Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Агиодрама: психодраматическая работа с житиями святых
Психотерапевт Александр Вакуров. Форум. > Психотерапия > Любые вопросы для всех.
Леонид Огороднов
Агиодрама "св. муч. Адриан и Наталия". Впечатления ведущего

Сильно. Впервые, кажется, начал понимать, чем должна быть агиодрама. Слава Богу, спасибо Наталье.
Житие св. Наталии меня удивило еще по прочтении. Она почитается как мученица, но телесных мук она не претерпевала. Муки ее были духовными и психологическими. Духовные муки - это раскол между христианской верой и любовью к мужу-язычнику. Психологические - это муки при виде мучений мужа. Смысл ее духовного подвига - в отвержении земной семейной жизни ради небесного соединения.
В тех двух сценах, которые мы поставили, созрел и проявился конфликт между верой и любовью, который изначально не был очевиден. Наталия сепарируется от родительской, христианской общины, ее задача на этом этапе - развести понятия "родительский дом" и "вера". Свою веру Наталия вынуждена скрывать от мужа - в первую очередь потому, что боится повредить ему. Муж приэтом, что называется, толерантен, веротерпим. Однако настойчиво предлагаемое одной из участниц решение - открыться мужу - ничего по сути не решало именно потому, что муж толерантен как язычник. Он может принять тот факт, что жена - христианка, он может в силу своей любви скрывать этот факт от своего начальства, рискуя карьерой. Но предмет веры, Бога, он не принимает, и тем обесценивает.
Первая реакция на такую ситуацию - "все нормально". Вера - это мое внутреннее пространство, его не обязательно делить с мужем. Это было бы хорошее решение, если бы речь шла не о вере в Бога, а, например, о тайном вышивании крестиком. К этому можно отнестись как к милой причуде, и такое отношение может быть с благодарностью принято. Но вера христианина предполагает, что человек отдается Богу полностью. Изолируя от мужа эту веру, Наталия тем самым изолировала от Бога жизнь с мужем, исключила для себя возможность его спасения.
Выход тут один - просить у Бога о спасении мужа. Не затем, чтобы было удобнее жить с мужем в условиях гонения на христиан, а затем, чтобы соединиться с ним в жизни вечной. Тем самым она внутри себя перестает изолировать мужа от Бога. Для того, чтобы помолиться так, надо сначала отказаться от старого способа разрешения конфликта - покаяться в своей самонадеянности, доверить решение этого вопроса Богу, не ставя ему никаких условий. В таком состоянии, видимо, и жила св. Наталия. Понятно, каким подарком стало для нее известие об обращении мужа.
Интересно было бы поставить ее историю дальше.
Одно из технических приобретений - пересказ протагонистом жития. Впредь протагонист будет пересказывать житие от начала до конца, я вмешиваться не буду. Само по себе отличный нарративный разогрев протагониста на смыслы.
Александр Вакуров
Мощно. Склоняю голову.
Леонид Огороднов
Агиодрама "преподобная Мария Египетская"
Впечатления ведущего
Из жития я выделил следующие эпизоды, которые могут быть поставлены.

1. Родилась в Египте, в 12 лет убегает из родительского дома в Александрию.
2. Блудит в течение 17 лет.
3. Вместе с паломниками, которые отправляются на праздник Воздвижения Креста Господня, плывет в Иерусалим, отплачивая проезд своим телом.
4. Блудит в Иерусалиме.
5. Пытается проникнуть в церковь, но Божественная сила не пускает ее (3 или 4 раза).
6. Плачет, стоя в притворе, осознав свой грех.
7. Кается Богородице, просит о милости, дает обет удалиться от мира.
8. Лобызает Крест и понимает, что Бог не отринет кающегося.
9. Просит у Богородицы наставления в покаянии, и получает ответ: «Если перейдешь через Иордан, то найдешь полное успокоение».
10. Кто-то подает ей монеты, она покупает три хлеба. До захода солнца доходит до Иордана и причащается в церкви св. Иоанна Предтечи.
11. На следующее утро переправляется через Иордан и удаляется в пустяню, где проводит 47 лет.
12. В течение первых 17 лет борется со страстями, все это время питаясь оставшимися у нее двумя с половиной хлебами.
13. По их истечении Божия сила преобразила ее душу и тело так, что она 30 лет обходилась растениями.
14. Через 47 лет встречает священника Зосиму и исповедуется ему. Зосима становится свидетелем чудес, происходящих с Марией. Мария просит его через год придти к Иордану и причастить ее.
15. В условленное время Зосима ждет Марию и видит, как она по воде переходит Иордан. Он причащает ее, и она уходит обратно в пустыню.
16. Еще через год Зосима находит в пустыне тело, узнает имя святой и хоронит ее с помощью льва.

Для постановки мы, по договоренности с протагонисткой, выбрали эпизоды 5-8 и 12.
Мизансцена получилась такая: Мария; один из соблазненных мужчин; его жена (с посланием «грязная тварь»); завидующая свободе Марии женщина; женщина, отказывающаяся молиться вместе с Марией; 2 створки Храма, не пускающие Марию. Общая задача: осознание своей греховности. Структура получившегося действия: Мария не может понять, почему она не попадает в Храм. Ответ (от мужчины): «Потому, что ты грешна». Вопрос: «Но они же тоже грешны, и ты грешен» - «Они пришли каяться» - «У меня слишком много грехов» - «Бог простит». Этим путем шли довольно долго, но он позволил покаяться Богородице и попасть в Храм. Тут для меня важны две вещи, 2 стороны причащения: обретения Святого Духа и отношения с прихожанами. Исполненность Благодати сама по себе не уничтожает соблазнов мира, ревности, зависти окружающих. По выходе из храма есть риск начать реагировать на эти соблазны, утрачивая Благодать. Поэтому Марии не хотелось уходить из Храма, поэтому (помимо обета Богородице) она и скрылась в пустыню. Где оказывается, что и при отсутствии внешних стимулов соблазны остаются. Для борьбы с ними есть мотивация – память о Благодати и средства – молитва к Богородице (по тексту, она в пустыне представляла себе икону. Кстати, Православие этого не рекомендует, молитва должна быть безОбразной. Тут у Дм.Ростовского проступают черты католических источников).
Интересное понимание про Марию, не проявившееся в драме. Она трижды переходит Иордан, условно говоря, из «мира» для борьбы с искушениями. Здесь она исповедуется через 47 лет уже перед людьми (перед Зосимой). Потом она возвращается «в мир», чтобы получить причастие именно от людей, а потом уже окончательно уходит из «мира» на Суд.
Важное замечание!!! Еще раз оговорю, поскольку возникли вопросы такие. В агиодраме мы ставим житие святого не для того, чтобы взять его как модель поведения и в земной жизни протагониста повторять путь святого. Постановка нужна затем, чтобы войти в роль святого и получить ответ на запрос.
Леонид Огороднов
Агиодрама "преподобная Мария Египетская"
Впечатления участницы

Разумеется, чудесным образом, мне досталась роль Маши Египетской. Той самой, которая 17 лет грешила (интересно воспринимать грех в понятии разделения с Богом), затем, ведомая тем же грехом, оказалась в Иерусалиме. А там никак не могла проникнуть в Церковь, куда ее вдруг неодолимо повлекло, как всю жизнь до этого момента влекло к плотскому проявлению любви. Осознав свое разделение с Богом, она отдала свою любовь Ему. Следующие 17 лет за рекой Иордан боролась за эту Любовь. И ее получила. Стала в полном смысле Святой, доступной чудесам вроде хождения по воде.
Все время, пока мы погружались в жизнь этой прекрасной женщины, я ощущала, что в ней было слишком много любви. Очень много. Так, что не было никого на земле, кто мог бы один удовлетворить ее любовь. 17 лет ее Любовь искала удовлетворения. Нашла удовлетворение своей Любви в Боге. Затем еще 17 лет вынашивала свою Любовь так, как вынашивают ребенка: с болью, муками, отречением, сомнением, искушением…
Маша была очень счастливой…
Она была упорной и целенаправленной в достижении того, чего не знала. Вернее того, чего Знала. Ни разу за всю жизнь не свернув с Пути. Ни разу не усомнившись. Ни разу даже не попытавшись променять свой Путь ни на какие земные блага.
Вообще, ознакомившись плотно уже с третьим Святым, я поняла, что главное в их жизни – это не то, мучились ли они, творили ли чудеса. Главное – они доверяли Богу полностью. Что бы с ними ни происходило, они однозначно воспринимали это как благо. Принимали свою судьбу и свою любовь.
Какая же все-таки я сама слабая! Или жадная, когда говорю: ну и все? и это – моя жизнь? Не верю, не доверяю, не принимаю. Не принимаю ту жизнь, которая мне дается как благо. Не принимаю собственный путь…
Обучала вот только что людей из КДН, СРЦ, Органов Опеки восстановительным технологиям. Людям из организаций, в которых очень мало пространства для любви, доверия, принятия, обучала любви, доверию и принятию. И они воспринимали! Они взяли! Мне удалось это им передать! Теперь в их душе всего этого очень много. Они даже начали переструктурировать свою работу. Я им очень благодарна. Но самой мне мало…
Провела последнее время несколько подобных и других, но необходимых для душ людей мероприятий. Люди приняли, но мне мало…
Я искала Любовь. Я ее нашла. Ношу ее в себе, борюсь за нее. Не в пустыне, и не 17 лет. Но мне все мало…
Дай мне Бог силы принять свой собственный путь, свою собственную жизнь.
Александр Вакуров
Леонид, спасибо тебе за эти бесценные исследования и отчеты! Ждем отчетов остальных участников. (створок, например wink.gif)
Александр Вакуров
И еще интересно, как ты приходишь (приходил, пришел) к выбору темы мифодрамы.

Что такое АГИОДРАМА?

Думаю, пришла пора, чтобы ты рассказал о себе подробнее. Что движет тобою? О чем мечтаешь? От чего страдаешь в своем творчестве (что тебе не нравится, от чего огорчаешься).

Как сейчас вообще развивается мифодрама и психодрама, и в России в том числе.

Какие имена появляются, либо поднимаются на вершину психодраматического Олимпа в России - на твой личный взгляд.

Вырос ли ты сам за последние пять лет, и если вырос, то в чем и - как ты узнал об этом?

Надеюсь, мои вопросы не показались тебе некорректными.
Леонид Огороднов
Да нет, Саш, некорректными они мне не показались, напротив, показались интересными. Но надо собраться, чтобы на них ответить. А что, 5 лет уже прошло с приезда в Иваново?
Александр Вакуров
С твоего приезда? Нет. Просто для меня достаточно четкие сроки - год, три, пять, семь (восемь), десять.

Лично для меня моя жизнь восмерками меряется. Восемь первых лет прожил в Палехе. Затем восемь лет в Кинешме. Затем восемь лет в Иваново. Потом пауза в три с половиной года в деревне в качестве главного врача, затем восемь лет в г. Фурманов Ивановской области, затем вновь Иваново. Сейчас как раз два раза по восемь лет. Может, на третий восьмилетний срок в Иваново пойду, может махну куда...
Леонид Огороднов
Агиодрама "Апостол Фома"

Впечатления ведущего.


В тексте жития более "сильной" сценой, той сценой, которую хотелось поставить, мне казался не известный эпизод с вложением перстов в тело воскресшего Господа, а, эпизод с построением палат индийскому царю. У меня были сомнения относительно этой сцены (в ней снова проявляется католический дух текстов Дмитрия Ростовского - получается, что царь за спасение заплатил деньгами, да еще и с братом поторговался), но структурно было бы очень красиво. Однако протагонистка рассудила иначе - спасибо ей и слава Богу.
Поскольку подготовиться толком я не успел, пришлось евангельский текст изучать прямо в группе. Так и родилась "идея восьми дней" - изучить психологическое состояние Фомы в те 8 дней, когда он слышал от других учеников о Его Воскресении, но сам Господа еще не видел. Конечно, искушение поставить фигуру Иисуса и тем оправдать перенесенные Фомой страдания было велико, но я еще раз убедился в том, что мое собственное табу на введение Бога в агиодраме абсолютно справедливо. Как это не парадоксально, восторг Фомы от очевидности Воскресения протагонистке был бы не полезен. Тут вся суть в том, чтобы молиться Тому, Чье существование не оче-видно, надеясь а то, что Он откроется, но без каких-либо гарантий. Чтение Евангелия в качестве ресурса - полезная техническая находка, впредь надо его всегда иметь с собой, но не в протестантском переводе с английского biggrin
Впрочем, лично для меня самым впечатляющим моментом драмы был даже не этот длинный восьмидневый путь Фомы, а то, как протагонистка "попала" в мои представления об апостолах (Петр и Иоанн) и Марии Магдалине. Даже "фарисей", по переживаниям игравшего эту роль участника группы, оказался Савлом - будущим ап. Павлом. Это впечатляет тем более, что в группе мы никак апостолов не характеризовали, все получилось спонтанно.
Леонид Огороднов
Агиодрама "преп. Петр и Феврония".
(жития тут)

Впечатления ведущего


Для постановки мы взяли сцену о том, как Петр принимает решение отказаться от княжения, чтобы не нарушать библейской заповеди о жене. Для того, чтобы добыть информацию и энергию для ее постановки, пришлось вернуться к более ранним сценам, описывающим историю их соединения.
Для меня открытием этой драмы было то, что история этих двух святых становится логичной и непротиворечивой в том случае, когда оба персонажа не путают Божий дар с яичницей.
У Петра есть отношения с Богом и отношения с Февронией. В каждый отдельно взятый момент времени это отдельные отношения, которые я обозначаю как трансцендентные отношения (с Богом) и психологические (с Февронией). В ситуации со струпьями есть отдельное вопрошание к Богу, например, «за что Ты мне это послал?» или «как мне от этого избавиться?». Пока нет Февронии, нет, соответственно, и отношений с ней.
Когда в поле зрения Петра попадает Феврония как возможная избавительница, которая ставит условием исцеления замужество, появляются отношения с ней, при этом остаются и отношения с Богом. С Февронией можно торговаться по поводу условий исцеления, можно пытаться ее обмануть (все это Петр и проделывает), это уровень психологических отношений. Если же его не устраивает ситуация в целом, то есть появление простолюдинки, в безвыходной ситуации предлагающей выход - исцеление при условии женитьбы, то претензии должны быть отнесены к Богу, а не к Февронии.
Далее, меняемся ролями и смотрим на ситуацию глазами Февронии, у которой тоже есть отношения с Богом и отношения с Петром. Отношения с Петром состоят в том, что она ставит ему условие исцеления (свадьба) и контролирует его выполнение. Правомерно ли Божий дар исцеления использовать в каких-либо личных целях – этот вопрос целиком и полностью относится к сфере ее отношений с Богом, к ее отношениям с Петром он не относится.
Поскольку мы лишены возможности посмотреть на происходящее глазами Бога, о Его промысле мы можем догадываться, отслеживая дальнейшее развитие событий. Поскольку дара исцеления Феврония не лишилась, можно предположить, что Бог попустительствовал такому использованию Своего дара. Поскольку приключения Петра лежат в основном в сфере социальных конфликтов с боярами и их женами, в выборе между верностью брачной клятве и княжением, то можно предположить, что его духовный подвиг состоял в смирении княжьей гордыни.
В целом, история Петра и Февронии кажется мне достойным отечественным ответом всяким там заморским тристанам и изольдам, до сей поры служившим мифологическим примером любви и верности. Да не будет этого впредь! biggrin Посему на психодраматической конференции в июне я, в рамках агиодрамы, поставлю именно историю Петра и Февронии.
Леонид Огороднов
У себя на сайте я научился вставлять видео в форум, тут не получается. По этому чудный мультик о Петре и Февронии смотрите у меня на сайте.. Из сказания о Петре и Февронии я планирую сделать 2-х дневный мифодраматический тренинг м/ж отношений.
Леонид Огороднов
Агиодрама "блаженный Симеон юродивый"[size=4]
состоялась 27.08.2010. Житие Симеона можно почитать тут
Сильно, в первую очередь благодаря спонтанности протагонистки, начавшей проявляться при выборе темы и не оставившей ее в течение драматического действия.
Сюрпризы начались еще при пересказе протагонисткой жития. Ей удалось подметить вещи, которые мне при прочтении в голову не приходили. Например рельефно проступила тема отношений между Симеоном и Иоанном, тема же юродства, напротив, отошла на второй план.
Отношения двух главных персонажей выглядели в драме как история взаимной помощи и поддержки в ситуации, когда необходимость в помощи не осознается. Иоанн привязан к своей молодой жене, Симеон – к старухе-матери. Оба они принимают решение о постриге, но не признаются в том, как тяжело дается им это решение, об их боли говорят их сны. Боль же ближнего им видна, и она стараются как могут ее утешить. С Божьей помощью утешение приходит по прошествии двух лет, но и после этого отшельники в течение 29 лет подвизаются вместе, живя друг от друга «на расстоянии брошенного камня». После этого их дороги расходятся, Симеон возвращается в мир юродствовать, Иоанн остается в пустыне, но духовная же связь двух святых сохраняется на протяжении всей жизни. Протагонистка охарактеризовала такие отношения невротической привязанностью, и формально она права, но это говорит лишь о том, как мало пригодны терапевтические термины для описания происходящего в духовной сфере.
Еще одну фигуру, которая меня заинтересовала, мы только обозначили – это духовник Симеона и Иоанна игумен Никон. В драме он указал будущим подвижникам, что монастырь – это не место, где можно спастись от душевной боли, что жизнь монаха – это тяжелый труд. Такая роль вполне соответствует тексту жития, но, судя по тому же тексту, этим наставлением влияние игумена не ограничилось.
В теме выбора между миром и монастырем как нельзя кстати оказалась логическая загадка с двумя дорогами и лживым и правдивым братьями. Ее инсценизацией не доволен, надо придумать красивый алгоритм постановки.
А в общем и целом доволен – в этой агиодраме отлично сочетались духовная глубина текста жития святого и терапевтический эффект психодрамы.
Александр Вакуров
Спасибо, Леонид, что делишься и просвещаешь нас.
Хочу напомнить о своих вопросах - так, для памяти тебе. Это продолжает интересовать меня не менее чем чудесные твои (ваши) исследования и путешествия по вселенным духа и смыслов.


Цитата(Александр Вакуров @ 15.5.2010, 3:53) *

И еще интересно, как ты приходишь (приходил, пришел) к выбору темы мифодрамы.

Что такое АГИОДРАМА?

Думаю, пришла пора, чтобы ты рассказал о себе подробнее. Что движет тобою? О чем мечтаешь? От чего страдаешь в своем творчестве (что тебе не нравится, от чего огорчаешься).

Как сейчас вообще развивается мифодрама и психодрама, и в России в том числе.

Какие имена появляются, либо поднимаются на вершину психодраматического Олимпа в России - на твой личный взгляд.

Вырос ли ты сам за последние пять лет, и если вырос, то в чем и - как ты узнал об этом?

Надеюсь, мои вопросы не показались тебе некорректными.

Кстати, как думаешь, не стоит все твои тексты с агиодрамами выделить в отдельный тред "Агиодрама Леонида Огороднова?" Если скажешь/разрешишь, я сделаю.

Со ссылкой на тред "Мифодрама Леонида Огороднова", конечно.
Александр Вакуров
Хотя да, тогда придется выделять еще и тред "Библиодрама Леонида Огороднова", нет?
Леонид Огороднов
Цитата(Александр Вакуров @ 1.9.2010, 12:47) *

Спасибо, Леонид, что делишься и просвещаешь нас.
Хочу напомнить о своих вопросах - так, для памяти тебе. Это продолжает интересовать меня не менее чем чудесные твои (ваши) исследования и путешествия по вселенным духа и смыслов.


Цитата(Александр Вакуров @ 15.5.2010, 3:53) *

И еще интересно, как ты приходишь (приходил, пришел) к выбору темы мифодрамы.

Что такое АГИОДРАМА?

Думаю, пришла пора, чтобы ты рассказал о себе подробнее. Что движет тобою? О чем мечтаешь? От чего страдаешь в своем творчестве (что тебе не нравится, от чего огорчаешься).

Как сейчас вообще развивается мифодрама и психодрама, и в России в том числе.

Какие имена появляются, либо поднимаются на вершину психодраматического Олимпа в России - на твой личный взгляд.

Вырос ли ты сам за последние пять лет, и если вырос, то в чем и - как ты узнал об этом?

Надеюсь, мои вопросы не показались тебе некорректными.

Кстати, как думаешь, не стоит все твои тексты с агиодрамами выделить в отдельный тред "Агиодрама Леонида Огороднова?" Если скажешь/разрешишь, я сделаю.

Со ссылкой на тред "Мифодрама Леонида Огороднова", конечно.


Отвечу выборочно.

О психодраме.
Она в России развивается, на мой взгляд, как количественно, так и качественно.
Пару лет назад передо мной встала задача сравнить число психодраматических групп и групп по хеллингеровским расстановкам. С ргромным удивлением я убедился, что в Москве психодраматических групп больше. Психодраматисты довольно вяло рекламируют себя в интернете, но групп идет очень много.
Качество работы ведущих можно оценить, посетив психодраматические конференции, ежегодно проходящие в Мск и в Ростове-на-Дону. В последние годы можно наблюдать что ведущих стало больше, а провальных работ, которые случались раньше, не стало вовсе. Это значит, что у организаторов есть возможность выбирать из большого числа добротных психодраматистов, а значит, общий уровень психодрамы растет.
Психодраматический «Олимп» не столько расширяется, сколько структурируется. Обучение в 4-х ведущих институтах ведут в основном психодраматисты «второго поколения» – перед ними молодежь не трепещет так, как перед мэтрами. Яркие, иногда неоднозначные личности, конечно, появляются, но поименно называть их не буду.

О мифодраме.
Здесь без особых изменений, есть человек 10 психодраматистов, которые этим занимаются, но каждый сам по себе. Г.Бедненко выпустила книжку, которую я, правда, не читал. Я разместил в интернете несколько сюжетов с пилотного цикла по «Фаусту», в котором ты участвовал, сделал сайт. У меня была идея создать что-то вроде ассоциации мифодрамы, и на прошлогодней психодраматической конференции я собрал несколько человек, занимающихся мифодрамой, с целью определиться, что мы под ней подразумеваем. В общем, понимаем мы ее в целом одинаково, и народ проявил интерес к объединению, но организационно дальше дело пока не пошло.

Об агиодраме
Задумывался этот проект давно. По жанру его можно отнести к мифодраме, однако эта работа ближе к классической психодраме, поскольку мы выбираем протагониста. В общем, для данного жанра я придумал название – агиодрама, от греческого «agios» - святой.
Занятия проходят в форме еженедельных групповых встреч, на которых мы средствами психодрамы изучаем историю жизни христианских святых. В агиодраме, как и в психодраме, выбирается протагонист, то есть человек, с темой которого в этот вечер работает группа. В отличие от психодрамы, протагонист играет не свою собственную роль, а роль христианского святого. Протагонист в агиодраме выбирается заранее, поскольку и ему, и ведущему нужно ознакомиться с текстом жития.
Смысл психодраматического проживания жизни святого, конечно, не в том, чтобы помучиться, если это страстотерпец, или поиграть в чудеса, если это чудотворец. Результат, который получат участники – это соприкосновение с тем опытом, который в психодраме обозначается как пребывание в трансцендентных ролях. Такой опыт позволяет человеку иначе взглянуть на свою жизненную ситуацию. Трансцендентные роли необходимы человеку для взаимодействия с чем-то неизмеримо большим, чем он сам.
Главная сложность в ведении агиодрамы – необходимость придерживаться православного понимания жизни святых, поскольку это не какие-нибудь святые, а канонизированные Православной Церковью. Вспоминается случай, когда протагонист захотел исследовать житие Николая Чудотворца, архиепископа Мерликийского, который был непримиримым противником современных ему ересей, и на 1-м Вселенском Соборе лично дал в морду Арию. А в психодраматической постановке он вдруг начал рассказывать о рейки, и о том, что Христос до 30 лет учился чему-то в Индии. Вот, чтобы православно корректно ставить жития, я как раз вчера подал документы на факультет дополнительного образования Свято-Тихоновского Православного Университета. Буду в течение года изучать богословие. Вот, кстати, и будет мой личный рост biggrin.gif
Леонид Огороднов
Цитата(Александр Вакуров @ 1.9.2010, 12:52) *

Хотя да, тогда придется выделять еще и тред "Библиодрама Леонида Огороднова", нет?


Выделить агиодраму в отдельную тему - мысль хорошая. Только назвать ее надо как-то по сути, например "Агиодрама: психодраматическая работа с житиями святых". И перенести или продублировать туда все, что касается агиодрамы. С моего сайта можно взять видеорассказ об агиодраме, если его можно вставить в форум. Ну, или ссылку на него хотя бы.

Библиодраму в отдельную тему, мне кажется, выделять не надо, по крайней мере, пока я не запущу цикл по новой (приблизительно в октябре). Библиодрама в моем исполнении - это, все же, разновидность мифодрамы.

Как тут фотку свою вставить в личные данные? Сдается мне, на форуме глюки какие-то, поскольку и текст форматирует он как-то странно.
Александр Вакуров
На форуме давно глюки. Я в интернет уже почитай месяц не выхожу. Здесь бываю с телефона.

Как вернусь к нормальной интернет-компьютерной модели - разделю тему. И дпм ссылку на тему, в которой объясняется как размещать фото в профайле.

Кстати, очень захотелось побывать на твоей агиодраме в роли святого - испытать опыт чего-то большего чем я.

Скажи, агиодрама - для короткого одновечернего проведения, или можно для большой группы два дня подряд ее проводить?
Леонид Огороднов
Цитата(Александр Вакуров @ 2.9.2010, 8:48) *

На форуме давно глюки. Я в интернет уже почитай месяц не выхожу. Здесь бываю с телефона.

Как вернусь к нормальной интернет-компьютерной модели - разделю тему. И дпм ссылку на тему, в которой объясняется как размещать фото в профайле.

Кстати, очень захотелось побывать на твоей агиодраме в роли святого - испытать опыт чего-то большего чем я.

Скажи, агиодрама - для короткого одновечернего проведения, или можно для большой группы два дня подряд ее проводить?


Можно и два дня - формы работы все время появляются новые.
Александр Вакуров
Дашь здесь анонс предстоящей агиодрамы? А я б его в свой ЖЖурнал скопировал бы.
Александр Вакуров
Леонид, проверь, все ли сообщения касающиеся агиодрамы я перетащил сюда.
Леонид Огороднов
Иоанн Креститель. Впечатления ведущего

Последний в священной истории Пророк и Предтеча Господень. Относительно Пророка – не совсем так, в Деяниях описаны пророчества и после Вознесения Христа. Скажем так – последний ветхозаветный Пророк.
Основные события жизни Иоанна описаны в Евангелиях. В житиях Димитрия Ростовского описаны в основном обретения честной главы и десницы Крестителя.
Иоанн родился в семье пожилых людей – Захарии и Елисаветы. Захарию явился Архангел Гавриил и возвестил о том, что у него будет сын, который от рождения исполнится Святого Духа. Захарий не поверил и был наказан немотой, которая прошла только тогда, когда он нарек сыну имя - Иоанн. Елисавета исполнилась Святого Духа, когда ее, беременную, пришла навестить ее двоюродная сестра – Дева Мария, также беременная. Младенцы встретились в утробах матерей и Иоанн радостно взыграл, приветствуя Спасителя.
Далее в евангельском рассказе следует период отшельничества Иоанна. Длительность этого периода не определена, на агиодраме мы определили ее в 15 лет. Этот период определяет образ Иоанна (суровая аскеза, грубая одежда из верблюжей шерсти, мед и акриды (то есть тритоны) в качестве еды) и то уважение, которое питали к нему верующие. Завершается отшельничество непосредственным обращением к нему Бога, призывающего его на общественное служение.
Служение Иоанна состояло в проповеди покаяния: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», и провозвестии прихода Мессии. Покаянным действием было Крещение в водах Иордана.
Венцом его служения стало Крещение Спасителя, сопровождавшееся Богоявлением всей Троицы – Отец как Глас Божий, Сын во плоти и Дух Святой в образе голубя.
История заключения и казни Иоанна широко известна: он обвинил правителя Галилеи Ирода Антипу в том, что тот похитил жену своего брата Филиппа Иродиаду, и был заключен в тюрьму. Некоторое время Ирод не хотел смерти Иоанна, поскольку чтил его и опасался народных волнений. Но дочь Иродиады, Саломея, добилась от Ирода казни Иоанна в награду за свой танец.

Агиодраму мы должны были ставить в Крещение, не получилось, и это жаль. Но поставили в результате – и это здорово.
Разогрев, задуманный как крещенский – окунание в прорубь, получился живым, скорее языческим, чем православным, в общем, психодраматическим. Из меня так и просились наружу интерпретации по поводу одной из участниц, но удержался тогда, удержусь и сейчас. Скажу только, что смысл иоаннова Крещения – покаяние во грехах. По-гречески покаяние – μετάνοια, то есть «переосмысление», полное изменение своей позиции по отношению ко греху. Так что без головы тут никак не обойдешься 
С протагонистом прошли путь Иоанна от рождения до выхода на общественное служение, по сценам: Иоанн в семье Захарии и Елисаветы; расставание с родителями (это была групповая тема – сепарация детей); Иоанн в пустыне (значимые фигуры – Солнце и Уединение); проповедь Иоанна. Все сцены были эмоционально заряжены, кроме сцены в пустыне. Осталось неясным, что там получал Иоанн, поэтому и проповедь изначально была слабенькая, но с помощью группы нашли нужный тон.
Ответ на основной вопрос протагониста – как это так, быть вторым, быть в тени Христа, ответ был получен. Несмотря на то, что ни в одной сцене Христа не было, его связь с Иоанном ощущалась прямо-таки физически.
Основной сложностью для меня как для ведущего было сохранить целостность действия, избегая введения Христа, Св. Духа и Отца. Справился за счет концентрации на переживаниях Иоанна (и его родителей в первых двух сценах).
Александр Вакуров
Вот увидишь, лет через триста ТОЧНО будут изучать житие святаго Леонида [Огороднова].
Александр Вакуров
Это была моя попытка передать тебе мои благодарность и восхищение.
Александр Вакуров
Агиодрама: психодраматическая работа по житиям православных святых

Леонид Огороднов
Александр Вакуров
Покаяние и чувство вины: опыт агиодраматического исследования

Леонид Огороднов
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.