Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Страшно водить машину
Психотерапевт Александр Вакуров. Форум. > Личностное развитие, про жизнь и всё такое > Чего Вам не хватает в Вашей жизни?
Александр Вакуров
Поисковые слова: водить страшно, смогу ли я водить машину, Боюсь водить авто, Страшно за рулём, Как не бояться водить машину, Боюсь сесть за руль
---------------------------------------------------

Вынесу в самое начало топика ссылку на мою статью для всех начинающих автомобилистов, и тех, кто вообще боится начать водить машину:
Боюсь садиться за руль автомобиля.

--------------------------------------------------

В ЖЖ обнаружил хороший вопрос и замечательные ответы на него. Запечатлеваю здесь.

Сам вопрос:
страшно водить машину

Цитата
Дорогие друзья! Взываю к коллективному разуму.
Получила права месяц назад. Очень страшно водить машину. Ужас и кошмар - вот основные чувства, которые испытываю, находясь за рулем. Катаясь с инструктором, тоже было страшно, но тогда существовали две цели - научится управлять ТС и получить права. Сейчас боюсь не справится с управлением, боюсь пешеходов, машины эти кошмарные везде едут и стоят, трамваи, маршрутки, о, ужас..... Что делать, как привести себя в чувство - ума не приложу. Машина нужна, чтоб тяжелые авоськи из магаза не на себе таскать.


и замечательные ответы на него:


Цитата
[info]no_name_x


2010-01-13 11:11 am

Целая лекция получилась... но надеюсь, Вам поможет :-)
Да, как уже правильно заметили, самое главное - практика.
Страх в начале будет в любом случае, процесс этот неизбежен. И это правильно - аккуратнее будете водить. Период этот длится, как правило, до 3-4 месяцев.

1. Каждый день.
Но это при условии, что Вы будете водить машину каждый день.
Если Вы ее будете водить раз в неделю, по выходным, то это, вероятно, от страха не спасет. Вождение по выходным, по вечерам, в т.ч. на площадке, полезно с точки зрения отработки навыков, "привычек" совершать необходимые действия своевременно в спокойной обстановке, но страха не лишает, - как только вы попадете в атмосферу "час пик" - страх тут же вернется... да, в общем и не уйдет - каждый раз поездка на автомобиле будет превращаться в подвиг.
Т.о., дабы страх ушел, водить машину нужно каждый день. Это неизбежно. Но это только на 3-4 месяца, а дальше жизнь, полная счастья, удовольствия и мобильности :-)
Ставьте себе цель: каждый день до работы/учебы и обратно.

2. Комфортная скорость. Дистанция. Тормоз.
Начинающий водитель в первое время больше занят самим процессом управления автомобилем и меньше - тем, что происходит вокруг него, поэтому, я думаю, Вам и кажется, что внимание Ваше концентрируется не на том, на чем нужно. Отсюда возникает страх: Вы понимаете, что вокруг масса "угроз", но должного внимания этим угрозам Вы уделять пока не можете. => Важно понимать, что никто не заставляет Вас водить машину со скоростью опытного водителя. Для Вас сейчас важно водить машину с той скоростью, которая позволит Вам СВОЕВРЕМЕННО реагировать на все дорожные знаки и прочие неожиданности. Знак начинающего водителя на машине Вам это разрешает :-) Все едут 60 км/ч, но Вам комфортно - 30 км/ч? Двигайтесь 30 км/ч (конечно, лучше - в правом ряду, но если ряд только один - ничего страшного).
Исходя из тех же соображений (возможности своевременного реагирования) держите бОльшую дистанцию с другими автомобилями - дистанцию, комфортную для Вас.
Если Вы чувствуете, что происходит что-то не очень привычное (например, зад впереди идущей машины приближается к вам слишком быстро :-), Вас подрезали и пр.) жмите на тормоз, не раздумывая. Лучше, если Вы остановитесь и даже отдышитесь минутку (включив аварийку, конечно - см. правило 3), чем в кого-нибудь въедете и будете виноватой (кстати, ттт, но если Вы попали в аварию, то обязательно затем после всех разбирательств, сядьте за руль и езжайте дальше, как бы не было после этого страшно... т.к. иначе будет очень сложно заставить себя сделать это вновь).

3. Предсказуемость.
Поворотник должен быть буквально продолжением Вашей мысли. Чем раньше Вы обозначаете свои намерения, тем меньше окружающие злятся и сигналят Вам, т.к. у них появляется возможность спланировать свои действия своевременно и перестроиться в нужный ряд заблаговременно, а иногда они даже будут благосклонно пропускать Вас вперед, понимая Ваше непростое психологическое состояние (будьте терпеливы, не первая, так пятая машина Вас пропустит) :-) Это простое правило также во многом снимает напряжение на дороге.

4. Планирование: маршрут, перестроения, парковка.
Как правильно было замечено: отрабатывайте маршруты. Продумайте маршрут, отработайте его в спокойной обстановке (вечером, когда мало машин, либо в выходные дни), продумайте, где Вам будет легче перестраиваться из ряд в ряд, для того, чтобы повернуть (например, на определенных отрезках улицы - машин меньше - там легче перестроиться, можете перестроиться заблаговременно, дабы не перестраиваться в плотном потоке, что для новичка сложно), где Вы будете парковаться (если Вы работаете в центре, то с парковкой там всегда напряженка и я бы советовала в первое время выезжать заранее, чтобы: а) найти место, б) нормально запарковаться, пока нет машин, т.к. в первое время - это та еще проблема). В общем, продумайте все мелочи и закладывайте на поездку бОльший запас времени, это поможет, если не побороть страх, то контролировать его ... что и требуется в первые 4 самостоятельных месяца вождения :-)

Успехов! :-)

P.S. Ну, да - и на дороге масса неадеквата, который иногда сигналит просто так. Не обращайте внимания.



Цитата
wildhedgehog

2010-01-13 04:12 pm

Исчерпывающеsmile.gif

И ещё одно: не суетитесь. Кто торопится - перепрыгнет. Чтобы не сигналили - первый ряд, и вперёд. Если сигналят, но вы соблюдаете рядность (несоблюдение - одна из типичных ошибок новичков) и скоростной режим - косите и забивайте. Есть лишь один сорт машин, которым нужно уступать - у них лампочки сверху мигают и они вопят противноsmile.gif

А что касается парковки, лично я (владелец немаленькой машинки) исповедую принцип "подальше положишь - поближе возьмёшь". Ставьте где удобно лично вам, но, естественно, не нарушайте требований знаков и разметки. Иногда лучше 5 минут пройти до места, чем 20 минут искать очередного кретина, который вас подпёр.

И на самом деле, страшное начинается не на старте езды, а после года опыта. Сначала боятся все, а после года появляется ощущение самоуверенности.
Александр Вакуров
Цитата
raydavies

2010-01-13 07:40 am

Есть два способа: радикальный и более постепенный.
1. Выезжаете на какой-нибудь оживленный перекресток (еще лучше - на трамвайные пути), останавливаетесь, включаете аварийку и стоите, слушаете музыку. Полчаса минимум. После этого страх если вовсе и не пройдет, то значительно уменьшится - главный ужас вы уже пережили.
2. Ездите с инструктором (только с тем, который не орет), пока тупо не станет жалко денег. Тогда страх постепенно заменится другим чувством.
Но в любом случае не отказывайтесь от вождения.


Цитата
no_name_x

2010-01-13 11:32 am

кстати, если - не инструктор, то может у вас есть близкий человек (опытный водитель), который поможет Вам адаптироваться?
Мне в свое время муж здорово помог в этом вопросе. Водить я начала в связи с тем, что ребенок пошел в школу и приходилось тащить его в центр, а на общественном транспорте - это было не очень приятно. Система у нас была такая (совсем уж тепличная, зато нервов меньше и адаптироваться проще):
1. первые две недели (ес-но, после получения прав) муж ездил со мной в качестве a-la инструктора.
2. следующие две недели мы ездили двумя машинами: я - на первой, он - на второй (с ребенком), он помогал мне перестраиваться (я включала поворотник, он перестраивался, после этого перестраивалась я).
3. еще неделя - также двумя машинами, но ребенок уже в моей машине.
... но все равно страх ушел только через 3 месяца: каждый раз за полчаса до окончания рабочего дня - у меня начинался мандраж по поводу того, что сейчас нужно идти на парковку, садиться за руль и ехать домой в самый час пик.
Александр Вакуров
Цитата

j_u_l_i_a_i

2010-01-13 09:23 am

поздравляю с правами!
вспоминаю себя - тоже было страшно ужасно! каждый день утром и вечером по часу настоящей пытки. Ездила, сцепив зубы и завидовала тем, кого в автобусах/троллейбусах возят - никакой тебе ответственности за окружающих и обнаженных нервов.. Где-то месяц это чувствовалось очень остро, потом потихонечку стало спадать. Все равно привыкаешь! в принципе через месяца два уже точно становится спокойнее (особенно если маршрут более-менее постоянный), а через полгодика уже конкретно начинает нравиться smile.gif Держитесь, все будет хорошо, просто немного времени нужно на это.

Я в первое время утешалась тем, что "это все прошли ведь как-то? значит, и я смогу.."




Цитата
wild_sunny

2010-01-13 09:25 am

Я тоже через это проходила, одно время даже думала, что у меня врожденная непредрасположенность к вождению и я никогда не научусь спокойно ездить по городу с кучей других машин и пешеходов smile.gif
Практиковалась вечерами, когда еще светло, но машин уже намного меньше. Наматывала круги по городу, обкатывая самые нужные мне маршруты. Для себя определила, чего я боюсь больше всего: например, что не успею среагировать. И бесконечно прорабатывала всякие мелочи.
А потом уже стало нестрашно ехать по привычным маршрутам хоть в час пик. Позднее - и по непривычным тоже smile.gif
Так что не спешите пока с авоськами, имхо. Покатайтесь еще какое-то время в свое удовольствие, потренируйтесь. Уверена, что все получится smile.gif
Александр Вакуров

Цитата
allaboutan

2010-01-13 12:02 pm

Я хочу добавить - в принципе, все уже высказались.
НО мне вот помогала мысль: "А сами-то не начинали, что ли?", когда неадекват какой-нибудь крутил мне пальцем у виска.
То есть - не забывайте, что ТАК ЖЕ боялись все, кто начинал водить. Без исключений.
Практика и ещё раз практика. Через 5 лет вам будет вообще все равно, на какой машине и по какому маршруту ехать.


Цитата
iness_zh

2010-01-13 12:18 pm
Мне в свое время очень помогла мантра
** Никто и никогда САМ не будет кидаться вам под колеса! Никто и никогда СПЕЦИАЛЬНО не будет таранить ваш автомобиль!**
Посмотрите на дорогу вокруг себя. Каждый водитель стремится избежать столкновения. А пешеходы, как бы они ни наглели, не хотят попасть под колеса.
Так что всё зависит только от вас. Спокойствие, опыт, желание.
Удачи!
Александр Вакуров
Начал учиться сейчас. Уже не страшно. smile.gif
Julia
Цитата(Александр Вакуров @ 18.10.2010, 22:43) *

Начал учиться сейчас. Уже не страшно. smile.gif

Александр, Вы молодец! А я... sad.gif много лет хочу машину, уже даже хочу сама водить.( раньше хотела, чтобы меня возили). У меня вообще позиция наблюдателя в этой жизни, а не участника. sad.gif Но страшно водить и похоже это семейное.. не было в семье машин.Никогда.
Александр Вакуров
Как оказалось, ничего страшного. smile.gif
Инна
Я тоже боялась управлять автомобилем. Отучившись, я не пошла сдавать экзамены (поругались с мужем), только, через, почти полтора года, пошла сдавать. Во-первых, мне нужно было свое средство передвижения – приперло, во-вторых я перестала бояться управлять автомобилем, я почувствовала машину (габариты, скорость, тормоз). Ну естесно на первых порах парилась – когда фары забуду включить/выключить, когда машины пропускаю, пропускаю, потом возьму и проскачу, а после еду и думаю «ну, дура, нет. нет чтобы подождать» smile.gif
Мое ИМХО – надо почувствовать машину, стать с ней одним механизмом. И конечно знать правила, когда знаю, что поступаю согласно правил, становится все равно на «бибикающих адреналинщиков»
Алла Касаткина
У меня права уже лет 17, а водить машину начала немного позже.

Муж очень не хотел, чтобы я садилась за руль и мне было очень удобно на пассажирском сидении.

Потом в один день пошла и купила себе машину. Водить было страшно целую неделю! Но у меня был отличный инструктор и я с ним ездила по городу и пробкам в своей машине (никаких страховочных педалей, никаких дополнительных зеркал) и он постоянно комментировал мои действия. За неделю все встало на свои места...

Но первая поездка без инструктора одной в машине для меня была пыткой - спина мокрая была (а на дворе ноябрь!). Потом привыкла быстро.

Сейчас мой активный водительский стаж перевалил за 10 лет, а количество км за рулем за пару-тройку сотен тысяч километров.

За рулем езжу с удовольствием. Уже не гоняю, а просто наслаждаюсь.

Саша, немного практики и тебе будет водить машину просто в кайф! Главное, помни, что ты за рулем едешь по своим делам, а не реагировать на других водителей. Тогда столько напряга уходит сразу! ;-)
Александр Вакуров
Спасибо, девочки, возьму ваши советы с собой в дорогу.
Blaze
Спасибо за тему, вовремя. Собираюсь покупать машину, очень нужна по работе, на встречи много езжу, и к некоторым уже "не комильфо" без машины, а некоторые клиенты находятся настолько далеко в области, никак не доберешься к ним по другому. Просто уже жизнь прижала к стенке, надо.
Но не сажусь за руль, потому что страшно... Мне проще такси заказать, что я и делаю, когда есть необходимость.
В общем, нужно будет еще поработать над собой очень сильно... При одной мысли начинаю холодеть. Как гляну на это движение без правил по Москве, так и начинаю дрожать, как себя представляю в этом потоке.... sad.gif dry.gif
Александр Вакуров
По мере обучения обнаруживаю у себя вот что.

Водить СОВЕРШЕННО не страшно. Лишь в определённые моменты, когда не уверен, что контролируешь ситуации (у меня это только проехать мимо встречной машины на большой скорости), ибо пока ещё не чую габариты.

И то сегодня продвинулся в этом. Обнаружил, что оказывается, до сегодняшнего дня СМОТРЕЛ ПРАВЫМ ГЛАЗОМ на встречную машину, фактически, оценивая расстояние чуть ли не от правого края моей машины. Как только СМЕНИЛ ВЕДУЩИЙ ГЛАЗ и начал в моменты, когда встречная приближается СМОТРЕТЬ ЛЕВЫМ ГЛАЗОМ - великолепно почуял расстояние до другого автомобиля и успокоился.
Александр Вакуров
Когда пишу "смотрел правым глазом" это не значит, что закрывал левый глаз. Это значит, что инфа шла в основном только от него (я левополушарник, и ведущий у меня правый глаз).

"Сменить ведущий глаз" - это надо тренироваться, это каждый умеет, главное внимание на это обратить.
Александр Вакуров
Для меня сейчас самый мешающий фактор - инструкторы по вождению.
Александр Вакуров
Педагогический непрофессионализм полнейший. Выбор профессии явно связан с психопатическими наклонностями и комплексами - как у учителей, милиционеров, военных, врачей, психологов и так далее.

Отрываются над клиентом по полной. Приходится регулярно поправлять.
Александр Вакуров
Смешной тескт

Как правильно водить машину в условиях мегаполиса?

www.jem.in.ua




Как правильно водить машину в условиях мегаполиса? Вы первый раз едете за рулем незнакомой машины по незнакомому городу в условиях гололеда, и не знаете куда нажимать, куда рулить и где здесь кнопка катапульты, на случай если Вас подобьют.
1. Допустим, Вы находитесь в машине, и при попытке тронуться с места замечаете полное отсутствие руля, педалей, панели управления, обзор передней полусферы затруднен посторонними предметами. Возможно, Вы сели на заднее сиденье, пересядьте на впередистоящее кресло.
2. Допустим, вы едете своей дорогой, а все остальные машины едут Вам навстречу лоб в лоб и сигналят, посигнальте им в знак солидарности, и включите дальний свет фар. Если симптомы не исчезают, прекратите движение и спросите у работника государственной автоинспекции "Это случайно не Англия?".
3. Допустим, это не Англия, тогда возьмите немного правее и продолжайте движение, если вы заметите, что количество пешеходов на проезжей части резко увеличилось, возьмите левее, возможно Вы едете по тротуару. Таким образом, поочередно поворачивая руль вправо-влево, выберите оптимальную траекторию.
4. Допустим, Вас постоянно обгоняют прочие автомашины, откройте дверку и выйдите, дабы удостоверится - не стоите ли Вы на месте и нет ли каких-нибудь предметов мешающих вашему движению. Если Вы убедились, что Ваша машина не стояла на месте - догоните ее на попутках.
5. Допустим, у Вас спустило колесо, остановите машину и поищете в багажнике запасное колесо и насос, если вместо этого Вы увидите в багажнике подозрительные металлические предметы, чем-то отдаленно напоминающие двигатель внутреннего сгорания - поздравляем, у Вас "Запорожец".
6. Допустим, Вас пугают своим многообразием Правила Дорожного Движения. Тогда не ошибитесь при покупке личного автомобиля - помните, чем больше Ваша машина, тем меньше Правил Дорожного Движения для Вас написано.
7. Допустим, Вы находитесь за рулем в нетрезвом состоянии и Вас пытается остановить инспектор, быстро перелезьте на заднее сидение и постарайтесь заснуть. Через двадцать четыре часа можете спокойно продолжить движение.
8. Допустим, в Вашей машине сломался прикуриватель. Срочно избавьтесь от этого автомобиля, машина без прикуривателя это бесполезная груда металла.
9. Допустим, Вам навстречу едет автомобиль с буквой "У" на лобовом стекле. Напугайте его неожиданным включением световой и звуковой сигнализации. Они так прикольно прыгают в кювет.
10. Допустим, Вы не уверены в своих силах. Помните, что на дорогах действует негласное правило "Думай за дураков!" Так что Вам особо не стоит напрягать свою голову, пусть за Вас думают другие.
Александр Вакуров
Какой цвет машины самый опасный

— 13.11.10 11:58 —

ТЕКСТ: Тамара Иванова

Цитата
ФОТО: motorgen.com

Какой цвет машины самый опасный

В течение 20 лет ученые из австралийского Университета Монаша выясняли, какого цвета автомобили чаще попадают в ДТП. Всего специалисты изучили 850 000 разных аварий, сообщает издание mignews.

В результате эксперты университета пришли к выводу, что чаще других участниками ДТП становились автомобили черного цвета. Днем такие машины попадали в аварии на 12% чаще остальных, а ночью – на 47% чаще!

Второе и третье место по аварийности заняли автомобили серого и серебристого цветов. На четвертом и пятом месте идут красные и синие машины. При этом самым безопасным цветом признан оранжевый цвет. Авто именно этого цвета реже других становились фигурантами ДТП.


www.gazeta.ru
Александр Вакуров
Цитата(Blaze @ 2.11.2010, 18:06) *

Спасибо за тему, вовремя. Собираюсь покупать машину, очень нужна по работе, на встречи много езжу, и к некоторым уже "не комильфо" без машины, а некоторые клиенты находятся настолько далеко в области, никак не доберешься к ним по другому. Просто уже жизнь прижала к стенке, надо.
Но не сажусь за руль, потому что страшно... Мне проще такси заказать, что я и делаю, когда есть необходимость.
В общем, нужно будет еще поработать над собой очень сильно... При одной мысли начинаю холодеть. Как гляну на это движение без правил по Москве, так и начинаю дрожать, как себя представляю в этом потоке.... sad.gif dry.gif

Варя, собираюсь создать тему КРИТЕРИИ ВЫБОРА АВТОМОБИЛЯ чтобы обсудить и пособирать информацию от форумчан, а так же из интернета о том, как выбирают и как нужно/стоит выбирать автомобиль.
Александр Вакуров
Вот ты лично как будешь выбирать машину для себя? Кроме стоимости и степени новизны, степени безопасности, управляемости, комфорта и удобства, а так же эстетических параметров что еще будешь учитывать?
Александр Вакуров
Очень доволен, что не дёргался во время обучения. Решил, что будет то, что будет. Поэтому учился не спеша, фактически, без потерь нервных клеток. Всё произошло естественно и само. smile.gif
Натали Моррис
Одна моя знакомая для пущей уверенности в себе на дороге помимо обычных курсов вождения освоила еще и курсы экстремального вождения. Там учат, как выходить из трудных ситуаций, правильно "уходить", разворачиваться там, где это кажется невозможным, оттачиваются скорость и точность реакций... ну в общем, говорит, что полезная штука. Очень довольна smile.gif
Александр Вакуров
Во-во. Я думал над этим, но пока меня отговаривают. Продолжаю думать. smile.gif
Инна
Цитата(Натали Моррис @ 3.5.2011, 9:42) *

... учат, как выходить из трудных ситуаций, правильно "уходить", разворачиваться там, где это кажется невозможным, оттачиваются скорость и точность реакций...

Класс!!! Волна радости, что этому учат.
И сама очень хочу поучиться. Прям ... аааа - это мое, это то что мне нужно. Не могу описать это состояние, но я пошла б.
Александр Вакуров
Безопасное вождение
Александр Вакуров
Уже больше двух лет я за рулём. Вхождение в процесс было довольно простым при соблюдении одного важного условия - ПОСТЕПЕННОСТЬ.

Кстати, так и процесс обучения устроен. Не приступаешь к более сложному, пока не освоишь в полном объёме более простое.

Весь процесс разбит на ряд этапов. И - всё так происходит, что если понял всего несколько простых принципов, и если великолепно знаешь правила, и СОБИРАЕШЬСЯ их выполнять, и ТОЧНО ИХ СОБЛЮДАЕШЬ, то можно учиться очень постепенно - аккуратно и не спеша повышая уровни сложности выполняемых задач. Грубо говоря, сначала научись "ездить по прямой" - не меняя своей полосы движения. Умеешь, ты это почувствуешь сразу - постепенно начинаешь выполнять более сложные "па" и "кульбиты".

Первое время изучил пару-тройку маршрутов, и послушно ездил только по ним. Изучил их досконально.

Лишь потом, по прошествии месяцев начал пробовать другие.
Александр Вакуров
Вот уже три года я за рулём. Счастлив. В восторге. Продолжаю удивляться тому, что всего лишь три года назад не знал, что это такое. Боялся. Трусил. Сносило голову от одной мысли, что могу сесть за руль.

Благодарен себе и своим близким, что поддержали меня в моём решении, таки, сесть за руль smile.gif
Blaze
Саша, поздравляю от всей души!
Какая актуальная для меня тема. Я год назад сдала на права. Потихоньку начала ездить. В ноябре прошлого года попала в мелкую дорожную ситуацию - передо мной машина резко остановилась на поворот, забыв включить в поворотник, и я выруливая, ее легоноко зацепила (фару разбила и себе и ей), т.к. не могла резко остановить машину на скорости и не было места никуда повернуть, объехать (забита обочина была другими машинами).
С тех пор так страшно садиться одной за руль. Никак не могу решится. Понимаю, что не хватает быстроты реакции в случае форс-мажорных ситуаций.

До этого мне страшно не было. А сейчас прямо очень страшно садиться за руль, какой-то совсем парализующих страх.

Все собираюсь нанять инструктора, чтобы потренироваться как следует в своих моторных реакциях. У нас инструкторы такие, им выгодно ничему не учить, чтобы ученик платил как можно дольше. Мне рассказывали знакомые, что у них у многих такая практика.

Пока у меня вопрос вождения так и подвис.
Александр Вакуров
Совершенно нормальная реакция нормального организма - стремиться уменьшить контакт с напугавшим событием.

Так увлёкся ответом тебе, Варя, что целая статья получилась:

Боюсь сесть за руль?
Александр Вакуров
smile.gif
Blaze
Саша, спасибо большое за слова поддержки.
Мне очень понравился первый пункт, про плату. Я согласна полностью. И про изучение событийного поля. И много всего.

Вот так подробно я не анализировала свой ступор.

Один раз я чуть не сбила пешехода. Спасло только то, что со мной рядом был муж и поднял ручник.
Я остановилась в 1 мм от него, он бы лежал у меня на капоте.
Испугалась потом очень сильно. И несколько раз после этого мне снилось, что сбиваю толпу пешеходов, в кошмарных снах.
У меня при ситуации, когда надо действовать резко, наступает состояние как во сне и отупение. Я начинаю думать, он идет, а я успею проехать мимо, не остановлюсь, поздно останавливаться, успею (так было, когда чуть не сбила).

Когда зацепила чужую машину, это меня испугало окончательно. Тоже самое состояние. Давлю на тормоз, а она не тормозит. Опять если бы не муж с ручником, и резким поворотом руля, врезалась бы сильнее. Видимо скорость была уже уверенная, а дистанции практически не было.

Я осознаю, что мне надо много ездить, чтобы сначала чувствовать машину и ее управление (сначала по пустым дорогам). Мне нужно научиться маневрам резкого торможения и объезда в узкие проемы.

Просто у разных людей - разная скорость моторной памяти (у меня она медленная). Особенно в тех ситуациях, где есть хоть какая-то опасность.
Почему то все больше начинаю ощущать себя тепличным человеком. Поменьше стрессов хочется (моему внутреннему я). Позиция избегания лишних рисков появилась.

Так и езжу на такси большей частью. И робко выбираюсь в выходные на безлюдные дороги.
Александр Вакуров
Думаю, тебе стоит проработать этот конкретный страх. Со специалистом.
Александр Вакуров
Но у меня есть конкурирующее предположение.
Оно мне больше нравится. Убеждён, что человек не "сломан", и если что-то существует, значит, не напрасно.

Страх скорее всего не "болезненное состояние", а реакция организма на реальную некомпетентность.

Чем бы заняться - это выявление конкретных навыков, которых у тебя нет, и которые тебе надо обрести.

Все мыслимые водительские некомпетентности можно декомпозировать, разбить на составляющие, либо на последовательности.

Ты чего-то не умеешь, и твои неумения имеют конкретную структуру. Вот её и нужно выявить. И понять, где сбой программы (раз скатившееся со стола яблоко подхватить умеешь, то и машину водить можешь).
Александр Вакуров
Этот подход мне больше нравится, чем просто "лечение страха".
Blaze
Цитата(Александр Вакуров @ 10.7.2014, 23:49) *


Страх скорее всего не "болезненное состояние", а реакция организма на реальную некомпетентность.

Чем бы заняться - это выявление конкретных навыков, которых у тебя нет, и которые тебе надо обрести.

Все мыслимые водительские некомпетентности можно декомпозировать, разбить на составляющие, либо на последовательности.

Ты чего-то не умеешь, и твои неумения имеют конкретную структуру. Вот её и нужно выявить. И понять, где сбой программы (раз скатившееся со стола яблоко подхватить умеешь, то и машину водить можешь).


Вот здесь я полностью согласна. Я знаю этапы своей некомпетентности в этой части, знаю, где слаба совершенно, опыта маловато. И надо последовательно их тренировать. Отсюда и страх.
Александр Вакуров
Зимнее вождение.

Цитата
22 октября 2014

«Загрузка – поворот – тяга», или что нас убережёт на скользкой дороге

На наших дорогах становится все больше современных автомобилей, оснащенных автоматическими коробками передач, АБС, гидро- или электроусилителями руля и тормозов, противобуксовочными системами, круиз-контролем, дифференциалами повышенного трения и др. Однако любой водитель должен понимать, что надеяться только на автоматику нельзя. Да и не у всех она есть.

Зимой безопаснее и проще ездить на полноприводном автомобиле, чем на машине с приводом на одну ось. Из монопривода для зимы предпочтительнее переднеприводные машины. Однако ни полный, ни передний привод не помогут, если водитель ошибается в элементарных ситуациях. Заметим, что приемы управления полноприводными машинами имеют массу особенностей и в экстренных случаях значительно отличаются от методов управления автомобилем с приводом лишь на одну пару колес.
На зимней дороге многие ситуации, которые летом на сухой дороге можно было просто проигнорировать, чреваты самыми серьезными последствиями. Все дальнейшие рассуждения и рекомендации построены исходя из того, что во время движения колеса автомобиля должны вращаться (как бы банально это ни звучало). Дело в том, что у катящегося колеса пятно контакта с дорогой неподвижно, следовательно, сила трения, возникающая в этом месте, максимальна (величина силы трения покоя, как известно, максимальна). Стоит колесу заскользить, как сила трения резко падает – на льду на несколько порядков по сравнению с сухим асфальтом – и никакого воздействия на машину уже оказать не может.

Разберем несколько наиболее типичных ситуаций, ошибки в которых могут привести к аварии.
На скользкой дороге автомобиль не реагирует на поворот руля и продолжает двигаться прямо. Обычно в такой ситуации возникает желание повернуть руль еще круче. Делать этого нельзя! Круто повернутые колеса еще легче заскользят по дороге, и это приведет к полной потере управляемости. В этом случае верните руль в исходное положение и попробуйте еще раз плавно повернуть. Обычно получается.

Многие водители стараются в повороты входить плавно, постепенно увеличивая угол поворота колес (рис. 3). При таком стиле езды достаточно чуть ошибиться в выборе скорости прохождения поворота, и передние колеса могут сорваться в скольжение. Ошибка заключается в неправильно выбранной траектории движения. Правильнее в момент входа в поворот сразу повернуть руль на нужный угол и на дуге его либо не менять, либо уменьшить.

Чтобы на входе в поворот передние колеса не сорвались в скольжение, нужно «загрузить» их весом автомобиля. Сделать это несложно: в последний момент перед поворотом резко закройте газ или включите пониженную передачу. (Открыть или закрыть газ – нажать или отпустить педаль акселератора, соответственно увеличить или уменьшить обороты двигателя.) Машина как бы «клюнет носом» , сцепление передних колес с дорожным полотном достигнет максимума. В этот момент (он длится около 0,1 сек) и надо начать поворот. Сразу после начала поворота слегка открывают газ (чуть–чуть нажав на педаль акселератора). В совокупности такой прием называется «загрузка – поворот – тяга» .
На скользкой дороге нужно очень осторожно пользоваться тормозами, особенно в поворотах. Во многих случаях тормозную педаль лучше совсем не трогать. Например, если в повороте уже допущена ошибка, описанная выше, и колеса повернуты до упора, торможение с блокировкой колес (как его иногда называют – юз) приведет к полной потере управляемости. Машина будет скользить по дороге, как деревенские салазки. Если автомобиль попал в глубокий (по амплитуде) занос, торможение переведет его в боковое скольжение. Если машина начала вращаться, то лучше на короткое время выжать сцепление, чем нажать на тормоз. Еще раз повторим: пока машина движется – колеса должны вращаться!

Как о страшном сне, забудьте о движении накатом на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением. На ведущих колесах должен всегда оставаться «запас тяги» . Управляют «тягой» педалью газа, это знает любой школьник, но приемов работы педалью акселератора существует много, и они различны для машин с приводом на передние, задние или все колеса. Особенно важно при езде в сложных условиях научиться действовать синхронно рулем и педалью газа.

При заносе заднеприводного автомобиля на скользкой дороге руль поворачивают в сторону заноса и полностью закрывают газ. Ведущие колеса замедлят вращение, и развитие заноса прекратится. На полноприводной машине нужно, повернув руль в сторону заноса, лишь прикрыть газ, то есть оставить некоторую тягу на колесах. Задние колеса замедлят вращение, развитие заноса прекратится, а на передних останется запас тяги, и они «вытянут» машину. На переднеприводном автомобиле следует «добавить газ» . Здесь возможны два сценария: первый – передние колеса начнут проскальзывать, занос стабилизируется (машина поедет боком), а затем выровняется. Второй вариант – при нормальном сцеплении передних колес с дорожным покрытием при добавлении газа они попросту вытянут машину на нужную траекторию. На переднеприводном автомобиле передние колеса должны быть направлены в ту сторону, куда нужно двигаться. На скользкой дороге педалью газа работают очень плавно, избегая без необходимости резких нажатий.
Весьма полезной на скользкой дороге может оказаться и педаль сцепления. Оказывается, ею можно пользоваться не только для переключения передач, но и для управления машиной на скользкой дороге:
– если после заноса машина начала вращаться, кратковременное (!) выключение сцепления может остановить вращение;
– при трогании с места на льду сцепление поможет избежать пробуксовки ведущих колес: придерживая педаль, следите за тем, чтобы колеса не проскальзывали;
– при потере тяги в снежной целине (когда обороты двигателя начинают сильно падать) кратковременное выключение сцепления поможет поднять обороты;
– при экстренном торможении сцепление смягчит включение низших передач.
На последнем моменте остановимся чуть подробнее.

Такой прием называется торможением двигателем. Когда требуется снизить скорость, прикройте газ, обороты двигателя упадут, и машина поедет медленнее. Затем сделайте перегазовку, включите пониженную передачу, например после IV–й – III–ю, и опять прикройте газ.
Перегазовка – прием, который используется при переключении передач с высших на низшие. С её помощью удается исключить резкое замедление ведущих колес и срыв их в скольжение. Последовательность выполнения приема такова: выключить сцепление, перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить сцепление (попросту отпустить педаль), резко на короткое время открыть газ, затем одновременно вновь выжать сцепление и убрать газ, включить пониженную передачу, плавно включить сцепление. Последовательно переходя на низшие передачи, вплоть до I–й, можно замедлить движение машины почти до полной остановки, даже на льду. Этот прием очень полезен на скользких спусках, для замедления перед крутыми поворотами и даже просто перед светофорами в городе, где зимой очень часто бывает так называемый снежный накат.

Что же касается собственно торможения, то на скользких дорогах нужно применять только импульсный метод. Исполнять этот прием придется поучиться, но «овчинка стоит выделки». Существуют два метода импульсного торможения: прерывистое и ступенчатое. В случае прерывистого торможения нужно очень коротко, резко и многократно нажимать на педаль тормоза (рис. 4а). Колеса будут останавливаться лишь на мгновение и станут вращаться медленнее, чем перед каждым предыдущим нажатием на тормоз. В результате машина остановится быстрее, чем при торможении «на юз». Научиться этому приему несложно – выберите безопасную скользкую площадку и потренируйтесь сначала на небольшой скорости, увеличивая ее постепенно, по мере того, как научитесь чувствовать момент срыва колес в скольжение. Это один из важнейших элементов водительского мастерства.
Когда вы научитесь безошибочно определять грань усилия на тормозной педали, после которой колеса начинают скользить, можно перейти к отработке приема ступенчатого торможения. Суть его сводится к многократному быстрому нажатию на педаль тормоза с постоянно возрастающим усилием. Каждый раз, немного не доводя до срыва колес в скольжение, нужно слегка отпускать педаль и мгновенно повторять нажатие с чуть большим усилием. Прием этот не прост, требует серьезной тренировки, но с его помощью удается уверенно остановить машину даже на самом скользком покрытии.

В зимних условиях рычаг стояночного тормоза в умелых руках превращается из пассивного органа управления в активный. Особенно это важно для машин с автоматической коробкой передач и переднеприводных автомобилей. Он может заменить торможение левой ногой. Кратковременное притормаживание задних колес «ручником» вызовет их занос, и машина займет правильное положение на траектории поворота. Этот прием тоже требует тренировки. Здесь нужно научиться действовать рычагом уверенно, энергично и очень быстро, точно дозируя время его включения. В длинных плавных поворотах достаточно того, чтобы задние колеса только начали соскальзывать в занос, а чтобы вписаться в крутой поворот, иногда нужно заставить машину заскользить «веером», тогда «ручник» нужно придерживать заметно больше.
При езде по скользким дорогам АБС препятствует блокировке колес, и это часто спасает автомобиль от возникновения заноса, дает преимущество в городском движении при дефиците дистанции. Но вместе с плюсами АБС имеет и недостатки. Например, при попадании колес одного борта на лед или подбросе машины на неровности АБС, сохраняя устойчивость автомобиля, ухудшает его тормозную динамику.
Чтобы избежать таких ситуаций, на неровных скользких дорогах (например, раскатанное заснеженное загородное шоссе, по которому недавно проехал гусеничный трактор) используют импульсное торможение, хотя это и противоречит инструкциям. Импульсная работа педалью тормоза заставляет АБС включаться на максимальные тормозные усилия и в значительной степени снижает ослабление тормозной динамики.
Схема выполнения приёма «загрузка-поворот-тяга»: перед входом в поворот передние колёса следует загрузить (коротко притормозить или просто резко сбросить газ), затем повернуть руль на нужный угол, и сразу после этого слегка добавить газ. На всё-про-всё есть не более секунды.

Фото Дмитрия Зыкова, Евгения Константинова


Автор: Кандидат технических наук, кандидат в мастера спорта по автомобильному спорту Дмитрий Зыков

Источник: nkj.ru



Подробнее см.: http://www.nkj.ru/open/25082/ (Наука и жизнь, «Загрузка – поворот – тяга», или что нас убережёт на скользкой дороге)
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.