Изучение поведения системы. 
1. Система имеет свой некий уровень стабильности. Это с одной стороны. Процессы стереотипизированы. Идут по принципу стимул-реакция. 
а) один стимул чаще всего является стимулом для нескольких реакций. 
б) реакция одного является стимулом для другого  
2.  Она куда-то движется. У нее есть траектория. А на каждый момент можно определить вектор. 
3.  Изучить систему в статике невозможно. Только в динамике. Динамика это сравнение того что было и того что есть. 
Это изучение может быть 
- пассивным ( заочно, со свидетельств и документов). Можно получать нормальные описания, некоторые слои реальности могут быть отражены достаточно точно. Но гарантированно основная масса процессов и рисунков будет упущена и искажена. 
- условно пассивным (войдя в контакт с системой). Это то, что делаю я сейчас. Войдя в контакт нельзя не влиять. При входе образуются волны. Качество диагностики низкое. Раз не знаешь, какие волны пускаешь (запускаешь), - не можешь отследить результат. 
3. Активное. 
Изучаем не "устройство" системы а именно поведение.  Когда хотя бы капельку разобрались. Когда можно уже ОТСЛЕЖИВАТЬ и ПРОГНОЗИРОВАТЬ хоть какие-то цепочки, процессы, пути. Когда уже можно делать ГИПОТЕЗЫ, и ПРОВЕРЯТЬ их. Как это? Предположим, что я делаю предположение о причине, истоках или просто о том, что прямо сейчас происходит (работает). Например имеем проблему а245
Источник проблемы 567
Проверка: если источником являюется 567, то на действие х некто (или система) должны отреагировать действием у. Делаем и смотрим что получается. Гипотеза либо подтверждается полностью, либо подтверждается частично, либо не подтверждается.