при помощи передачи накопленного предыдущим поколением опыта механизмом вне-генетическим. Классическое "обучение-воспитание" неспособно эффективно передавать требуемый для ВЫЖИВАНИЯ опыт - а вот импринтная передача как раз для этого подходит идеально: младенец за считанные недели, а то и дни получает необходимый БАЗИСНЫЙ пакет, а всю остальную жизнь его лишь уточняет и обогащает, НЕ ЗАТРАГИВАЯ БАЗИС.
6. Для реализации импринтного механизма передачи жизненного опыта нужно в генотипе иметь лишь программу, _впечатывания_, срабатывающую в критически важные моменты.
Моё глубокое убеждение, что это происходит в первые же дни жизни младенца - в Довербальном периоде его развития (!).
7. Идеальным объектом, с которого берётся импринт является мать - и за контент импринта отвечает её бессознательное (!). Наполнение же бессознательного матери осуществляется из коллективного бессознательного популяции.
8. Все базисные императивы, полученные в процессе первичного импринта, субъектом НЕ ОСОЗНАЮТСЯ - и по глубине воздействия на поведение субъекта они полностью аналогичны генетическим императивам.
И вот теперь после этой преамбулы можно указать на то, что же является в таком случае "смыслом жизни": "смысл жизни" - это субъективно-эмоциональное отражение на уровне сознания степени соответствия текущего поведения "первичным заветам" (импринту).
Пока поведение в целом соответствует полученной поведенческой матрице - субъекту комфортно. И что характерно - он и не задумывается о "смысле жизни". Мол, всё пучком, всё идёт как надо.
Вот если окружающая среда _требует_ поведения, выходящего за рамки базисного импринта - возникает дисфория. Вроде б всё правильно - а на душе тошно. И никакими словами объяснить суть - почему же тошно? - невозможно. Напомню, что базисные императивы не осознаются субъектом - для достижения понимания нужно немалое обучение.
Понятно так же и то, что у каждого - свой собственный "смысл". И потому господа философы могут спорить до посинения - но все эти споры яйца выеденного не стоят..
Тезисно он выглядит так:
1. Поведение хомосапиенса определяется генетическими императивами гораздо в большей степени, чем решениями, принимаемыми на уровне осознания.
2. Природа очень широко использует принцип импринтинга - ввиду его эффективности при относительно небольших затратах системных ресурсов. Было б очень странно, если б хомосап в своей биологической природе обошёлся б без этого сверхэффективного механизма формирования поведения.
4. Главное отличие живого от неживого - "опережающая адаптация". Главное отличие хомосапианса от всех конкурирующих с ним за среду обитания видов - темп опережающей адаптации вида, _меньший_ времени жизни одного поколения.
5. Такой темп ОА можно обеспечить лишь при помощи передачи накопленного предыдущим поколением опыта механизмом вне-генетическим. Классическое "обучение-воспитание" неспособно эффективно передавать требуемый для ВЫЖИВАНИЯ опыт - а вот импринтная передача как раз для этого подходит идеально: младенец за считанные недели, а то и дни получает необходимый БАЗИСНЫЙ пакет, а всю остальную жизнь его лишь уточняет и обогащает, НЕ ЗАТРАГИВАЯ БАЗИС.
6. Для реализации импринтного механизма передачи жизненного опыта нужно в генотипе иметь лишь программу, _впечатывания_, срабатывающую в критически важные моменты.
Моё глубокое убеждение, что это происходит в первые же дни жизни младенца - в Довербальном периоде его развития (!).
7. Идеальным объектом, с которого берётся импринт является мать - и за контент импринта отвечает её бессознательное (!). Наполнение же бессознательного матери осуществляется из коллективного бессознательного популяции.
8. Все базисные императивы, полученные в процессе первичного импринта, субъектом НЕ ОСОЗНАЮТСЯ - и по глубине воздействия на поведение субъекта они полностью аналогичны генетическим императивам.
И вот теперь после этой преамбулы можно указать на то, что же является в таком случае "смыслом жизни": "смысл жизни" - это субъективно-эмоциональное отражение на уровне сознания степени соответствия текущего поведения "первичным заветам" (импринту).
Пока поведение в целом соответствует полученной поведенческой матрице - субъекту комфортно. И что характерно - он и не задумывается о "смысле жизни". Мол, всё пучком, всё идёт как надо.
Вот если окружающая среда _требует_ поведения, выходящего за рамки базисного импринта - возникает дисфория. Вроде б всё правильно - а на душе тошно. И никакими словами объяснить суть - почему же тошно? - невозможно. Напомню, что базисные императивы не осознаются субъектом - для достижения понимания нужно немалое обучение.
Понятно так же и то, что у каждого - свой собственный "смысл". И потому господа философы могут спорить до посинения - но все эти споры яйца выеденного не стоят..