Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
О дисциплине Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 10168
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   

Мои отношения с дисциплиной прошли долгий и сложный путь. Этот текст - начало серии статей о мифах современной индустрии личностного роста и развития.

 

Этап первый. Полное принятие и исполнение.

Исполнение там, где нужно исполнять, и где нельзя не исполнять.

 

Сколько себя помню, я всегда был послушным мальчиком. С детства. Мне с юных лет было важно быть хорошим мальчиком.

 

Воспитанный, как и большинство людей среднего поколения на идеалах справедливости, классового равенства и идей социализма (по крайней мере, в семье и в школе меня воспитывали именно так, и я искренне верил, что "партия - сила народная", что "коммунизм впереди", и что "Ленин прав"), я относился к дисциплине как к чему-то крайне необходимому, что просто нужно исполнять.

 

И под дисциплиной я понимал в первую очередь собственное послушание и подчинение неким утверждённым извне принципам, положениям, нормам и правилам.

 


Понятно, что исполнение дисциплины было для меня в разряде не очень приятных, но всё же, обязательных вещей. И я стремился быть дисциплинированным (пишу без кавычек, ибо действительно стремился, и действительно исполнял).


В тот период дисциплина была для меня фактором, мощно влияющим на мою жизнь, на мои выборы, на мои желания, и даже на мои возможности в этом мире.

 

Во многом требования дисциплины (как я это сейчас понимаю) становились для меня ограничениями для моих действий.

 

Второй этап

моего отношения к этому слову пришелся на период личностного развития, когда я начал понимать, что есть и моя личность, есть и мои желания, есть границы не только чужие, но и мои.

 

Это был трудный период познания совершенно заново - себя, этого мира, как устроены другие люди, как устроено общество, и как и что может быть ещё устроено и организовано - отношения, чувства, смыслы, процессы, и так далее. В этот период понятие дисциплина для меня было сброшено со своего пьедестала, я активно и агрессивно не уважал как это слово, так и всё что с ним связано.

 

Понятие "НАДО" было вычеркнуто из моего внутреннего и внешнего словаря, я не принимал "НАДО" от других, я не насаждал "НАДО" для себя, и я не навязывал "НАДО" для других. Протест как символ и флаг характеризовал тот период.

 

Это было интересное время бунтов против родительских наставлений и проклятий, освобождения собственных "Я", проведения границ между "Я" и миром, обретение разрешений на собственную уникальность и автономность от этого мира, мира людей, их общества, их правил и норм. Кстати, на самом деле это было не так уж и сложно, учитывая, что в обществе всё более развивалась прослойка людей, точно так же борющихся за свою автономию и собственные права. Неважно, что боролись часто они либо с призраками, либо - побеждали за счёт прав других людей. Это было им (нам) не важно, ибо новая философия внутренней свободы (вот что принималось за главную ценность личностного роста!) победоносно шагала по стране и по головам её граждан.

 

Всё что было связано с дисциплиной, было для меня неким компасом, указывающим, куда мне теперь не надо.

 

 

Третий этап. Начало освобождения духа

Я вдруг начал осознавать, что долгие долгие годы понимал совершенно не то, когда слышал слово "ДИСЦИПЛИНА".

 

Оказывается под этим словом я всегда понимал дисциплину МОЮ по указанию других людей. Чужую и чуждую мне дициплину. Чужие правила. И никогда не задумывался над выработкой и открытием СВОИХ правил и норм, которые следовало бы (да что там "следовало, - нужно, надо!) исполнять. И уж тем более не отмечал, источником каких правил являюсь для других людей.

 

 

Я начал понимать, что дисциплина духа, внутренняя дисциплина - это как раз то, чего мне не хватало многие годы.

 

То, что воспринималось мною как рабство, как ограничения - на самом деле может быть и компасом, и проводником, и охранителем, и мощным лечебным и освобождающим фактором.

 

 

  • Дисциплина не для других, а для себя.

 

  • Дисциплина не поведенческая, а духовная.

 

  • Жизнь не по правилам других, а по внутренним и высшим законам - постигаемым не по чужому опыту, и не с чужих слов, а открываемым и вырабатываемым самостоятельно.

 

Я начал совершенно по-новому смотреть на это слово, по-новому его употреблять, по-новому к нему относиться, находить в нём новые, незнакомые мне ранее смыслы и поводы для применения.

 

Попробую объясниться.


Каждый из нас знает, как здорово убраться на столе или в шкафу. Как приятно почистить зубы, помыть руки, сходить в баню. Как классно - устроить генеральную уборку в доме, как хорошо после неё дышится и живётся.

 

Многие психологи советуют: плохое настроение - уберись в одном-двух ящиках в столе или в шкафу (если ты давно туда не заглядывал).

 

 

Порядок. Очищение. Структурирование. Структура. Форма.

 

 

Это важные слова и понятия, без которых невозможны ни эффективность, ни качество жизни. Это слова, о которых часто забывают современные радетели личностного роста, понимая личностный рост за условия для безудержного роста энтропии (беспорядка и хаоса) - во внешнем и внутреннем мире, понимая свободу как энтропию или рост энтропии.

 
Зачастую важно не столько структурирование и создание порядка, сколько переструктурирование, создание новых порядков, последовательностей и ритуалов.

 

На самом деле порядок, упорядочивание и структурирование процессов внутри и снаружи (вокруг) человека, включая и процессы между человеками - улучшают качество жизни человека и его окружения.

 

Основная мысль этой статьи: дисциплина это очень хорошая и полезная штука, если правильно её понимать, правильно к ней относиться и правильно её использовать.

 

Если человеки будут в первую очеедь применять категорию дисциплины для себя, а не для других, и находить/исполнять правила свои, а не чужие, их жизнь начнёт меняться в лучшую сторону - касаемо и здоровья, и финансового благополучия, и личных отношений, и положения в обществе.

 

Хорошие вопросы для себя:

 

- В каких вопросах и областях вам полезна дисциплина?

- В дисциплине ЧЕГО вы нуждаетесь сейчас?

 

 

Ответив для себя на эти вопросы, вы обогатите свою жизнь.

 

 

Вместо послесловия

Конечно, когда мы говорим о дисциплине, мы не можем обойти вниманием другой, не менее важный, не менее забытый и извращённый в пониманиях и использовании термин - НАДО (ДОЛЖЕН).


Моя цель здесь на фоне разгула воителей за "личностный рост и свободу от всего" - возродить смысл и значимость (истинное значение, предназначение и место) слов НАДО и ДОЛЖЕН.

 

Последние десятилетия апологетами "личностного роста" вдалбливалось и распространялось, что слова НАДО и ДОЛЖЕН - "плохие" слова, что произносить их и использовать ни для себя, ни для других людей порядочный (а сейчас порядочным в огромном количестве кругов считается человек "продвинутый", "личностно растущий и раскрепощённый") человек просто не должен и чуть ли не имеет права.

 

Огромное количество людей просто натаскано на негативную реакцию на эти слова. Стоит лишь произнести слово "должен" - как десятки глоток кричат сакраментальное и почти хором: "Никому ты не должен!", "Мы никому ничего не должны!", "Я никому ничего не должна!", и так далее.

Грустно. В походе за личностной свободой, как это водится в любых войнах за свободу и в революциях, в дыму сражений гибнут и губятся многие чудесные вещи.


Мы продолжим раскрывать тему долженствования и трагедию терминов НАДО и ДОЛЖЕН в русско-язычном около-психологическом пространстве в отдельных публикациях.

 


 

Продолжение: Что такое дисциплина, и о дисциплине ЧЕГО мы можем говорить?

Кроме того:  Материалы о взрослости и личностной зрелости

 


 

Приложение.

Какие эпитеты предоставляет нам Словарь эпитетов к слову "ДИСЦИПЛИНА":

 

Безоговорочная, безукоризненная, безупречная, беспрекословная, большевистская, военная, высокая, железная, жесткая, жестокая, идеальная, крепкая, низкая, образцовая, отличная, палочная, плохая, примерная, разболтанная (разг.), расшатанная, свирепая, свободная, слабая, сознательная, строгая, суровая, твердая, требовательная, формальная, хорошая. Армейская, бюджетная, внутренняя, воинская, государственная, договорная, комсомрльская, кредитная, нравственная, партийная, плановая, платежная, производственная, профсоюзная, рабочая, революционная, семейная, служебная, сознательная, технологическая, товарищеская, трудовая, финансовая, царская, школьная и т. п.

 

Толковый словарь Даля трактует слово "дисциплина" так:

ж. франц. воинское повиновение, послушание, порядок подчиненности, чинопочитание; воинская управа, расправа.

 

А вот что пишет Большая советская энциклопедия:

Дисциплина


(лат. disciplina) общественная, определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации. Д. является необходимым условием нормального существования общества; благодаря Д. поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование социальных организаций. В обществе всегда существует общеобязательная Д. и специальная Д. — обязательная только для членов определённой организации (трудовая, партийная, воинская и т.д.). Д. всегда определяется господствующими общественными отношениями и служит для их поддержания. Различают внутреннюю Д., или самодисциплину, Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению. Внутренняя Д. предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) членами общества норм, регулирующих поведение людей. Такая Д. поддерживается без внешних санкций и принудительных мер. "... Подчинение может, при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 200). Дисциплинированный человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения и в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины и т.д. В отличие от внутренней Д., Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению опираются на внешние санкции — положительные или отрицательные. Член общества или организации может следовать нормам и распоряжениям только в расчёте на материальное или какое-либо иное поощрение или стремясь избежать наказания. В конечном счёте Д. определяется степенью сочетания личных интересов членов общества, их потребностей и выполняемых ими социально обусловленных норм поведения. Если эти нормы не становятся внутренними пружинами действий индивидов, возникают разного рода отклонения в поведении, которые либо регулируются с помощью механизмов социального контроля, либо могут привести к изменениям и ломке существующих норм и институтов. Однако общественно вредной может оказаться и чрезмерно жёсткая Д., т.к. в этих условиях члены общества лишаются творческой инициативы, а общественная система утрачивает необходимую гибкость.
В различных общественных системах ни один из видов Д. не встречается в изолированном виде; речь может идти лишь об удельном весе того или иного вида Д. В обществах, основанных главным образом на традициях, в периоды их устойчивого существования преобладало морально-религиозное регулирование поведения людей, дополняемое принудительной (личная зависимость) Д. Роль материальных интересов и Д. из соображений выгоды преобладают в буржуазном обществе с его отношениями "голого чистогана" и господством индивидуалистической морали. Вместе с тем в качестве регулятивного механизма выступает нормативная Д. в форме "деловой этики", "профессионального долга" и т.п.

В социалистическом обществе постепенно утверждается сознательная Д. трудящихся. В. И. Ленин характеризовал социалистическую Д. как "... дисциплину товарищескую, дисциплину всяческого уважения, дисциплину самостоятельности и инициативы в борьбе" (там же, с. 500). Социалистическая Д. развивается в процессе сознательного строительства новых общественных отношений, в результате процесса коммунистического воспитания. Важным средством её укрепления является социальный контроль, материальное и моральное стимулирование.

На современном этапе социалистического и коммунистического строительства усложнившаяся организация общества и научно-техническая революция предъявляют повышенные требования к Д., организованности, ответственности, сознательности каждого члена общества. Нормы Д. периода коммунистического строительства сформулированы в Программе КПСС, в моральном кодексе строителя коммунизма.

Лит.: Энгельс Ф., Об авторитете, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18; Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Как организовать соревнование?, там же, т. 35; его же, Великий почин, там же, т. 39; Программа КПСС, М., 1961; Макаренко А. С., Соч., [2 изд.], т. 5, М., 1958, с. 36—43, 130—44.

Л. А. Седов.

Материалы предоставлены проектом Рубрикон

 

 


 

 

 

Продолжение: "Дисциплина чего?"

 


 

Обсудить на форуме

 


 

Опубликовано на www.vakurov.ru
12.12.2008
Последнее обновление ( 24.04.2015 )
Просмотров: 10167
< Пред.   След. >
С этим материалом чаще всего читают:
 

МЫСЛЬ – смелость ума оформлять словами образы.

Соня Шаталова, девочка с диагнозом "Аутизм". 8 лет

Просмотров: