Мэрилин Нэджи
Менструация и шаманизмОригинал на англ.: JungLand
перевод: Владимир Орлов
Поскольку я не являюсь профессиональным переводчиком, (и даже психологом)), местами получилось весьма слабовато. Не стреляйте в пианиста, лучше помогите сделать лучше).
Выражаю благодарность всем, кто вносил свои предложения на стадии бета-тестирования перевода; вы помогли сделать его намного более адекватным.
Мэрилин Нэджи, доктор философии, юнгианский аналитик, практикующий в Palo Alto, Калифорния. Имеет диплом Института К.Г.Юнга в Цюрихе. Представляет факультет психологии Тихоокеанской последипломной школы (магистратуры). Она также профессиональный член швейцарского Общества Аналитической Психологии и Института Юнга в Сан-Франциско, в котором она долгое время была секретарем и председателем Ревизионного комитета*. Имеет публикации в "Psychological Perspectives", "Quadrant", и "San Francisco Jung Institute Library Journal, and Voices".
* Очевидно, комиссия, которая рассматривает заявки претендентов.
Идея заняться изучением психологических аспектов менструации пришла ко мне много лет назад, когда я сама страдала от ужасающих депрессий, которые наваливались на меня каждый месяц перед тем как начинался мой период. Депрессии, должно быть, начались где-то в моем подростковом возрасте. Я не помню точно когда. Но я очень хорошо помню время в 1950-х, когда я была в магистратуре в Бостоне, идя к доктору для ежегодной проверки и рассказывала ему о моих симптомах. Он сказал мне, что это обычная для многих женщин предменструальная депрессия.
Вообще, теория предменструального синдрома тогда только появилась. Во всяком случае, у меня не было никаких оснований думать, что мои депрессии могли иметь психологическую причину. Правда, что является причиной этого синдрома никто не знал, но было естественным думать, что медицинские исследования находились на пути к обнаружению, какие гормональные изменения могли бы причинять это предменструальное недомогание. Однако, фактически этого не случилось. Да, мы знаем теперь, что, эндокринологически, менструация — это период с самыми низкими уровнями в организме гормонов эстрогена и прогестерона по сравнению с другим временем месяца. В то же самое время, за прошедшие 25 лет мы получили намного больше клинического материала, касательно сопутствующих эмоциональных обстоятельств, которые сопровождают менструацию. В Японии были проведены большие исследования в области периодического предменструального психоза. В Соединенных Штатах мы узнали довольно много о депрессии, бессоннице и эмоциональной неустойчивости синдрома, чем мы знали прежде.
Но в этом нет ничего нового. Женщины и так знают, что они — "сами не свои" в их периоды. Женщина может быть холодна, или, напротив, необычно любезна. Она может каждый месяц переживать дни депрессии, или она может найти себя необъяснимо веселой, и только имеет это настроение охватываемым мягким слезным чувством. Женщины столь привыкли ко всему этому, что они извиняются, говоря, " О, это — только мой период". Они сводят свое психологическое состояние к физиологической причине. Но только чем физиологическая причина нашей менструальной эмоциональной симптоматологии является, ускользает от нас полностью.
Но теперь позвольте мне вернуться к моей собственной истории. Следующая стадия развития идеи, на сознательном уровне по крайней мере, началась в Цюрихе шесть или семь лет спустя. Я уже находилась 2 или 3 года в моем собственном анализе. К этому времени я была хорошо знакома с точкой зрения Юнга, поэтому была уверена, что не только отклонения моего поведения, но также и, казалось бы, случайные встречи с людьми, которые стали важными для меня, вроде бы случайная цепь событий в моей жизни, и, конечно, мои физические болезни, — все имело смысл, все происходило не случайно, но имело для этого психологическую причину.
Этот момент — важный ключ к тому, что я хочу далее сказать. Я хочу пробовать провести вас по той же самой дороге, по которой я сама шла в поиске этой причины, а именно значения менструации и особенно эмоциональных состояний, которые сопровождают ее.
Примерно в это же время, или чуть позже, пока я еще мало что понимала, я начала свою аналитическую практику. В числе моих анализандов были две или три женщины, которые были довольно пассивны и зачастую не могли ничего рассказать в течение их сессий. Они также не приносили никаких сновидений. Но случались периоды, когда они внезапно начинали видеть сны более часто, или, возможно, их сновидения имели более сильное воздействие на них, хотя, насколько мне было известно, в их внешней жизни в это время не было каких-либо заметных событий. Эти женщины тогда становились очень активными и давали эмоционально насыщенный материал, так что мы могли действительно работать. Мне пришло в голову спросить, нет ли у них сейчас месячных? Ответ настолько часто был утвердительным, что мой интерес к причине этого явления стал еще сильнее. Если интенсификация эмоциональной жизни фактически типична для начала менструации, то почему? Что это означает?
Это наблюдение полностью изменило мои мысли. Что, если депрессия или (как с моими анализандами) эмоциональное возбуждение не были вызваны менструацией как таковой, но неким психологическим фактором, присутствующем в синдроме менструации? В конце концов, это только в современной западной культуре наше медицинское знание о зачатии и менструации имеет тенденцию к принижению значимости нашей оценки менструального периода. В дописьменных и традиционных обществах этому всюду уделяют самое большое внимание, как важному и чрезвычайно опасному времени. Наше нынешнее всеобщее представление, что нормальные физиологические процессы не должны быть эмоционально тревожащими, не избавляет некоторых женщин от очень необычного — по сравнению с повседневной жизнью — поведения в период месячных. Я наблюдала это на себе самой, и я видела это в моих анализандах.
Конечно, не все женщины жалуются на такие особые капризы при менструациях. И некоторые, у которых менструации обычно всегда сопровождаются такими проблематичными эмоциональными состояниями, имеют иногда периоды, проходящие без каких-либо тревожащих эмоций (во всяком случае, на сознательном уровне). Но мне кажется, что иногда женщины ничего не замечают потому, что общество ожидает, что они не заметят. Одна женщина, которая записывала для меня свои сновидения в соответствии с ее датами менструации, написала, "я не знаю, было ли так прежде, чем я начал записывать эти сновидения, но теперь кажется, что все продвигается и накапливается до конца месяца и затем взрывается".
Я решила посмотреть, что я могу узнать о менструации, но имея дело не с сознательными капризами и чувствами. Я хотела увидеть бессознательный материал, увидеть бессознательный психический процесс, архетип, работающий в пределах физиологической структуры менструации. Это означало, что я должна была искать материал в мифологии и фольклоре примитивных обществ, так как современные общества подавили такой материал как табу. И я также должна была изучить женские сновидения.
Менструальные табу и муж-демон
В начале моего исследования я нашла массу запутывающего материала. Мать менструирующей девочки в Малабаре обливает ее водой из кувшина; яванская девочка напудрена желтой пудрой; у малазийской девочки сточены передние зубы. Вот взгляд из Древнего мира: Плиний пишет, что "контакт с менструальной кровью делает новое вино кислым, зерновые культуры, затронутые ею, становятся бесплодными, семена в садах высыхают, плодоносность деревьев уменьшается, яркая поверхность зеркал, в которых она отражается — тускнеет, лезвие из стали и слоновой кости — тупеет, ульи пчел умирают, даже бронза и железо ржавеют, ужасный запах заполняет воздух, вкус ее сводит собак с ума и заражает их укусы неизлечимым ядом." Что мы можем заключить из всего это? Очевидно, менструирующие женщины всюду, кроме нашего современного западного общества, находятся в очень святом или запретном положении. И это запретное положение вызвано чем-то, что является мощной силой, противоположной нашей каждодневной жизни.
Я узнала, что менструирующие женщины очень часто отделяются от своих социальных групп. Они живут в менструальных хижинах вне деревни и иногда изолируются целых два или три года в период полового созревания. Я задавалась вопросом, почему это так, пока я не прочитала, что мужчины Маори смертельно боятся менструальной крови, потому что верят, что злой дух Kahukahu обитает в ней.
Затем я начала находить в одном тексте за другим, что во время менструации женщина захвачена животным или богоподобным духом. Среди древних Иранцев это — женщина-демон Dshahi, богиня проституции. Это она создала менструации, и каждый месяц в течение своего периода женщина находится во власти этого злого духа. Сиамцы считают, что существует злой дух, витающий в воздухе, который "ранит" женщин, что и является причиной ежемесячных менструаций их женщин. В Камбодже не состоящих в браке девочек называли женами Индры. Древние ассирийские тексты обращаются не только к Лилит** — ночному демону, ужасному женскому духу, которая могла овладеть мужчиной, но также и к idlu lili, который овладевал женщиной, когда она стала niddah*.
*niddah — женщина в дни месячных и следующих за ними семь "очистительных" дней, во время которых женщина считается "отделенной" и с ней запрещено вступать в половые сношения.
** По одной версии — первая жена Адама, сотворенная как и он из глины, и претендовавшая на то, чтобы быть равной ему, так как она, как и он, была сотворена одновременно с ним и из того же материала. После того, как ей было в этом отказано, Лилит, став злым духом, улетела на Красное море, поклявшись вредить роду человеческому и прежде всего роженицам и новорожденным. По другой версии Лилит была изначально демоническим существом — суккубом***, вступавшим с Адамом в сексуальные отношения в отсутствие Евы.
Лилит (или другие демоны женского пола, считавшиеся ее дочерьми) представлялась и соблазнительницей мужчин, вступающей с ними в сношение во время сна или овладевающей ими против их воли с целью родить от них детей. Эти демонические существа были столь хороши собой и внушали такую пылкую страсть, что смертные забывали ради них не только семью, но и выполнение божественных заповедей.
*** суккубы — демоны женского пола; демоны мужского пола — инкубы
Louis Ginzberg писал о еврейской традиции, которая говорит, что менструация — расплата за грех Евы, и, "так как сексуальное желание, как считается, возникло в результате еды запрещенного плода, гностики, так же как каббалисты, утверждают, что менструация пришла к Еве с наслаждением от съеденного плода*." Рассматриваемый плод — это яблоко с дерева познания добра и зла. Очевидно есть связь между (a) менструацией, (

временным браком с idlu Hli, © сексуальным желанием, и (d) знанием добра и зла. Чем больше я думала об этом, тем в большее возбуждение приходила, потому что казалось, что здесь мог бы быть ключ, демонстрирующий, что все эти странные обычаи имеют общие истоки. Но я все еще не могла понять какие.
* по-видимому, "наслаждение от съеденного плода" следует понимать как "удовольствие от полового акта"
Что, казалось, было ключом, так это общая вера среди всех этих обществ, что менструация была связана с тем, что женщина в этот период может быть одержимой (или находиться замужем за) демоном или богом. У народа одного из гористых районов Японии есть легенда, которая отражает эмоциональное напряжение и опасность менструального периода и для женщины и для ее социальной группы. Историю называют озеро Otowa:
Однажды красивая, но скромно одетая девушка, прибыла в храм Cho fu ku-ji, который стоит около этого озера и просила о пристанище. Священник пожалел ее и принял, и она назвала свое имя, Otowa.
Однажды, в сезон посадки риса, Otowa пошла собирать папоротник, и, не замечая, что делает, подошла слишком близко к горе, где жил дух Mt. Konhoku, который ненавидит присутствие женщин. Затем, на пути домой, в сумраке, она выстирала свое запачканное кровью нижнее белье в в озере. Внезапно озеро стало большим, на него спустился туман, и голос вышел из тумана и сказал: "я — kami* этого водоема. Я ждал, пока ты придешь, в течение многих лет. Ты должна стать моей женой. Это — судьба, которая была предопределена с начала мира." Otowa просила снисхождения, но получила только три дня отсрочки. Она пошла домой в трансе и когда священник спросил ее что случилось, она рассказала ему все, горько плача. Священник стал проповедовать ей путь Будды, пока в ней не зародилась вера. На третий день на рассвете голос снаружи ее двери позвал ее. Она сказала прощайте сельским жителям и пошла к горе. Раздался звук копыт, сильного ветра и ожесточенного дождя. Затем появился благородный всадник на белой лошади, он подхватил Otowa, посадил ее на седло и исчез в утреннем тумане. Он был kami озера. Даже сегодня деревенские жители совершают преподношения духу озера в день, когда Otowa стала женой kami.
* по-видимому, дух <озера>, властитель, демон
В этой истории ясно видна связь между эмоциональным состоянием героини и образом мужа-демона. То есть мы не видим, почему они должны быть связаны, но только что они оба являются частью ситуации, подобно априорным факторам, принадлежащим менструации. Мощная привлекающая сила менструальной крови Otowa на запятнанной одежде отдает ее во власть духа озера и вынуждает ее выйти замуж за него. Слабое эмоциональное состояние героини также полностью типично для других легенд о менструирующих женщинах. Она даже совершенно забыла защитное табу, настолько, чтобы позволить себе идти около запрещенной горы, затем выстирать свою одежду в озере. Она возвращается домой в трансе, рыдает, и в назначенный день принимает свое свидание со смертью в озере. Она находится полностью во власти своего мужа-демона. Роковое нарушение табу кончается также и религиозным преобразованием, но не освобождением от наказания. Otowa "перерождена", но не в жизнь, так что ее религиозное переживание не было в психологическом отношении интегрировано. Если менструирующая женщина в традиционных обществах находится действительно в таком состоянии одержимости, то понятно, что она является запретной; и она и ее социальная группа должны быть защищены соответствующими мерами безопасности.
К этому времени я уже была уверена, что тот общий образ, который продолжает появляться в фольклорных традициях, является этим демоном-любовником или духом-мужем. Но распространенность этого образа не ограничена древними и примитивными источниками. Возникшая в двадцатом столетии теория Фрейда о том, что женщина испытывает в менструациях, поразительно подобна им.
Коротко — это: женщина переживает менструацию (полностью нормальное явление) как ненормальное поражение ее внутренних органов; за этим кровотечением стоит скрытая вера, что это является кровотечением от раны, а именно раны ее кастрации. Фантазия говорит, "я не имею ни ребенка, ни члена". Отказ от менструации может представить попытку излечить рану, и иметь неповрежденный половой орган, подобно мужчинам.
В этом утверждении звучит мотив, чтобы быть внутри раненным, также, как сиамцы полагали, что злой дух вступал в матки их девочек и ранил их, а именно предположение, что женщины хотят быть мужчинами и чувствуют потерю их мужественности в форме отсутствия члена наиболее остро каждый месяц в менструации. Позвольте мне высказать мое собственное мнение: я полагаю, что по существу это одно и то же. Женщина "ранена" каждый месяц болезненным столкновением с ее внутренним любовником или с ее духом-мужем. Боль проистекает из опыта двух сторон ее собственной природы". Я не имею ни ребенка, ни члена" означает, что "я имею и мужской и женский дух во мне".
Утверждение Фрейда, что эго женщины остается неполным, потому что остается фиксированным на образе отца, не должно быть отвергнуто, однако я хочу иначе интерпретировать термины, в которых выражено его клиническое наблюдение. Чувство потери, поражения, желания (потеря и желание — связанные противоположности), соответствуют удивительным образом эмоциональному характеру образов любовника, которые появляются как менструальный мотив в традиционных обществах и в снах современных женщин. Женщины, может быть, не столько "неполны", сколько созданы Природой как соединяющий, связующий противоположности принцип. Это стремление к "взаимосвязанности" является центральным фактором женского эго.
Демон-любовник и незнакомый мужчина в менструальных сновидениях
В то время как я изучала этот предмет, я собрала сновидения, которые видели женщины в период менструаций. Меня интересовало, будет ли связь между найденными мною историческими материалами и содержанием сновидений современных западных женщин? Первоначально я не предполагала, что мне встретится образ любовника. Я ожидала встретить что-либо связанное с матерью. Первоначально я сделала небольшой пилотный эксперимент, собрав 500 сновидений, случившихся как раз перед и сразу после начала менструаций, когда эмоциональная напряженность, кажется, достигает наивысшей точки. Позднее, этот эксперимент был повторен и расширен в двух известных мне докторских диссертациях. Однако, вопрос все еще нельзя считать решенным. Так, результаты одного эксперимента, сделанного с юными девочками, отличаются от результатов, которые получила я, в то время как второй эксперимент согласуется с моими выводами. В собранных мною сновидениях я была поражена статистической частотой повторения некоего образа, который я позднее назвала Неизвестным Мужчиной.
Многие из этих образов удивительно созвучны образам любовника "из иного мира", широко распространенном в менструальной мифологии. Незнакомый Мужчина вмешивается в привычную жизнь женщины. Мы не были бы удивлены, если бы в сновидениях женщин появлялись образы ее матери, или ее отца, или брака. Они все принадлежат жизни семьи и традиционной женской роли в обществе. Но образ неизвестного мужчины, который зачастую предстает угрожающим и опасным, разрушает гармонию и встает в оппозицию к привычному обыденному течению жизни. Эта "оппозиция", персонифицированная в образе незнакомца, кажется, новый фактор в психологической ситуации. Черты образа и сопутствующие ему эмоции сновидицы могут указать направление в котором происходят изменения в сознании.
Вот несколько фрагментов сновидений из того эксперимента. Конечно, они не могут интерпретироваться никаким способом, так как сновидицы полностью неизвестны. Что, как я надеюсь, можно увидеть из них — то, как эмоции любви, сексуального пробуждения, опасения, отвращения и обаяния неразрывно связаны с образом. Здесь мы начинаем видеть связь между внутренним образом и частью внешнего поведения так типичной для менструации. Сновидения:
(a) Наш дирижер <церковного> хора был также там, и каким-то образом я оказалась близка с ним. Это было красивое, эротическое чувство, которое сделало меня очень счастливой.
(

Я оказалась одна на станции подземки и не могла выйти. Мужчины начали собираться вокруг меня и говорить грубые вещи и смеяться. Я испугалась этого и пытаюсь урезонить их.
© Я еду в поезде ночью. Астенически выглядящий человек забирается через окно в мое купе. Он говорит со мной, целует меня, бросает ярко-красное одеяло поверх нас, чтобы защитить нас от взглядов других людей. Он говорит, что я должна идти с ним. Почти без сопротивления я следую за ним. Мы идем через луг, где мы должны быть осторожны, чтобы избежать нападения опасных шершней. Затем мы подходим к озеру и собираемся его переплыть.
(d) Ужасный, злой мужчина врывается в дом, где моя сестра и я находимся одни, и насилует и мою сестру, которая замужем, и меня, девственницу.
(e) Это поздно вечером. Я только что приняла душ и надела бледную розовую длинную ночную рубашку. Я открываю дверь ванной, которая выходит в мою спальню. Свет в ванной горит, но спальня находится в темноте. Я только различаю спящие фигуры моего мужа и трех детей в кровати. Они все, кажется, спят, уткнувшись лицами в подушку. Теперь я вижу мужскую фигуру, стоящую в темноте в дверном проеме зала. Я могу видеть только его ногу. Так или иначе я знаю, что он не собирается делать что-либо неприятное для меня. Он только хочет, чтобы я знала, что он — там. Так мы стоим в двух дверных проемах, рядом, подобно средневековому диптиху, и визуально мы — противоположности. Он, в темноте, мужчина, в грубой темной одежде, и я, женщина, в свете ванной, вся розовая, легкая, мягкая и влажная.
Может ли иметь смысл объединять столь различно звучащие образы в один класс? Могут ли такие разные фигуры — насильника из подземки, дирижера церковного хора как любовника, неизвестного мужчины в доме сновидицы — быть описаны в обобщенных терминах? Разве мы не должны принимать защитные меры против незнакомца и приветствовать только мужчин, про которых мы знаем, что они безопасны для нас? Ответ на эти вопросы зависит от нашего характерного способа отвечать на события в жизни. Конечно, мы можем подавить новые переживания на некоторое время. Но невозможно построить свою жизнь так, чтобы предотвратить все изменения, и при этом продолжать жить. Будет ли приветствоваться новое событие с надеждой или проклинаться как злой рок, — все это может зависеть не только от того, хорошо ли оно или плохо на самом деле, но также и от внутреннего состояния человека, от его внутреннего отношения. Это относится также и к любви; каждый любовник появляется сначала как совершенно неизвестный нам, незнакомец, и может принести женщине и большую радость, и большую опасность. Возможно, эти образы незнакомого мужчины в менструальных сновидениях имеют психологическую цель, касающуюся именно этих внутренних отношений.
Зачатие и сексуальное желание в период менструации
Одновременно с широко распространенным запретом, отделяющим женщину от ее мужа во время менструации, была почти одинаково широко распространена вера, что зачатие происходит наиболее легко, или исключительно, как раз перед, только после, или даже в течение ежемесячного кровотечения.
Древние китайцы считали, что в последний день менструации является наилучшим временем для зачатия. Susruta, известный индийский врач (ок. 100 нашей эры) соглашался, что в это время беременность наиболее с готовностью происходит, потому что тогда рот матки открыт, подобно цветку водной лилии к свету. Аристотель, Плиний и Galen, все думали, что женщины зачинают в менструациях.
Талмуд, строго запрещает мужчине близость с женой на семь дней после того, как закончилось ее кровотечения, однако допускает возможность зачатия в течение запрещенного времени. Но дети, зачатые в период менструации, будут "чахлые, глупы, повреждены, эпилептик, или безумны". И позже, в христианской церкви, Thomas Aquinas (Фома Аквинский?) считал, что мало того, что близость в течение менструации является смертельным грехом, но и что дети, рожденные этой близостью, будут прокажены или уродливы.
Еще в начале двадцатого столетия, известный немецкий гинеколог Hermann Ploss и американский гинеколог Havelock Ellis считали, что все с очевидность указало на менструацию как время зачатия.
Маргарет Мид, изучавшая культуру североамериканских индейцев, описывает выходящий из употребления древний запрет на сексуальный отношения в течение менструации. Старая индейская женщина говорит: "When we were young we kept away from our husbands for four days, now this is no longer done and look at the young women today, they have a child so high, and so high, and so high, and one hiding in their skirts, one on their backs, and one in their bellies."*. Зачатие таким образом с очевидностью происходит в течение тех четырех запрещенных дней.
* Увы, я так и не смог адекватно перевести это глубокомысленную фразу. Подстрочный перевод звучит так:
"Когда мы были молоды, мы держались далеко от наших мужей в течение четырех дней, теперь это больше не делается, и если посмотреть на молодых женщин сегодня, они имеют ребенка столь высоко, и столь высоко, и столь высоко, и одно сокрытие в их юбках, один на их задних частях, и один в их животах". Возможно, имеется в виду наличие детей разного возраста (выше, выше и выше, самый младший держится за материнскую юбку и т.д.)
Один из предложенных мне вариантов:
"В прежние времена женщины воздерживались от близости с мужьями в течение четырех дней, а теперь это больше не делается. Нынешние молодые женщины соединяются с мужьями очень часто и не соблюдают никаких ограничений сроках, а так же будучи беременными или в присутствии маленьких детей".
Хотя в обоих случаях непонятно как это "с очевидностью" указывает на время зачатия. (Conception therefore clearly occurred during those four forbidden days.)
Если кто-то имеет лучший перевод, буду благодарен за предложение.
Наблюдение, что сексуальное желание у женщин часто усиливается как раз перед и даже в течение менструации, было сделано еще в древнейшие времена. Частично это было причиной, почему врачи думали, что зачатие должна иметь место именно в этот период. Но начиная с открытия фертильного периода* в 1937 Knaus и Ogino, этот факт игнорировался, так как он совершенно не соответствовал "относящимся к воспроизводству целям природы." Все же Havelock Ellis, в двух эссе, "The Phenomena of Sexual Periodicity" и "The Menstrual Curve of Sexual Impulse" накопил достаточное количество свидетельств, чтобы показать "тенденцию женщины к половым сношениям в течение менструации". Он использовал два случая, в одном из которых фигурировала мастурбация, а во втором — эротическое содержание сновидений, которые коррелировали с менструальным циклом. В обоих случаях он нашел согласованную кривую, которая поддержала его убеждение, что время зачатия связано с периодом возрастания сексуального желания у женщин и с менструациями. Это представляло остаток ее прежней "природы животного", в котором течка была нормальным временем для совокупления. Табу против близости в течении менструации были только культурным ограничением, от которого просвещенное знание могло вполне отказаться.
* Фертильный (периовуляторный) период — период менструального цикла, в течение которого возможно оплодотворение.
Сегодня мы знаем, что дело обстоит иначе. Дети не зачинаются в менструации. И все же существовавшее на протяжении долгого времени убеждение, что зачатие имеет место в менструации — бесспорно психический факт, если даже и не физиологический, и указывает на психическое присутствие того, кто может дать женщине ребенка. Строгие предостережения средневековых проповедников против близости в течение менструации не были бы необходимы, если бы не существовали некие мощные силы, привлекающие к этому действию — не требовалась бы ни угроза смертной казни в семитских обществах, ни распространенная в некоторых примитивных обществах вера, что даже только взгляд на менструирующую женщину может привести к смерти. Или женщина приобретает какую-то особую привлекательность в это время, или особенно сильно ее сексуальное желание, что, по большому счету, говорит о том же.
Менструация и шаманизм
Мы все еще находимся в нашем поиске. Если зачатие, фактически, не происходит в течении менструации, хотя в течение тысяч лет полагали иначе, эта вера — факт, который должен иметь причину. Если женщины часто сексуально пробуждаются в менструации, то мы наблюдаем инстинктивную реакцию, которая не связана с целью воспроизводства. Но тогда, какова ее цель? Я начала постепенно находить ответы, когда натолкнулась на описания шаманистских практик инициации женщин в сохранившихся ритуалах и легендах североамериканских индейцев. В книге Мирча Элиаде "Шаманизм" (1964), он описывает, как девочки становятся шаманессами среди коренных племен Индии. Сначала, девочка видит сон, в котором один из духов потустороннего мира просит ее выйти за него замуж. Девочка сначала отказывается, и в итоге ее мучают кошмары. Потусторонний любовник угрожает ей приступами болезни или психическими расстройствами. Девочка может тогда заболеть или находиться в диссоциированом состоянии какое-то время. Она бродит одна в лесу или на полях. Наконец она принимает предложение стать шаманессой; семейство устраивает ее брак и впоследствии дух-опекун посещает ее регулярно; он берет ее в джунгли на продолжительное время. Она приносит ему ребенка, но сексуальные отношения не являются главным. Он инструктирует ее через ее сны и таким образом она выполняет свои обязанности шамана в племени.
Похожая история описана в мифе индейцев племени Kwakiutl Северо-западного побережья, названного K.almodelanaga:
Племя было на зимней стоянке. Их вождя называли Q.ade. В один из дней, когда он совершал ритуал камлания*, его сестра, Q.walanenega, исчезла. Она долго не исчезала, когда она стала действительно больной, в месте, где женщины остаются, когда они исчезают. Но после двух ночей ее слышали, говорящей с духом, которого называют Helemil, и она просила его дать ей священную шаманскую песню. Потом она исчезла снова, но ночью они слышали ее песню от далеко.
* Камлание - шаманский ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен.
Затем, когда пришла ночь, все племя собралось в ритуальной хижине. Они начали бить быстрый ритм на бубнах. И тогда у входа в хижину раздался крик сестры вождя. И как только она вошла, она превратилась в шамана. Она запела свою шаманскую песню, и затем она укусила четырех мужчин, и сказала: "я была возвращена к жизни нашим другом Helemil, и он сказал мне, что, если кто-либо захочет заняться любовью со мной в течении нескольких лет, он немедленно убьет его. Так сказал наш большой друг мне. И в течение десяти лет я буду лечить больных среди вас".
"Место, где женщины остаются, когда они исчезают" является менструальной хижиной, и находится вне племенной области. Сестра вождя удаляется на время ее обычного месячного цикла. Но когда она получает предложение стать шаманессой, она действительно исчезает. Она встречает своего духа-опекуна, Helemil, проводит некоторое время с ним в лесу, и затем возвращается в племя, чтобы выполнять свои шаманские обязанности. Настолько похожа, и настолько же отлична эта история от трагической японской легенды о Otowa, которая встретила свою смерть с kami (демоном) озера. В этой истории встреча с духом в менструации ведет к призванию как преподаватель и целитель.
У индейцев племени Kathlamet есть история "Девушка Gila'unalX, которая была унесена духом Thunderbird." В ней рассказывается о племени, которое имело обыкновение уходить охотиться на лося высоко в горы. Но было узкое ущелье, через которое они должны были пройти, которое было охвачено духом Thunderbird. И была в племени молодая девочка, у которой менструация началась впервые, и ей не разрешали идти. Но она не любила оставаться одна на стойбище, и как-то одна женщина сказала ей, " Однажды мы собирались рыть корни. Я поднялся туда, хотя у меня была менструация, и ничто не случилось со мной. Возможно они лишь обманывают тебя." И в следующий раз молодая девочка пошла с женщинами, но когда они были на горе, другие женщины потеряли ее. Они искали ее, но не могли найти ее. Туман закрыл все. Тогда они пошли в ущелье, охваченное Thunderbird, и там они нашли ее, около камней. Они звали ее, взял ее руки и пробовал тянуть ее, но она не двигалась и не говорила. Ее лицо было искажено до неузнаваемости. Так что женщины наконец оставили ее и возвратились к племени и сказали людям, что она стала монстром, и они были очень напуганы. На следующий день все племя пошело, чтобы искать ее, но никто не смог найти ее. Рассказ заканчивается:
"Когда спустился туман, они услышали ее, поющей песни шамана в камнях. Таким образом она сделала. Когда они пришли на место, где она была, она пела песни шамана. Тогда люди бросили поиски и пошли домой. Вождь Gila'unalX пошел домой. Поэтому запрещают брать девочек, которые являются только что созревшими, на гору Saddle, потому что та девочка была потеряна. Thunderbird взял ее."
Мне казалось, что с открытием этих легенд мой поиск психологического, а не физиологическое объяснения тех специфических эмоциональных состояний, сопровождающих менструацию наконец нашел ответ. Его суть сосредоточилась на образе незнакомого любовника или мужа-духа, который появляется в мифах, легендах и менструальных снах. Союз женщины с этим возлюбленным не может иметь отношение к появлению детей во внешнем мире. Все же характер образов имеет все знаки действительно инстинктивного и поэтому целенаправленного явления. Индейские шаманские легенды показывают, что это может иметь внутреннюю, духовную цель. В этом случае проблематичное эмоциональное состояние женщины в ее период может указать внутреннюю напряженность. Именно это действительно означает быть захваченным.
Ни в одном из этих мифов факт становления шаманессой не имеет счастливого результата для личного развития молодой женщины. В Kathlamet мифе девочка впадает в психотическое состояние (каталептическое состояние или состояние fugue,* если мы берем текст буквально). Я подозреваю, что эго-сознание относительно примитивных групп, из которых взяты эти истории, не было дифференцировано достаточно, ни чтобы противостоять столь мощному архетипу, ни интегрировать его содержание. Поэтому женщины, которые впадают в состояние одержимости Духом, действительно потеряны для всей дальнейшей жизни в условиях племени. Возможно именно поэтому менструирующая женщина казалась настолько ужасно опасной; потому что ее состояние одержимости в это время угрожало коллективному эго племени. Только в современной западной культуре сознание стало достаточно сильным, чтобы дать возможность ассимилировать образ появляющегося менструальный период любовника-демона.
* fugue — возбужденное состояние сознания, в котором субъект, совершающий какое-либо действие, кажется находящимся в полном сознании(осведомленности), но вернувшись позднее в свое нормальное состояние сознания, он не может вспомнить совершенный акт.
Размышления о шаманизме и женской психологии
Что мы подразумеваем под эго-сознанием, которое достаточно дифференцировано или достаточно сильно, чтобы ассимилировать внутреннюю фигуру? И как мы переходим от стадии культуры, индивидуальной или коллективной, где невозможна ассимиляция, к той, где она возможна? Вспомним, что менструация появляется только у наиболее высоких видов — от приматов и дальше. У более низких животных момент овуляции является одновременным с периодом течки (oestrus), и с половым актом. Женщина поэтому абсолютно идентифицирована с ее инстинктивной природой. Среди людей, спаривание не ограничено периодом течки. Есть значимое различие между овуляцией и моментом физиологического зачатия и менструацией, которой заканчивается один цикл и начинается другой. Женщина может принять любовника не только, когда она может зачать ребенка, как это происходит у самок животных. Она может принять его в любое время когда она желает. И этот факт также представляет начало психического дифференцирования.
Это отмечает момент, где выбор, или персональный эрос, вмешиваются в биологическую схему. Инстинктивное желание отщепляется от обязательно относящейся к воспроизводству цели. Первичная бессознательная идентичность между субъектом и объектом разрушается, когда объект может быть воспринят и оценен. Когда женщина может выбирать, то существование другого, отличного от себя, становится субъективно реальным для нее. Это обеспечивает полярность в который различение, и, таким образом, психологическое сознание, возможно. Таким образом энергия, которая освобождается в начале менструации, и которую бессознательное репрезентует в форме образа незнакомого любовника или мужа-демона, может иметь целью психическое развитие женщины. Это — не физический ребенок, который зачинается в менструации, как столь долго думали, но духовный ребенок.
И все же это — тот же самый инстинктивный эрос, который ведет к зачатию ребенка в овуляции. Мы имеем т.о. возможность говорить о психическом цикле женщины, как содержащемся в пределах менструального цикла, по крайней мере, в качестве модели. Половину его, время до овуляции, принадлежит ее коллективной и инстинктивной жизни как матери и продолжательнице рода. Вторая половина, от овуляции до менструации, принадлежит ее психической жизни как личности, с необходимостью осознать смысл своей жизни и реализовать его.
Можно сказать, что эти стадии взаимообратны. В дни после менструаций женщина часто освобождается от запутывающих эмоций. Она открыта и энергична и способна к большому количеству творческой работы. И в дни, приближающиеся к месячным она находиться в весьма очевидно регрессивном состоянии. Она склонна отдалятся от других; конфликты, которые могут обычно сдерживаться, принимают чудовищные формы. Ежедневные обязанности могут быть внезапно стать трудновыполнимы. И мы видели в легендах, каким действительно опасным этот регресс может быть.
Но сосредоточивающееся на само себе (introverting ) либидо второй половины цикла — это зародыш extraverting либидо следующего периода. Я думаю, именно поэтому фигура шаманессы появляется в легендах о женщинах во время менструаций. Она представляет свойственную возможность женщины не только иметь детей, но также и понимать, преподавать и исцелять. Это таинственное перемешение обеих стадий, которое придает смысл всему этому процессу в целом.
На еще более глубоком уровне, возможность личного эроса, которая содержится в разделении овуляции и менструации у женщины, также открывается в желании осознать царство образов(?), сопутствующих конфликтам и проблемам любви.* Мы снова вернулись теперь к каббалистической легенде о менструации как наказании Евы, расплате за наслаждение от плода дерева познания добра и зла. Желание обладать <объектом желания> никогда не достигает цели. Образ становится субъективно реальным, вместе с эросом, когда констеллируется образ любовника, неважно, внутри или вовне.** Творческая напряженность этого дуализма инстинктивного либидо позволяет проявится истинной индивидуальности (личности). Эрос создает энергетический континуум, служащий источником всех творческих сил, который поддерживается только потому, что эрос никогда не прекращает желать и никогда окончательно не достигает желаемого. Напряженность эроса может устранить истинный альтруизм. И все же без этой напряженности жизнь является плоской и нереальной — и бессознательной.*
* At a still deeper level, the possibility of personal eros which is contained in the separation of ovulation from menstruation in women also opens out, in the fact of desire made conscious, the whole realm of the shadow, of conflict and the problem of love.
**The reality of the shadow is born, together with eros, when the image of the lover is constellated, within or without.
Проблема любви (союза противоположностей) неразрешима во внешней жизни, и она также неразрешима во внутренней жизни. Это не означает, что эта проблема неразрешима вообще. Это означает, что способ решения — идти назад и вперед, от внутреннего до внешнего и затем снова внутрь. Встреча женщины с ее возлюбленным на внутреннем уровне, где сознательное понимание ее жизни развито, где личный творческий потенциал находит свое выражение, где есть опора на духовные ценности — все это придает смысл попыткам решения этой проблемы и является простой подготовкой к разрушающимся требованиям любви в реальных человеческих отношениях.*
* The meeting of the woman with her lover at an inner level where conscious understanding of her life is developed, where personal creativity finds its expression, where spiritual values can be affirmed-that is, where the whole difficult process begins to make sense and be worth doing-is a mere preparation for the shattering demands of love in real human relationships.
Мы все время разрываемся между противоположностями. Между потребностью в близости и необходимостью сохранять дистанцию в дружбе; между "я" и "ты". Мы терпим неудачу в нашей способности совместно нести радости и горести брака. Мы влюблены и мы лишены любви; наполнены и пусты; голодны и насыщены; затронуты настолько глубоко, что теряем голову, или равнодушны. Мы защищаем нашу личную целостность против вторжения любви, мы используем различные способы, чтобы не попасть под влияние самим, но стремимся поймать и ограничить свободу любимого. И все же потребность в союзе настолько сильна, что мы вынуждены, несмотря на у наши неудачи, пытаться снова и снова. Это ложная дихотомия, говорить о решении проблемы любви или на "внешнем", или "внутреннем" уровне. Необходимо прилагать усилия и там, и там, но решение не может быть достигнуто окончательно ни на одном уровне. Иначе жизнь не имеет никакого смысла.
Эту модель мы видим в менструальном цикле, где мы находим очевидность двухфазного паттерна в женской психической жизни — фазой, в которой энергия прогрессирует во внешнюю жизнь; и фаза, где адаптация снижена, где возбудимость преобладает, и образ любовника представлен в бессознательном материале.
Означает ли это, что мы преуспеваем только в прогрессивной, менее эмоциональной фазе нашей жизни, и терпим неудачу, когда эмоции преобладают? Совсем нет. Таков лишь взгляд современного чрезмерно рационалистического мышления. Я считаю, что женщина имеет возможность добиться успеха в этой фазе своей жизни. Ее способность подчиняться любви и внутри, и во вне себя, отмечает ее способность к изменениям, ее способность открыться новому, чему-то, что она не переживала прежде, и, таким образом, для осознания истины и для сознательной любви. Способность принимать эмоции — необходимое условие сознательного психологического и интеллектуального развития, а не его антитеза.
Понятие анимуса, данное Юнгом, как внутреннего мужского компонента женской психики, которая является носителем ее потенциала для психологического развития, не принимается многими женщинами в настоящее время. Они полагают, что мужчины и женщины фактически намного более сходны, чем культура до сих это трактовала, и что сильное эго и способность добиваться чего-либо в <внешнем мире?> мире не являются исключительно мужскими привилегиями. Может вполне быть, что описания Юнгом анимуса были относительно недифференцированы и зависели в значительной степени от типа тех трансферных проекций, которые он был склонен констеллировать в его пациентах-женщинах. Все же любой, кто работал с женскими сновидениями и внимательно выслушивал то, что движет ими в жизни, не может не понимать, что женские сновидения о мужчинах и отношениях с мужчинами имеют огромное значение, безотносительно их стадии личностного развития. Почему мы должны удивляться этому?
С биологической точки зрения очевидно, что сексуальное либидо принимает формы, необходимые для сохранения вида, когда речь идет о гетеросексуальных отношениях. Этот факт имеет как биологическое, так и символическое и психологическое значение. Безотносительно к образу жизни женщины, это не должно отличаться от ее биологических детерминантов. Это должно также обеспечивать выживание вида. Символические образы, которые выражают расширение биологических функций в психологические, естественно, будут использовать для собственной репрезентации образы тела и инстинктивного либидо. Как жестоко, если это так! (?)
Бессознательное, кажется, игнорирует факт, что женщины сегодня экспериментируют с большой свободой во всех видах любви, и идет по пути создания бесконечных сновидений о любовнике-мужчине. Возможно такие сновидения даже усилены, из-за нашей тенденции сопротивляться компенсаторной, бессознательной точке зрения, или потому, что коллективные отношения в западном мире стали слишком рационалистическими, игнорируя присутствие в психической жизни contra-sexual "другого", который не может быть успешно интегрирован в эго-сознание.
На что я хочу обратить внимание, это больше чем спорное содержание образа любовника: качество того, что случается в отношениях между женщиной и ее противоположностью — тем, кто "не я" в ее жизни. Тайна любви — то, что любимый может быть "получен" на какое-то время, но не "приобретен" навсегда, или иначе любовь потерпит неудачу. Желание может быть удовлетворено на какой-то момент времени, но не на всю жизнь. Любимый все равно остается "другим" и недосягаемым.
А то, что при этом происходит — все более и более увеличивающаяся потребность в установлении связей между личными общечеловеческими ценностыми <(созданию связной каритны мира?)> — к людям, к общим целям, к миру идей — должна быть осознана и принята как цель жизни.*
* What does happen is that increasingly the need for a personal and productive relatedness-to people, to general goals, to the world of ideas-is embraced and accepted as the goal of life.
Поскольку, то, что я только что говорила, касается отношений женского эго с бессознательным и, таким образом, с психологическим развитием, появление фигуры "незнакомого любовника" в менструальном цикле женщин может указать, что паттерн процесса индивидуации у женщин отличен от мужского. Менструация принадлежит первой половине жизни женщины, не второй. Возможно, она не настолько способна расколоть хронологически свое развитие на две половины, с коллективными обязанностями в первой половине жизни и личностном развитии во второй. Коллективные обязанности женщины по отношению к детям и семье оказывают, без сомнения, большое влияние на ее личностное развитие, а ее личностное развитие неизбежно сказывается на ее коллективных обязанностях. Возможно, ее психологическое развитие находится, в первую очередь, в диалектической зависимости от ее отношений с внутренним миром и с внешним.
Индивидуальные различия среди женщин должны уважаться; они, конечно, охватывают широкий диапазон. Но если верно, как я полагаю, что в психической жизни женщины отражаются ее биологические ритмы (или наоборот!), и, — а это ясно имеет место — что женские биологические функции падают в тот же время, как наблюдается появление внутренней фигуры "незнакомого любовника", который стимулирует женщину к личностному психологическому развитию, то, следовательно, именно потребность в налаживании взаимосвязей между полярными принципами должна быть ключом к женской психологии.