Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Умение вдохновить мужчину - важнейшее женское качество
Психотерапевт Александр Вакуров. Форум. > Личностное развитие, про жизнь и всё такое > Мужчина и женщина.
Александр Вакуров
Несколько статей о мужчинах и женщинах с сайта www.taday.ru

Умение вдохновить мужчину - важнейшее женское качество

Ксения Лученко

Цитата
Мария Городова - журналист, ведущая постоянной рубрики в «Российской газете», соавтор книг архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна «Любовь долготеприт» и «Корабль спасения» - размышляет о проблемах современных женщин на материале писем читателей, которые приходят в газету.

- Мария, Вы много лет работаете с женской аудиторией - сначала в глянцевом журнале, потом в «Российской Газете». Большая часть писем, которые к Вам приходят, тоже от женщин?

- Нет, не только, много писем и от мужчин. У нас такая хитрость: мы поняли, что если письмо от мужчины, его обязательно прочитают мужчины, но и женщины тоже. А если письмо от женщины, то его будут читать только женщины, и мы потеряем мужскую аудиторию. Так что мы внимательно относимся и к мужской почте.

А внутрь вот эту (Мария Городова и архиепископ Иоанн Белгородский на презентации книги

- Когда женщина только воцерковляется, она, рано или поздно, начинает ощущать, что существует некий разрыв между тем образом женщины, который нам предлагает Церковь, и тем, который диктует современный ритм жизни. Приходилось ли Вам это преодолевать?

- Конечно, я с этим сталкивалась. Когда я работала в «Крестьянке», и уже не первый год публиковала интервью с архиепископом Иоанном. Помню, однажды, я сидела в конференц-зале, за столом в красивом, но не вызывающем, платье - это была авторская работа одного дизайнера, так вот я сидела в этом платье и сверяла цитаты из Библии по «Симфонии». И тут ко мне подходит молодой парень - компьютерщик и говорит: «Надо же, в таком платье и верующая! Так не бывает!». Если я блондинка, в красивом платье, да и еще и смеюсь, то это, по его мнению, с образом христианки никак не вяжется. Думаю, что сейчас этот стереотип верующей женщины - платье в пол, очи долу и семенящая походка - уже отходит в прошлое. Посмотрите на очереди, которые стоят к матушке Матроне, там много молодежи, все очень современно одеты. То есть мы уже начинаем понимать, какое это счастье, что мы разные, что допустима индивидуальность, но при этом мы все вместе - Церковь.

- Вы анализируете приходящие в «Российскую газету» письма, систематизируете их. Какие, на Ваш взгляд, основные болевые точки в жизни современной женщины?

- Мне действительно много пишут, письма идут со всей России. И могу честно сказать: люди, к сожалению, живут очень трудно. Одна из серьезнейших проблем - проблема разрушения института семьи. На мой взгляд, кризис семьи вызван целым рядом причин. Во-первых, не все адаптировались к новым экономическим реалиям. Мужчины, к сожалению, часто, гораздо чаще, чем женщины, позволяют себе «внутреннюю эмиграцию» - вроде бы, номинально, мужчина в семье есть, но никакой ответственности за жизнь семьи он при этом на себя не берет. Просто «эмигрирует» - в алкоголь, в Интернет и так далее. Как показывает практика, женщины справляются с проблемами намного лучше.

Вторая причина более тонкая - это изменение ролевых функций в семье: мужчина перестаёт быть главой семьи, и эту роль взваливает на себя женщина. А это губительно для семьи. Словно произошел какой-то тектонический сдвиг - в наших мозгах, в нашем поведении: женщина перестает быть женщиной, а мужчина - мужчиной.

К тому же сейчас в обществе СМИ идет агрессивная пропаганда вседозволенность. Обратите внимание, как мало у нас сейчас говорят о любви, тем более о жертвенной любви, или о верности... Но зато везде вам напомнят о сексе. Более того, секс сейчас своего рода раскрученный бренд: искусство обольщения используют и производители одежды, и мэтры кинематографии. Так смещаются акценты в отношениях между мужчинами и женщинами, и это не может не сказаться на семье.

Однажды, при подготовки материала в «Российскую газету», я зашла на сайты знакомств, подчеркиваю, именно на сайты знакомств, а не на порнографические сайты. Я была просто в шоке от увиденного. Я и представить себе не могла, что женщины могут так активно, легко и охотно предлагать себя на продажу - прямо как товар. Причем это были учительницы, экономисты, инженеры - люди с высшим образованием. И никто не воспринимал происходящее как что-то предосудительное. То есть в обществе сняты всякие табу. И это тоже одна из причин разрушения семьи. Летом в «Российской газете» был опубликован материал «Хищница» - письмо мужчины, которого бросила жена, и не просто бросила, а еще и полностью обобрала. После этого материала на нас обрушился просто шквал писем, причем от мужчин. Оказалось, что потребительский стереотип отношений между людьми переносится и в семью. Один мужчина написал, что к нему в семье относятся «просто как к кошельку, кошельку, который еще смеет иметь свое мнение». Конечно, такое отношение не может не оскорблять. Такие семьи погибают от отсутствия уже даже и не любви, а элементарного уважения.

Вседозволенность приводит к каким-то очень странным явлениям: например, входит в моду влюбленность женщин старшего возраста в молодых ребят. Когда мы опубликовали материал об этом, пришло много писем очень агрессивных - от женщин, которые убеждали себя и окружающих, что жить с альфонсом - нормальное явление.

- Может ли, на Ваш взгляд, Церковь противостоять этим социальным сдвигам?

- Никто другой этого не сделает. Нельзя прятаться от проблем, они от этого не исчезнут. Надо спокойно и твердо комментировать то, что происходит в обществе, вне зависимости от того, нравится это кому-то или нет. Надо называть вещи своими именами: грех грехом, распущенность распущенностью, растление растлением. Надо объяснять людям, что табу, ограничения, которые установлены Церковью, диктуются совсем не ханжеством. Эти ограничения в первую очередь охранительны по отношению к самому человеку - его духовному, психологическому и даже физическому здоровью. Кстати, часто достижения современной науки только подтверждают необходимость этих запретов. Ну, например, сейчас доказано, что влюбленность сопровождается выделением эндорфинов - веществ, которые снижают способность к критичному восприятию происходящего. И для молодых, когда они влюблены, понятно, что именно это некое «снижение критичности», эта некая эйфория влюбленности позволяет преодолеть барьеры, которые ставит наш эгоизм: девушка влюбляется в юношу, не замечая, какой он лопоухий, а юноша может и не заметить, что длинноногая красавица не так уж и умна... Но, оказывается, если эти же процессы происходят с человеком уже в другом возрасте, например, в 45- 50 лет, когда у него другой гормональный фон - то тут совсем иное явление, подчас губительное - человек может стать просто одержимым объектом своей влюбленности, настолько сильно снижается порог критичности. Такое гипертрофированное «опьянение влюбленностью» способно разрушить и жизнь самого человека, и жизнь его близких. Получается, наука только сейчас доходит до тех вещей, которые давным-давно знали в Церкви.

Мне кажется, еще одна из причин разводов в том, что в отношениях между мужчиной и женщиной исчезла тайна. Мы сами не заметили, как произошло опрощение отношений. У нас даже дети знают все про самые интимные моменты физиологии мужчин и женщин - потому что день и ночь по телевизору крутят ролики то про прокладки, то про препараты для лечения мужских проблем. Человек снижается до уровня животного - причем, не очень чистоплотного, и не очень совершенного. Но мы-то не животные! Мы созданы по образу и подобию Божию. Обычно женщины, которые сами выросли в благополучных семьях, очень точно понимают эту грань, куда можно впустить мужчину, а куда нет. Но эта грань должна существовать, обязательно.

- Но если реалистично смотреть на вещи, очевидно, что таких благополучных семей не очень много, ведь даже в полных семьях роли мужчины и женщины перемешаны или отношения далеки от идеала. Можно ли как-то еще научиться выстраивать отношения?

- Разумеется, перед нами несметное богатство мировой литературы - читайте, думайте, учитесь. У меня был счастливый брак, и из него вынесла следующее: мне кажется, главное умение женщины - умение вдохновить мужчину. А сейчас женщины почему-то чаще «гасят» мужчин, им нравится показывать мужу, что он никто. Но как можно соперничать с мужчиной, если ты изначально другая? Встань на ступеньку ниже. Кстати, это важно учитывать и когда воспитываешь мальчиков.

Хотя сама иногда ловлю себя на том, что проще подавлять - потому что послушное существо рядом это удобнее. Но ведь Бог дает людям право выбора, право быть свободными, и мы уж тем более не должны его отнимать.

- Вы отметили, что существует индустрия эксплуатации секса в коммерческих целях, но с ней связана еще одна проблема - культ вечной молодости, формируемый индустрией красоты...

- Хороший вопрос... Когда я работала в глянцевой журналистике, то, встречая за кулисами актрис, часто испытывала настоящее разочарование. Видишь молодую подтянутую кожу на лице, полностью лишенном индивидуальности.

По-человечески понятно, что актеры «работают лицом», что они должны за ним следить, что хочется остаться молодой, но... Знаете, у меня огромное уважение вызывают те актрисы, которые не делали пластических операций - они с достоинством воспринимают свои морщины, свой возраст, а значит, и свою жизнь. А как иначе? Ведь за каждой моей морщиной стоит отрезок моей жизни - моей боли, моих страданий, или, наоборот, моего счастья, моих радостей. Это мой опыт, это моя жизнь! Почему я должна ее стыдиться? В угоду кому от нее отказываться?

- Но это трудно объяснить женщине, которая нашла у себя первый седой волос или первую морщину. То, что Вы говорите, кажется отвлеченной теорией. А что делать, когда ты боишься, что работодатель посмотрит на тебя и скажет, что лучше взять молодую девочку?

- Есть все-таки разница между краской для волос, кремом от морщин и ножом хирурга, пластической операцией. И это даже не вопрос здоровья. Это вопрос того, как ты к себе относишься. Если ты воспринимаешь себя как товар, который ты предлагаешь другим, то понятно, что товар должен быть конкурентноспособным: сегодня в цене молодость, поэтому необходима, как говорится, «предпродажная подготовка» - и женщина ложиться под нож хирурга. Но если ты ощущаешь себя не товаром, а личностью, когда за твоими прожитыми годами стоит то, что ты узнала, то, чему ты научилась, то, кем ты стала, тогда это другая история. Думаю, тогда любой работодатель возьмет именно тебя - потому что ты личность. Есть ограниченный круг профессий - модели, балерины, спортсменки, для которых возраст - это минус. Но во всех других профессиях, в том числе и творческих, твои годы могут стать твоим опытом, твоим уникальным профессионализмом. Я часто вспоминаю французскую актрису Анни Жирардо, которая не боялась быть некрасивой. А с каким достоинством несли свои седины МХАТовские актрисы!

- А что, по Вашему наблюдению, труднее всего преодолеть современной женщине, когда она приходит в Церковь? Вы и сами воцерковлялись уже во взрослом возрасте, и видите примеры подруг, знакомых?

- Лично я не очень коллективное существо. Мне, честно говоря, мешает, когда у меня много знакомых в храме, мне проще идти туда, где меня не знают. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн очень хорошо сказал: «ищи в церкви Христа, а не христовых». Потому что после неофитского этапа, когда ты наделяешь святостью все, что с Церковью связано: и священника, и людей в храме, и бабушку за свечным ящиком, и едва ли и не сам этот ящик, после такого этапа очарования неизбежно наступает этап разочарования. Оказывается, что люди в храме не святы, и даже более того - не лишены каких-то человеческих слабостей. Знаете, пример последних дней, пример отца Даниила Сысоева, нам показывает, что мы должны научиться отличать внешнее в человеке от внутреннего человека. Внешний человек может быть не чужд человеческой увлеченности, человеческой горячности, он не избежит ошибок. Но все это не исключает его святости по внутреннему человеку.
Александр Вакуров
3 декабря 2009

Киндер, кюхе, кирхе

Ксения Лученко

Цитата
Мы продолжаем серию бесед в преддверии Первого форума православных женщин. На вопросы «ТД» отвечает писатель, литературный критик, колумнист газеты «Ведомости» Майя Кучерская.



Писательница Майя Кучерская

- Вы часто пишете «о женском»: в романе «Бог дождя» героиня - юная девушка, в рассказе «Кукуша», кажется, та же девушка или ее подруга, но уже взрослая, семейная. И оба этих произведения шокируют откровенностью, уязвимостью. По-женски не больно так раскрываться? Ведь ясно, что хотя лирическая героиня - не Вы или не совсем Вы, опыт Вы ей передаете свой.

- К сожалению, качество преподавания литературы в школе настолько низкое, что большинство наших сограждан не в состоянии отличить автора от рассказчика произведения. Я передаю свои наблюдения, и мой опыт состоит в осмыслении того, что проходит мимо меня. Этот опыт раскрывать не больно. И еще - его даже необходимо раскрывать, чтобы не разорвало изнутри.

- В предисловии к «Современному патерику» Вы писали, что Ваши интересы исчерпываются «киндер, кюхе, кирхе». И тем не менее, Вы много работаете - пишете, преподаете. Для многих женщин необходимость сочетать церковный образ жизни и существование в современном мире становится причиной внутреннего конфликта, когда идеальное не совпадает с реальным. У Вас есть эта проблема?

- Обе мои жизни настолько далеки от идеала, что ничто не мешает их счастливому сосуществованию. А если серьезно, то секрет тут, думаю, в том, что эти «три к» на самом деле - совершенно одно и то же! Дети, церковь, кухня - все это части единого целого, плавно перетекающие друг в друга, целого под названием «жизнь».

- У Вас трое детей, из них две дочки. Что бы Вы из Вашего женского опыта хотели им передать, от чего предостеречь, чего Вы для них больше всего боитесь?

- Умение выбрать мужа - хотелось бы передать. Ну, и чтобы они были людьми, просто людьми. Кажется, к этому призывал покойный Патриарх Сербский христиан, чтобы были людьми. Предостеречь же хотелось бы от иллюзий и излишней самоуверенности, только боюсь, это невозможно. Поэтому остается все равно первое - пусть будут хорошими, добрыми девочками, открытыми и чистыми сердцем.

- А что в воспитании девочек кажется Вам принципиально отличным от воспитания мальчиков?

- От девочки потребуется со временем гораздо больше терпения и любви, поэтому ее важно вырастить сердечно зоркой, чтобы она сумела вовремя увидеть, когда ее мальчиков, мужа, сына, нужно поддержать в их тяжелой мужской жизни - подать носовой платок, вытереть скупые мужские слезы, а когда этих слез не заметить вовсе, проявить такт. Словом, женский удел - это служение, реализация своей ипостаси, ипостаси его ребра. Вот к этому и надо готовить наших дочек. Но если честно, у своей младшей дочки я сама сейчас учусь. Неизвестно еще, кто кого тут воспитывает. Ей сейчас восемь месяцев, и она не знает обид, всем улыбается, источает постоянный свет и нежность, тепло и невинность, а когда возвращаешься домой, она тянет к тебе ручки и радуется тебе так, как никто на земле. От этого замирает сердце, и получаешь хотя бы приблизительное представление об ангелах небесных. И о том, как хорошо бы относиться к своим близким.

- На Ваш взгляд, есть ли смысл в каких-то объединениях по половому признаку? Какой должна быть Ваша мотивация, чтобы вступить в некий «женский профсоюз» или даже «православный женский профсоюз»?

- В объединениях по половому признаку безусловно есть смысл, смешанная команда по футболу, например, - нонсенс. Что же до профсоюзов, то если все дети уже выросли, внуков у них нет, к тому же и муж давно умер, то почему бы не собраться веселой компанией?

- Существует ли «гендерный вопрос» в церковной среде? Бывают ли «православные феминистки»?

- Упрямые тетки, которые уверены в собственной правоте и исключительности, существуют в любом сообществе. Такие православные феминистки точно есть в церковной среде. Но если представлять себе феминизм как достойное, полное самоуважения и уважения к другим поведение, то да, и такие православные феминистки существуют. Например, великая княгиня Елизавета Федоровна. И это пример очень важный, показывающий, как многое женщина в Церкви может, если только предоставить ей чуть больше свободы.
Александр Вакуров
3 декабря 2009

Женщина создана, чтобы украшать жизнь

Мария Хорькова

Цитата
3 декабря в Москве откроется Первый Форум православных женщин. О жизни современных православных женщин и том, какие проблемы их волнуют, корреспонденты «ТД» побеседовали с православными писателями-женщинами. Сегодня мы публикуем первую беседу — с поэтом, членом Союза российских писателей и ПЕН-центра Олесей Николаевой.



Православная писательница Олеся Николаева

- Олеся Александровна, что, на Ваш взгляд, происходит с образом женщины в медийном пространстве - СМИ, кино? Насколько влияет этот образ на реальную жизнь, на семью?

- Если судить о современной женщине по телепередачам, то это - существо агрессивное, алчное, примитивное и относящееся к противоположному полу как к столь же тупому быдлу, падкому на лесть, «бабки» и дамские «цацки»:

- Купила себе сапожки!

- А он?

- А он - ноль внимания!

- Ноль внимания?

- Иду - вся такая...

И тут, не закончив фразы, она замирает, закатывая глазки и изображая на своем личике безмолвное «райское наслаждение».

- Пантин? Я в шоке!

- Я - женщина, а не посудомойка!

- Я - сама обаятельная и привлекательная!

Непереносимая пошлость и этих домохозяек-хлопотушек с их «ванишем», и железных бизнес-вумен со стальным блеском в глазах, неподвижной маской и походкой Командора въелась в нашу жизнь.

Посмотрите любое ток-шоу с участием женщин, любой сериал - там непременно окажутся и остервенело-агрессивные, и апатично-безучастные, что, по сути, скрывает (или выдает) одно и то же: жалкое существо, влачащееся по праху земному, бесчувственное к мистической подоплеке жизни и обуреваемое лишь собственными неудовлетворенными инстинктами и болезненным самолюбием.

Безусловно, этот медийный образ влияет на формирование и ментальных, и словесных, и поведенческих моделей. Для современной женщины не составляет внутренней проблемы поменять мужа или любовника, для нее престижно работать в фирме, делать карьеру, зарабатывать деньги и самой распоряжаться своей судьбой. Семья расценивается здесь как репрессивный инструмент, который, если он мешает карьере, можно упразднить.

- А идеал женщины, который сформировался в церковной среде (многодетность, хозяйственность в сочетании с активной жизненной позицией, благочестием, определенным внешним видом)? Не секрет, что этого «идеала» мало кто достигает, в результате - либо лицемерие, либо «бремена неудобоносимые», либо неврозы...

- Мне кажется, что женщина действительно создана, чтобы украшать жизнь, делать мир более утонченным, изящным, эстетичным: недаром она сама так любит всякие украшения, подробности, нюансы и так хочет быть красивой. Она как раз призвана смягчать мужскую жесткость, веселить суровость, разряжать напряженность, утешать печаль, просветлять сумерки уныния. Недаром в русских сказках образ Василисы Премудрой или Елены Прекрасной явлен нам со звездой во лбу: «А во лбу звезда горит».

Святая равноапостольная княгиня Ольга принимает Православие, укрепляет границы, вводит таможенный сбор на пути «из варяг в греки», проявляя недюжинный государственный ум. Императрица Екатерина Великая не только увеличивает владения Российской Империи, подавляя Пугачевский бунт, - она закладывает основу ее грядущего «золотого века». Недаром эстет Поль Валери говорил о России XIX века как о восьмом чуде света.

В жизни мужчины очень многое зависит от того, с какой женщиной он связал свою судьбу, и в его достижениях, победах, чести огромная часть принадлежит женщине. Но и женщина - стихийная, хтоническая по своей природе - обретает свою форму благодаря одухотворяющему воздействию на нее мужского начала.

Образ такой женщины, создающей вокруг мужчины собственный Космос (а по-гречески глагол «космео» значит «украшать»), вполне совпадает с женским идеалом в Православии. Я говорю именно об идеале, а не о стилизации под него.

- Есть такое мнение, что если женщина берется за какое-то «неженское» дело, например, литературу, она должна делать это в разы лучше мужчины, иначе ее удел - насмешки. Согласны ли Вы с этим?

- Литература - это дело не мужское и не женское, это дело призвания. Если ты чувствуешь, что ты к этому призван, трудись, как можешь, молись, чтобы Господь тебя не оставил, и не смотри на других, лучше это получается у них или хуже. Не всем быть Пушкиными и Достоевскими. Читать Тэффи - тоже большое утешение.

- Может ли женщина быть яркой, успешной, деловой и при этом не превратиться в главу семьи? Как сохранить традиционные роли в семье, если ты - не домохозяйка?

- Все конфликты и в семье, и в творчестве могут быть разрешены только любовью, только исканием Царства Божьего. Но на то, как именно его искать, что конкретно это значит в твоей жизни, нет общих рецептов - в этом и состоит индивидуальное творчество, личная стратегия: здесь - уступить, здесь - уклониться, здесь - спросить мудрого и старшего, здесь - проявить творческую волю, настойчивость и решимость, здесь - пойти на риск, а здесь - сдаться на милость победителя. У женщин - разные дарования, и каждая должна ценить и развивать свое, каким бы малым оно, на первый взгляд, ни казалось. Артистично убрать дом или сварить суп, элегантно одеть мужа, радушно принять гостей, ублажить немощных стариков-родителей, утешить несчастливых подруг, я уж не говорю о том, чтобы научить детей любить Христа, на мой взгляд, дело куда более важное и высокое, чем стать удачным менеджером по продажам, опубликовать в престижном журнале статью или защитить диссертацию.

Но не всем женщинам даны эти «семейные» дарования, как и не всякая может профессионально рассуждать о Канте. Есть женщины со специфически мужским складом ума, всецело посвящающие себя науке. Что ж, как сказал апостол Павел, «все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31). Самое главное - не создавать для себя искусственный мир, не надевать на собственное лицо маску, не притворяться, не фальшивить, не стараться соответствовать чужим стандартам, не впадать в стилизацию, а прожить собственную жизнь.

- Нужны ли общественные объединения по гендерному принципу? Что могло бы заставить Вас вступить в некое женское движение, например, за защиту традиционных ценностей?

- Нужны ли женские общества? Вряд ли - даже в защиту традиционных ценностей. Ибо самая лучшая их защита - это пример собственной жизни, где все как всегда: кирхе, кюхе, киндер. И если будет все в ней, вроде бы, «как у всех», но сколь радостно, прекрасно, талантливо, вдохновенно, - это и будет свидетельством славы Божьей.
Александр Вакуров
29 ноября 2009

Мать - героиня, отец...?

Анна Ромашко

Цитата
Сегодня в России отмечается День матери. Мать пятерых детей, жена священника Анна Ромашко считает пафос этого праздника неудачным.

Иногда во сне я вижу себя - состарившейся, сидящей в кресле за чтением писем. Вскрываю конверт и читаю: «Мамочка моя, дорогая мама, помнишь, я болела? Ты сидела ночи у моей кровати, а когда заболели Сеня и Лёник, вы с папой по очереди вставали - каждый час, по будильнику, потому что не спать вам уже невозможно было, глаза слипались, - и мерили температуру. И потом, когда Сеню увезли на скорой и папа все ехал сзади на машине и молился... Помнишь, как в реанимации ты каждую ночь дежурила в коридоре: Сеня так долго не выздоравливал, и все, что было потом, - осложнения, долгое лечение, наконец, операция... И как во время операции папа стоял неотступно перед иконами - боялся оставить ребенка на миг без молитвы! Скорби такого рода всегда внезапны и сокрушительны, но вы выстояли, а вместе с вами и мы, мамочка, папочка...». Во сне меня охватывают умиление и радость: ничто не уходит в никуда, жизнь приносит добрые плоды.

Любить чтобы жить

Скорби родителей, связанные с рождением и воспитанием потомства, часто незаметные самим детям, бывают столь жгучими и болезненными, что, кажется, едва ли можно и пережить их... Тем не менее, они - родительский долг. Самопожертвование, всепрощение, полное принятие своих детей, безусловная любовь к ним - вот те чувства, которые питают отношения поколений, уберегают от грядущего со всех сторон равнодушия, несчастий в семейной жизни. Супруги, горячо любящие своих детей, могут ли они разлюбить друг друга? А дети, выросшие в тепле любви и мирной радости, какое богатство они получат на всю свою жизнь, какое наследство!

Господи, помоги! Как же нам сделать так, чтобы наши семьи, словно маленькие солнца, обогревали все вокруг себя, чтобы в их теплой и мягкой почве смело тянулись ввысь детские сердца, возвращая должное Создателю - свои бессмертные души?

Советское время почти уничтожило семью. Пока в СССР жили люди, пусть отступники от веры, за которых возносилась церковная молитва, чьи предки взошли в Небесное Царствие, семья была жива. В памяти народа были примеры дедов, крепких уставных семей. Но по мере удаления общества от Бога, смены поколений, помнящих Бога, на совершенных безбожников и семьи становились лишь подобиями таковых. Так случилось, что за мое поколение и помолиться бывает некому. Вот, идем по жизни, словно по минному полю. А миноискатель один - любовь Христова.

Возрождение семьи возможно только во Христе. В этом - моя вера и мой горький опыт. Как только вера в Бога ослабевает, нас начинают трясти обыкновенные мирские страсти: ревность, обиды, гнев, недоверие. И только живя полнокровной жизнью вместе с Церковью, внимательно следя за душой, возможно сохранить то совершенство отношений в семье, к которому нас призывает Евангелие:

(Еф. 5:25)

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

потому что муж есть жены, как и Христос Церкви, и Он же Спаситель тела.

Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;

чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего -

либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,

потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость.

Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:

да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.


Неудивительно, что большая часть текста этого отрывка из апостольских посланий обращена к мужу. Образ матери получил особенное значение только в советское послевоенное время, и все воспитание поколений фактически легло на женские плечи. Но нам не следует забывать, что в христианстве первично отцовство, а материнство без правильного мужского попечения о семействе невозможно, как в дореволюционное время невозможно было представить себе женскую педагогику в мужской гимназии. Более того, источником любви в семье считается именно муж, его вера и верность Богу - тот единственный созидающий фактор семьи, без которого, как без краеугольного камня все здание рушится.

День Матери

В 1998-м году появился указ президента Ельцина об установлении Дня Матери. Сухие строки полагают празднование его в последнюю неделю ноября. За десятилетие, прошедшее с тех пор, появились определенные традиции праздника: акции в поддержку многодетных семей, солдатских вдов и матерей, женщин - ветеранов ВОВ и прочее. Два с половиной года назад я была награждена знаком отличия «За материнскую доблесть», поэтому успела поучаствовать в ряде мероприятий, посвященных матерям. Первое, что поражает в таких праздниках, - то, что материнство преподносится как героизм и служит объектом восторгов и преувеличенно хвалебных словес. Атмосфера праздника перенасыщена эмоциями гордости и похвальбы. Но между тем, дети - это Божие благословение, и принимать с благодарностью плод чрева - нормальное состояние семьи! Жаль, никогда еще мне не доводилось слышать эту мысль в День Матери.

Второе, что неприятно поражает, - полное непонимание роли женщины в доме. Зачастую мамы-героини, особенно атеистического склада, попечительницы приемных детей, семейных детдомов преподносят себя как владычиц и полноправных глав своих семей. Им звучат неуемные восхваления, а мужья появляются на этих шоу весьма редко. Совершенно противоестественно, что материнство преподносится как героизм и служит объектом восторгов и преувеличенно хвалебных словес, - гораздо более изобильных, чем реальная помощь матерям.

Говоря о Дне Матери, хочется напомнить, что материнство не самодостаточно, и если в нашем обществе привыкнут воспринимать мать сумасшедшей подвижницей, рождающей детей вопреки здравому смыслу и реалиям жизни, то добра из этого получится немного. Стоит ли чествовать материнство, тяготеющее к установленному советским обществом образцу, в соответствии с которым воспитанием занимается мать, а отец ограничивается в лучшем случае совместным просмотром с детьми телевизора? И без того плоды женского воспитания налицо.

Я прекрасно понимаю, что государство пытается стимулировать рождаемость, повышать статус многодетных и приемных семей, всячески оказывает им помощь. На этом фоне как раз и уместно разрушать стереотип героического материнства и умаления важности отцовства. Как это сделать? Откровенно говоря, сложно представить. Может быть, повышая в людях духовную грамотность, шире знакомя детей и взрослых с основами христианской и традиционной семейной этики, привлекая к празднованию Дня Матери отцов и особо поощряя их участие в проводящихся акциях? Поможет издание брошюр, разъясняющих смысл супружества. Нашим мужчинам так важно понять, что без их жертвенной любви, без веры и надежды во Христе никакое материнство и воспитание детей невозможно! Празднование Дня Матери становится лишь робкой надеждой на возрождение семьи без осознания этой истины, как бы фантастично она не звучала на государственном уровне.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.