Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Табуировано: посмеяться над собой и над клиентами в психотерапии
Психотерапевт Александр Вакуров. Форум. > Психотерапия > Любые вопросы для всех.
Александр Вакуров
Цитата:

Цитата
В психотерапии меня по-прежнему удивляет то, что большинство клиентов:

1. Едут через весь город и платят большие деньги лишь для того, чтобы доказать, что им никто и никогда не сможет помочь.

2. На вопрос "чего ты хочешь" могут часами рассказывать о том, чего они НЕ хотят.

3. За свои же деньги пытаются угадать, чего хочет от них терапевт, чтобы ему не было с ними скучно.

4. Приходят за тем, чтобы узнать о себе что-то новое, и бесконечно рассказывают о том, что они сами всегда знали.

5. Удивляются, когда в их жизни начинает что-то меняться, как будто бы они приходили за чем-то совершенно другим.

6. Обижаются, когда терапевт начинает говорить о чём-то ещё, кроме их проблем.

7. Ищут простых решений, и злятся, когда их находят.

8. Благодарят терапевта именно тогда, когда он понятия не имеет, что сделал.

9. Панически бояться, что терапевт подумает, что у них действительно есть какие-то проблемы.

10. Всегда уверены в том, что понять причины своей проблемы и избавиться от неё - одно и то же.

11. Пытаются узнать, почему другие ведут себя тем или иным образом, ничуть не удивляясь своему собственному поведению.

12. Считают, что терапевт мечтает о том, что они были с ним откровенны.

13. Лишь после сеанса задают вопросы, которые хотели задать в самом начале.

14. Сам факт обращения к психотерапевту считают признаком своей неадекватности.
...
15. Пытаются выяснить степень компетентности терапевта по тому, сталкивался ли он с подобными случаями, будучи уверенны, что их случай абсолютно уникален.

16. Считают, что терапевт должен знать все детали их жизни с раннего детства, чтобы понять суть их проблемы.


Автор - Борис Новодержкин http://boriru.livejournal.com/
Александр Вакуров
Автор: Борис Новодержкин


Мифы о психологах

Глядя не оживлённое обсуждение моего предыдущего поста удивительное - рядом, решил выложить ещё кое-что из старого - вдруг кто-то ещё не читал? smile.gif

МИФЫ О ПСИХОЛОГАХ.

1. Психолог видит людей насквозь. Его учили этому в институте. Он всегда сам себе на уме. Раз молчит - значит, тебя анализирует. С ним всегда надо быть начеку.
2. Психолог - умелый манипулятор. Этому его тоже в институте учили. Чуть отвлёкся в общении с ним - он тебя загипнотизировал, и делает с тобой, что хочет. Таких людей лучше просто избегать.
3. Психолог - это "учёный-ботаник". В людях не разбирается, зациклен на своих "умных" идеях, не имеющих к реальной жизни никакого отношения.
4. Психолог - просто тот, кто хорошо разбирается в людях и умеет с ними общаться. Образование тут не причём. Каждый может сказать: "Да я сам себе психолог!".
5. Психолог чем-то похож на криминального авторитета. Он всегда рассудит вас "по-справедливости". К нему стоит обратиться, когда понимаешь, что начальник не прав.
6. Психологи очень любят копаться в раннем детстве. Если тебе кажется, что ты в чём-то не прав, он всегда поможет тебе переложить вину на родителей.
7. Психолог - это модно. Поэтому к нему надо ходить долго. Пока он будет тебя "анализировать" и "прорабатывать", ты имеешь полное право оставаться таким, как был.
8. Психолог похож на волшебника. Ты платишь ему большие деньги, а он за один сеанс поправляет что-то в твоём "бессознательном". Если это хороший психолог, то всё происходит без твоего участия.
9. Психолог нужен тогда, когда тебя все перестали понимать. Если ты чувствуешь себя одиноким, он заменит тебе друзей и близких. Если и он тебя не понимает - значит, это плохой психолог.
10. Психологи страдают вуайеризмом. Ему надо, чтобы ты устроил "душевный стриптиз". Если ты не эксбицианист, у него тебе делать нечего .
11. Психолог - это человек, решающий свои проблемы за чужой счёт. Он просто навешивает на других людей свои проблемы. Поэтому его стоит опасаться.
12. Психолог всегда даёт советы. Если он их не даёт, он сам не знает, что делать. Под фразой "психологи советов не дают" он скрывает свою некомпетентность.
13. Психолог никогда не даёт советы. Он учит людей брать ответственность на себя. Поэтому он никогда не скажет, в чём выход - даже, если знает. Ты должен будешь догадаться сам, чтобы не перекладывать ответственность на него.
14. Психолог - это всего лишь роль человека из телевизионного ток-шоу. Его задача в том, чтобы после дебатов умных и опытных людей подвести итоги, начав со слов: "На самом деле...".
15. Психолог - это тот, кто играет в игру "Хочу стать психологом", вечно учится в каких-нибудь институтах и проходит индивидуальную терапию. У него всегда есть время и деньги на это.
Александр Вакуров
Коль уж этот пост получил клеймо "психологического", решил отдать дань начинающим психотерапевтам, и объяснить им, чем они отличаются от "законченных".

1. Начинающий старается лучше работать.
Законченный озабочен тем, чтобы не выпасть из топа в Яндексе.
2. Начинающий думает, что он чего-то не знает.
Законченный обучает начинающих, зарабатывая деньги на их комплексах.
3. Начинающий старается помогать людям.
Законченный зарабатывает деньги, наслаждаясь историями своих клиентов.
4. Начинающего мучают моральные сомнения..
Законченный наслаждается ковырянием в своём носу.
5. Начинающий думает о славе.
Законченный понимает, что у хорошего стоматолога шансов прославиться гораздо больше.
6. Начинающий думает о том, чтобы создать свой институт.
Законченный удивляется тому, что не распустил институт 10 лет назад.
7. Начинающий хочет издать книгу и написть кандидатскую диссертацию.
Законченный мечтает о том, чтобы избавиться от радикулита.
8. Начинающий сомневается, действительно ли секс правит миром.
Законченный с удовольствие вспоминает о своих сомнениях.
9. Начинающий пересаживает клиентов со стула на стул.
Законченный на стульях экономит.
10. Начинающий озабочен регистрацией фирмы и арендой помещения.
Законченный раздражается, когда клиенты в его доме писают мимо унитаза.

Бонус. Начинающий пишет посты, чтобы понравиться другим. Законченный пишет посты, чтобы не доставать самого себя.

PS. пссс... только никому не рассказывайте...

Борис Новодержкин

http://boriru.livejournal.com/51898.html
Александр Вакуров
Борис Новодержкин

психолог, теле- и радиоведущий

ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ИСКУССТВА ПРОВОКАЦИИ

Несколько предварительных замечаний:

Провокация для меня – это не то, чем лечат геморрой, а одно из высших проявлений (наряду с любовью) искусства человеческого общения. Во-первых, она всегда энергозатратна - и с точки зрения восприятия ситуации, и с точки зрения интеллектуального напряжения. Во-вторых, она требует определённого мужества, т.к. провоцирующий (не хочу говорить – провокатор) всегда подставляется на свой собственный страх и риск. Он всегда более уязвим, чем тот, кто цинично-равнодушен. Провоцируя, ты в полной мере готов к ответу – по головке обычно не гладят…

Рассуждать о провокации – занятие само по себе парадоксально-провокативное. Чтобы не запутаться, пишу тезисно. Иллюстрации беру из трёх наиболее близких мне областей – живопись, психотерапия и телевидение. Подытоживаю примерами из области детской психологии.

Первый уровень – КОПИРОВАНИЕ.

В живописи с этим уровнем соотносится такое направление, как реализм. В психотерапии ему релевантна фраза «Я сделаю всё, чтобы Вам помочь». В телевизионном ток-шоу это обсуждение банальных историй с банальной же моралью в конце. Это тот уровень, на котором существует подавляющее большинство «женских дневных ток-шоу» с центральных каналов.

Это – ещё не провокация. Отсутствие внутреннего конфликта ведёт к отсутствию движения. Поэтому, по большому счёту, здесь ещё нет никакого искусства. Реализм в живописи в этом смысле – чисто условный пример, говорящий лишь о форме (настоящее искусство всегда провокативно, и поэтому многопланово). Это всего лишь попытка воспроизведения части реальности без каких-либо глубинных подтекстов. При этом у «художника» (конечно, опять условного, так как в этом ещё нет Искусства) есть чётко сформулированная мораль, к которой он и подводит с помощью своего «произведения». Если это было бы не так, то зритель мог бы подумать: «К чему всё это?» - и тут же возникли бы подтексты.

В развитии ребёнка это стадия конформизма, абсолютного подражательства, с целью сделать как можно более точный слепок с «родительской» реальности.

Втоой уровень – РАЗРУШЕНИЕ.

В искусстве на этом уровне существует абстракционизм. В психотерапии - фраза «Вряд ли я смогу Вам помочь». В телевизионном ток-шоу это та высокоинтеллектуальная дискуссия, где вопросов больше, чем ответов. Послушав её, зритель восклицает «Зачем вы морочите мне голову?!» Хороший пример в этом смысле – программа «Гордон», в которой зритель добивает себя вопросами типа «А причём тут хорошие сигары и дорогой коньяк?»

Здесь уже присутствует протест против копирования, а, следовательно, есть и конфликт, и движение. Абстракционисты провоцировали «реалистов», разрушая их взгляды на средства отображения окружающего мира. Но, по сути, спорили они сами с собой, со своим «реалистическим» прошлым. Это - всего лишь первая робкая игра с планами и контекстами. Многоплановости ещё неоткуда взяться, потому что общий контекст всего один - разрушающий всегда сверяется с тем, что именно он разрушает. Поэтому его ходы легко просчитываемы, а провокации – разгадываемы.

В социальном становлении человека этому уровню соответствует стадия подростковой протестности. Нонконформизм подростка говорит о его незрелости. Его провокативность плоско-примитивна, и поэтому им крайне легко управлять через «ровно обратное». Крайне поучительно, как ловко взросло-консервативное общество утилизировало энергию подростково-протестных движений типа хиппи и панков, выжав из них в итоге её банальный финансовый эквивалент.

Третий уровень - УНИЧТОЖЕНИЕ.

В живописи этот уровень нашёл своё абсолютное воплощение в «чёрном квадрате» Казимира Малевича. В психотерапии на этом уровне находятся фразы типа «Вам невозможно помочь». На телевидении подобное ток-шоу просто не может существовать, т.к. выглядело бы оно как просто молча сидящие с студии люди.

Вот тут впервые начинается что-то по-настоящему интересное. Это – провокация по отношению к самой провокации, или пародия на неё. «Чёрный квадрат» уже не находится в оппозиции к реализму. Он - осмеяние абстракционизма, всё ещё хватающегося в своей детской непоследовательности за цвета и формы - как «маргинальный» подросток, не готовый отказаться от родительских финансов. Но мы ещё помним и про тот «реализм», с которого всё начиналось! – и тут возникает многоплановость, планы начинают множиться, отражаясь друг в друге…

Люди, в молчаливой задумчивости сидящие на своих стульях с сигарами и коньяком в руках как пародия на «Гордона». Но откуда взялись сигары и коньяк? Из программы «Гордон», или из их отсутствия в «Очевидном - Невероятном»?

Это тот уровень, на котором заканчивается детство. Ещё непонятно, как с этим справляться, но неоднозначность окружающего тебя мира становится очевидной. «На дурака» уже явно не проскочишь – не «в прямую», не «от обратного».

Четвёртый уровень - ВОССТАНОВЛЕНИЕ.

В живописи в эту сторону наиболее явно сдвинулись гиперреалисты. Превращая живопись в фотографию, они стебались над реализмом, доводя его до абсолютного технического совершенства. В психотерапии так стебётся терапевт, произносящий фразу «Я помогу Вам!». Применительно к телевидению именно так звучат для меня слова Александра Гордона, советующего Ксении Собчак бросить наконец-то концептуально исчерпавший себя Дом-2, и сосредоточиться на доведении до абсурдного совершенства «Блондинки в шоколаде».

Этот уровень – «высший пилотаж» искусства провокации. Внешне здесь всё выглядит как идеальное копирование. И в этой «идеальности» содержится единственно возможный намёк на подвох. Но тут очень легко ошибиться, и перепутать четвёртый уровень с первым. Вся тонкость в том, что провокацию этого уровня можно либо не заметить, либо увидеть её там, где её нет. По большому счёту, на этом уровне вообще исчезает какая-либо объективность. Границы между внешним и внутренним растворяются. Вопрос «Меня развели или я развёл себя сам» теряет смысл. Как хочешь – так и будет. Всё зависит от того, что ты сам соорудил у себя в голове.

Обычный человек может заглядывать сюда только из огромной любви к искусству – без кавычек. И то лишь на очень короткое время – иначе есть риск сойти с ума (или превратиться в субъективного идеалиста - что, в общем-то, одно и то же). Жить здесь могут только гении и сумасшедшие. Но только здесь можно соприкоснуться с настоящей тайной и многоплановостью человеческого существования. Это тот уровень, на котором появляется по-настоящему взрослая свобода. С её полной ответственностью за субъективность своего восприятия и контролем над жизнью в стиле: «Лишь твоя голова в ответе за то, куда сядет твой зад».
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.