Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Профессионализм психолога и психотерапевта
Психотерапевт Александр Вакуров. Форум. > Психотерапия > Любые вопросы для всех.
Александр Вакуров
Интересно обсудить критерии профессионализма психолога и психотерапевта. Для затравки интересный текст коллеги:

Профессионализм психолога

Цитата
Написано для ПГ 11 лет назад в наивной надежде вызвать обсуждение. Вспомнил об этом, заглянув в только что представленную ru_existential книгу А.Ткаченко.

Психология профессия столь же интересная, сколь странная. Интересная потому, что содержит в себе тот предельный вопрос, ради ответа на который, если вдуматься, все остальные науки и существуют: "Что такое человек в его отношениях с миром?".

А странная вот почему. Можете вы представить себе, что человек с дипломом психолога за 9 месяцев получает второе образование инженера-мостостроителя? Не получается? И правильно. А наоборот и представлять не надо: иди и учись, и будь уверен – сможешь блеснуть. Я не о том, какие психологи получаются при такой подготовке – знаю и прекрасных профессионалов, и наоборот. Но такое обучение профессии оказывается, в принципе, возможным. Так мы ее видим и настолько уважаем свою профессию, которой научиться – раз плюнуть. И блещем... так, что зажмуриться порой хочется.

Приведу два примера, не называя авторов по той простой причине, что не в именах дело. Предлагая свою методику работы с детьми (психодраматическая элевация), они очерчивают ее методологические рамки: "Натуру человека, его нижние этажи можно представить в виде лошади, а личность, верхние этажи в виде всадника. Психоанализ (а вслед за ним и психодрама) стремится поскорее освободить, распрячь лошадь или уж, во всяком случае, ослабить подпруги. ...мы в нашей работе стараемся, наоборот, лошадь приучить к тугим (но не слишком) подпругам, а всадника учим свободно держаться на оседланной лошади и умело ею управлять". Ни больше и ни меньше! Как, оказывается , легко "поправить" Морено, который в наивности своей полагал, что идет от психоанализа в другую сторону, а не вслед за ним. Как легко взять образ у Фрейда, исказить и поставить с ног на голову его содержание и затем повторить его тезис как свой. В другой работе те же авторы описывают свой вариант гештальт-терапии с детьми, в котором они, "в отличие от классической гештальт-терапии с ее принципом здесь-и-теперь", дают своим пациентам задания на дом. И если вам Перлз вбил в голову что-то о переживании "здесь-и-теперь", то забудьте это: "здесь-и-теперь" означает в этом месте и в этот момент. Все просто!

Если бы этими двумя примерами дело ограничивалось, то и говорить было бы не о чем. Но читатель, вероятно, имеет свою коллекцию перлов ("ребенок безопасного типа", "задача обучения – различение духов" и т. д.). Интересно, что когда пытаешься говорить об этом, часто слышишь: "Не о свободе ли мнений мы так мечтали?.. Ты за то, чтобы сегодня снова всех стричь под одну гребенку?". Нет, конечно. Но надо ли путать нечесаные лохмы с прической? Позволительно ли пользоваться правом на мнение, не беря на себя обязанность думать? Отказываю в отзыве на автореферат: автор при помощи теста Айзенка контролирует эффективность трехмесячного курса групповой психотерапии. Он смотрит на меня, как на сожравшего поющую птичку крокодила. Его руководитель тоже: "Ты что один умный, а все дураки?!". А то, что тест Айзенка в принципе не предназначен для динамического контроля, разве так уж важно? Диссертант ищет подростковые ключи к опроснику Кеттелла для младших школьников и, не получив их, тоже обижается: ведь он уже обследовал сто подростков, как же, мол, так? При этом ему, конечно же, никогда не придет в голову взвешиваться на сантиметровой ленте вместо весов.

Что переживает психолог, ничтоже сумняшеся берущийся за лечение эндогенной депрессии духовной психотерапией или индуцирующий своих клиентов паранойяльным отношением к психиатрии, которая, якобы, манипулирует человеком себе на радость и человеку в ущерб? При этом каждый из нас для себя вполне хорош и прав, а другие...

Случилось то, о чем профессионалы моего поколения мечтали, в лучшем случае, для внуков. Стены разрушены, железные занавесы сорваны – читай, думай и делай свободно. Но, по точному определению Булата Окуджавы, "свобода это вольница, ограниченная законом". С вольницей у нас теперь замечательно. А с законом?

Существуют ли критерии профессионализма психолога? Удовлетворяют ли они меня? Какими они должны быть? Как мы учимся быть профессионалами? Нужен ли вообще этот самый профессионализм с его критериями в столь переливчато-деликатной сфере как психология? Как связаны понятия профессионализма и профессионального сообщества, профессиональной культуры? Может ли сегодня и должно ли профессиональное сообщество отвечать за профессионализм своих членов?
Александр Вакуров
Я ответил там:

Если позволите, для меня и у меня есть главный критерий профессионализма, исходная, так сказать, рамка, которая диктует всё остальное.

Главным критерием профессионализма любой помогающей профессии (и психолога, в том числе) я считаю знание границ собственной компетентности.

На втором месте ставлю честность - стремление быть честным перед собою и перед клиентом.

Всё остальное потом.

Ссылка на статью "Критерии профессионализма": http://vakurov.ru/site/index.php?option=co...&Itemid=131
Александр Вакуров
Получил великолепный ответ:

Цитата
Было бы глупо спорить с Вашей статьёй, хотя порядковые номера присуждать бы не стал. А кстати, что такое компетентность и как Вы определяете компетентен психолог или нет? И как быть, если Вы считаете, что он некомпетентен, а он считает, что Вы некомпетентны, и при этом Вы оба уверены, что хорошо знаете границы своей компетентности?
Александр Вакуров
На что я начал отвечать:

Компетентность для меня - это способность ориентироваться в вопросах очерчиваемого круга.

"Ориентироваться" это:
1. Иметь систему ориентиров в своей системе представлений, иметь "сетку координат", хорошо ориентироваться в ней, понимая, что, зачем и почему и откуда в ней существует. Речь именно о системе систем.

2. Реально ориентироваться в реальных "боевых", "жизненных", "терапевтических" ситуациях. Имеется в виду то, что называют "диагностикой". Уметь диагностировать - то есть, находить координаты события в некоей сетке координат.

3. Уметь использовать свою ориентированность и результаты диагностики для реализации своей функции (по умолчанию, функция специалиста оговорена с клиентом; функция - это ответ на вопрос, "зачем он тут нужен", в качестве кого/чего клиент его собирается использовать, за что он берёт деньги, как он (специалист) называется/называет себя)
Александр Вакуров
Как определяю компетентность?

Просто.

Ориентируется ли в том, о чём говорит, и в том, что и КАК думает, что стоит в основе его решений и выборов - это СРАЗУ или почти сразу видно.

Честен ли он - тоже почти сразу видно.

Если сомневаюсь - задаю вопросы. Раскрываю человека. Всё сразу выходит наружу. Даже если мы с челом на разных парадигмальных базисах находимся, профи, который ориентируется в материале, которым пользуется в своей голове - виден мне сразу.
Александр Вакуров
Что делаю, если оба уверены в собственной компетентности и некомпетентности другого?

Первое. Откладываю свою уверенность и начинаю спрашивать и проверять.

Второе. Начинаю выяснять (умею!), основания его уверенности в моей некомпетентности. В зависимости от того, на чём он основывается - принимаю решение, что делать дальше.

Если обнаруживаю, что основания детские или в их основе ЕГО некомпетентность (то есть, он не контролирует, что конкретно лежит в основе его выводов) (меня интересует только его компетентность в том, что происходит в его голове) - принимаю решение предоставить самому человеку решать, компетентен я или нет, и просто (скорее всего) уйду из непродуктивного и бессмысленного для меня контакта.

Даже если это будет происходить на глазах у людей. Ибо верю в то, что во первых, челы во всём разберутся со временем, а во вторых, верю в то, что у каждого есть свой круг общения, читалетей, клиентов и почитателей. Есть МОИ и есть НЕ МОИ. Мои и так всё поймут. А не мои - что ж я для них стараться то буду? smile.gif
Blaze
Цитата(Александр Вакуров @ 1.6.2009, 14:02) *

Я ответил там:

Если позволите, для меня и у меня есть главный критерий профессионализма, исходная, так сказать, рамка, которая диктует всё остальное.

Главным критерием профессионализма любой помогающей профессии (и психолога, в том числе) я считаю знание границ собственной компетентности.

На втором месте ставлю честность - стремление быть честным перед собою и перед клиентом.

Всё остальное потом.



Да, полностью согласна, Саша. Я почему-то тоже именно эти 2 критерия считаю самыми важными здесь.
Только таких ведь очень мало, единицы, кто имеет такие же ориентиры. Сложно это... Очень много искушений на пути.
Александр Вакуров
В ЖЖ-сообществе ru_psychology девушка разместила свой текст:

Цитата

Про "производственные вредности" психолога-консультанта :-)

1. Монотония. Это только со стороны кажется, что профессия психолога такая вся увлекательная. На самом деле, через пару лет активной практики у психолога в голове появляется простенькая типология, на которую делятся все случаи. "Опять про измену", "опять нежеланный ребенок", "опять неуверенность в себе", ну и т.д. Типологии немного разные, но, в целом, похожие. Одни и те же ситуации, одни и те же сценарии... Скукотища! :-)

2. Низкий уровень внутренней свободы. Каково это постоянно быть "зеркалом"? Профессионально-важное умение такое - быть чистым листом. Проблемы, плохое настроение, внезапно напавшую мезантропию - все отложить. И откладывать каждый раз, когда беседуешь с клиентом.
Таким эгоцентрикам, как я, это, наверное, вообще, противопоказано, потому я и отказалась в свое время от пути психотерапевта.
Но даже нормальным людям непросто.
Выход, в принципе, есть. Ну про собственную терапию всегда твердят, по-моему все даже проще. Как минимум, надо дать себе быть собой хотя бы вне работы. Злиться, ругаться, никого не слушать и не понимать хоть изредка :-) Наплевав на классику жанра "Ну ты же психолог!!!"
Еще подумала, что закосы в творчество у психологов тож не случайны (много среди опытных психологов всяких там поэтов-писателей-танцоров, а особенно журналистов и блогеров smile.gif. Творчество как шанс выразить, наконец, СЕБЯ. Вспомнить, что у тебя есть свои мысли, идеи, отношение ко всему, а не одно сплошное принятие :-)

3. Соблазны. Легко-таки психологу поддаться на соблазн власти, денег и любопытства. Но это, вообще, тема отдельная, в другой раз уж об этом.

Кто еще что может добавить? :-)


Я ответил:

Фига се списочек!

1. "Монотония" - идите на терапию. Срочно. Каждый случай уникален и неповторим. Если Вам кажется, что идут повторения - значит, Вы отрабатываете что-то своё. Срочно к доктору на проработку.

2. "Низкий уровень свободы" - патология. Только свободный внутренне психотерапевт может помочь без осложнений. Внутренне несвободный человек не может помочь другому. Внутренняя свобода и ориентиры - не противоречат друг другу. Иметь ориентиры и пользоваться ими, и - иметь внутреннюю свободу - это совершенно нормально для хорошего психотерапевта.

Вы повторили типичный миф.

3. "Соблазны" - это вообще чушь. Скорее всего Вы не врач. Профессионализм - это в первую очередь способность разделять для себя контексты. Если "соблазны" способны вторгаться в рабочую реальность - теряется смысл профессиональной деятельности. Зачем тогда быть психотерапевтом? Чтобы деньги зарабатывать? И всё?

Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.