Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Эмоции и их базовые функции
Психотерапевт Александр Вакуров. Форум. > Личностное развитие, про жизнь и всё такое > Чего Вам не хватает в Вашей жизни?
Страницы: 1, 2
Ivanhoe
Цитата(Александр Вакуров @ 29.12.2008, 4:10) *

Да блин, Вань, другая, другая! biggrin.gif

Спасибо, Саша, ты очень добр!
Светлана Л.
Цитата(Илья @ 7.8.2008, 9:48) *

А знаете, есть идея ! В одиночку мне найти выход сложно. Если нечто подобное Вам то же мешает, давайте решать вместе ! Вместе должно получиться! В любом случае будет полезно!
Перебарывать конечно можно. Это помогает на певых этапах. Но по моему опыту это всеравно, что сжимать пружину. Нужно ПОСТОЯННО заботиться о том, что бы сила сжатия была "достаточной". А от "пружины", проблему отличает возможность "набирать силу", то есть развиваться, обучаться и т.д, поскольку она - часть живого организма, со всеми вытекающими от сюда последствиями... dry.gif
Мне этот подход не очень нравится....
А что если представить эту самую "лень" как нечто с сознанеим, характером, целями? Она же живая !
Поэтому она должна к чему то стремится.
На вопрос "Что Ты добиваешься? получаю твердый ответ - забочусь!
О, как интересно !



Иногда восприятие ситуации меняется, если вместо слова лень, поставить: избегание деятельности
Александр Вакуров
Цитата(Светлана Ленько @ 29.12.2008, 11:39) *

Иногда восприятие ситуации меняется, если вместо слова лень, поставить: избегание деятельности

Или ещё круче:

"Избегание определённой деятельности"
"Избегание деятельности с определённой целью"

Эта "лень" - возможно очень важный сигнализатов о чём-то, что не пробъётся никак в сознание. Например, о том, что "тебе тут делать нечего", или не "тут", а с этим человеком, или "тебе незачем заниматься этим, если ты ленишься, возможно это не твоё", или "ты перенапрягся, срочно отдохни", или "ты забыл ещё вот и вот о чём".
Александр Вакуров
Решил размещать здесь и другие материалы по эмоциям - других авторов.

Нашёл интересного автора, пишущего об эмоциях. Вот наш диалог с ним и его Лекция по когнитивным теориям эмоций 21/04/2009

Транскрипт:
Цитата
лекция по когнитивным теориям эмоций - Presentation Transcript

1. Когнитивные теории эмоций
2. Структура Предыстория ● Что такое когнитивные теории эмоций? ● Теории когнитивной оценки ● Теория когнитивного диссонанса ● «Горячее» познание ●
3. Предыстория Есть теория Джеймса-Ланге: ● видим медведя — бежим — пугаемся ● получили подарок — улыбаемся — радуемся ● т.е. «событие» - действие/физиологический ● ответ — переживание ответа Вопрос: ● всегда ли мы пугаемся, когда бежим, и ● радуемся, когда улыбаемся?
4. Предыстория: эксперимент С. Шэхтера и Дж. Сингера Можно раздельно манипулировать в ● эксперименте: физиологическим состоянием ● интерпретацией ситуации ●
5. Предыстория: эксперимент С. Шэхтера и Дж. Сингера Суть эксперимента: ● вкалываем эпинефрин (вызывает состояние ● возбуждения) под видом комплекса витаминов для одних описываем истинные эффекты инъекции – для других — ложные, либо вообще не даем – информации просим испытуемых подождать в компании ● «партнера» радостного – гневного –
6. Предыстория: эксперимент С. Шэхтера и Дж. Сингера Результаты: ● Характер эмоции зависит не от состояния возбуждения, а от интерпретации этого состояния
7. Предыстория: эксперимент С. Шэхтера и Дж. Сингера Сенсорная стимуляция Оценка события (видим медведя) Эмоция ужаса Инструментальная реакция Оценка состояния (бегство) или организма физиологическое возбуждение
8. Что такое когнитивные теории эмоций? Определение ● … это теории, рассматривающие эмоции, в ● первую очередь, в их взаимосвязи с познанием мира, т.е. процессами восприятия, интерпретации, хранения информации Что имеется в виду? ● главное для эмоции то, как человек воспринимает ● и интерпретирует ситуацию, включая свое собственное состояние
9. Что такое когнитивные теории эмоций? Примеры определений С. Шэхтер и Дж. Сингер: ● Эмоции это результат взаимодействия между ● физиологическим напряжением и мыслями по поводу вызвавшей его ситуации Н. Фрейда: ● Переживание эмоции .. это переживание ситуации ● Л. Барретт: ● Эмоции это субъективно переживаемый результат ● концептуализации
10. Что такое когнитивные теории эмоций? Теории когнитивной оценки — одна из ● больших групп когнитивных теорий эмоций «Когнитивная оценка» - быстрый, во ● многом неосознаваемый процесс интерпретации ситуации Рассматривается интерпретация события с ● точки зрения характеристик ситуации (включая самого человека)
11. Теории когнитивной оценки Эти теории рассматривают эмоцию как ● результат оценки ситуации Эта ситуация для меня новая ● Она для меня неприятна ● Она сильно связана с моей ● Я вижу в лесу потребностью в выживании Эмоция ужаса медведя У меня недостаточно ресурсов, ● чтобы с ней справиться Я не несу за нее ответственность ●
12. Теории когнитивной оценки Теория П.В. Симонова (1966) оценка ситуации по связи с потребностями ● и степени неопределенности Э=−П*(Ин е о б х − Ин а л и ч н а я )
13. Теории когнитивной оценки Теория Р. Лазаруса (1970, 1998) Показываем фильм с серией грубых ритуальных ● хирургических операций И даем три различных звуковых сопровождения: ● подчеркивается вред ● вред отрицается ● повествование беспристрастно («интеллектуализация») ● Результат: ● там где вред отрицается или «интеллектуализируется» стресс меньше
14. Теории когнитивной оценки Теория Р. Лазаруса (1970, 1998) Первичная оценка: ● Насколько важная цель? ● Насколько ситуация помогает/препятствует цели? ● Какие именно аспекты моей личности связаны с целью? ● Вторичная оценка ● Кто за эту ситуацию отвечает? ● Насколько я способен с ней справиться? ● Что меня ждет в будущем в связи с ситуацией? ●
15. Теории когнитивной оценки Теория К. Шерера (2003) Эмоция как процесс оценки — от более примитивных форм ● (приятно/неприятно) к более сложным (морально/аморально) Параметры оценки ● Новизна ● Приятность ● Связь с целями и потребностями ● Ответственность ● Потенциал преодоления ● Соответствие нормам и ценностям ●
16. Теории когнитивной оценки Оцените ситуацию в фильме с точки зрения его героя ● по 6 шкалам от 1 до 5 Новизна: ● 1 — полностью неожиданная ситуация Приятность: ● 1 — очень неприятная Связь с целями и потребностями: ● 1 — никак не связаны Ответственность ● 1 — отвечает за ситуацию герой и только он Потенциал преодоления ● 1 — очень тяжело справиться с ситуацией Соответствие нормам и ценностям ● 1 — абсолютно противоречит нормам и ценностям, принятым героем
17. Теории когнитивной оценки Теория К. Шерера (2003) Радость Гнев Страх Горе Новизна Высокая Высокая Высокая Высокая Приятность Низкая Связь с целями и Высокая Высокая Высокая Высокая потребностями Ответственность Другой Другой/мир Другой/мир Потенциал Высокий Низкий Низкий преодоления Соответствие Низкое нормам и ценностям
18. Теории когнитивной оценки Итоги Какие эмоции мы испытываем зависит от ● того, как мы видим ситуацию Мы можем влиять на наши эмоции, но ● напрямую это не всегда удается, поскольку мы не осознаем сам процесс оценки
19. Теория когнитивного диссонанса Выдвинута Л. Фестингером (1959) ● Эмоция возникает вследствие ● «диссонанса» (или противоречия) между имеющимися «знаниями» Это не совсем теория когнитивной оценки ●
20. Теория когнитивного диссонанса Мы стремимся избежать той информации, ● которая будет увеличивать диссонанс, и ищем (или создаем) ту, которая будет его снижать Пример 1: просмотр рекламы в журналах ● после покупки автомобиля Пример 2: секты ●
21. «Горячее» познание Какие функции у эмоций с точки ● когнитивных теорий? «Холодное» познание — «рациональное» ● познание, направленное на выявление «объективных» фактов «Горячее» познание — «эмоциональное» ● познание, направленное на выявление «важных» фактов
22. «Горячее» познание Занимательные факты: радость Когда мы обрадованы, мы находим больше сходства ● и больше различий между объектами, хотя ориентируемся больше на сходство Мы также больше подвержены «подсказкам» (в том ● числе тем, которые не осознаем) И мы более подвержены стереотипам ● Мы также склонны больше внимания обращать на ● общее, чем на детали У нас шире ассоциативный ряд, больше ● «креативность» (возможно)
23. «Горячее» познание Занимательные факты: страх и печаль Когда мы расстроены или напуганы, мы ● менее подвержены «подсказкам» Мы также склонны больше внимания ● обращать на детали, а не на общее У нас уже ассоциативный ряд ● Мы больше ориентируемся на различия, а ● не на сходство И мы менее подвержены стереотипам ●
24. «Горячее» познание Депрессивный реализм Когда мы в депрессии, мы более ● реалистично оцениваем свои возможности? Может быть и так, хотя это мешает нам ● жить
25. «Горячее» познание «Аффект-как-информация» Мы используем наши эмоции как источник ● информации о ценности текущих тенденций (Schwarz & Clore, 1983; Clore & Huntsinger, 2009)
26. «Горячее» познание «Аффект-как-информация» Пример 1: при хорошей погоде мы оцениваем ● нашу жизнь в целом лучше, чем при плохой погоде Пример 2: если в данный момент для нас ● актуальным контр-стереотипные мысли, то радость их усилит Пример 3: для американцев радость усиливает ● тенденцию к аналитическому мышлению, для корейцев — к холистическому
27. «Горячее» познание Теория тенденций оценки • Лернер и Келтнер (2001) – эмоции не только создаются оценкой, они эту оценку поддерживают • Например: страх увеличивает оценку риска, гнев увеличивает оценку «виновности»
28. «Горячее» познание Влияние эмоций на принятие решений Человек склонен больше избегать потерь, ● чем стремиться к выигрышу (Канеман и Тверски) Напуганный человек более склонен менять ● свое решение (А. Капоне), а обрадованный — менее (в сравнении со спокойным) + все то, что было уже сказано — влияние ● «подсказок», внимание на общее/детали и т.д.
29. «Горячее» познание Итоги Эмоции непосредственно связаны с ● процессами познания Позитивные и негативные эмоции влияют по- ● разному, но нельзя сказать, что какие-то эмоции делают «хуже», а какие-то «лучше» Их влияние стоит иметь в виду, особенно при ● принятии важных решений или при выполнении сложных дел
30. Спасибо за внимание! Если Вам интересна тема эмоций, заходите на http://chetvericov.ru
Александр Вакуров
Там же:

Хорошая теория эмоций
Цитата
Хорошая теория эмоций должна удовлетворять нескольким требованиям (помимо требований к научным теориям вообще):

Она должна определять отличие эмоций от других функций психики.
Она должна объяснять, почему в человеческих переживаниях и языке есть различие между эмоциями (включая различия на эмоции, чувства, настроения, аффекты и т.п.) - определение внутренней структуры.
Она должна объяснять и определять функции эмоций.
Вот так, я думаю.
Александр Вакуров
24/06/2008 Про границы влияния эмоций
Цитата
Продолжаю выкладывать старые заметки из Evernote =)

Кстати, спасибо Михаилу Казанцеву за наводку на эту программку. Вот тут http://www.kazantsev.sk6.ru/ он выложил интересные заметки по организации информации при подготовке какого-либо проекта.

Возвращаясь к теме заметки, существуют две гипотезы:
«1. Goal-attainment hypothesis. Влияние эмоции прекращается. когда реализована связанная с ней цель»
2. Cognitive-awareness hypothesis. Влияние эмоции прекращается при сознательном отслеживании факторов влияющих на принятие решения, повышенной ответственности и т.п.
Lerner, Keltner 2000, p 489
Надо будет почитать подробнее про экспериментатику этих гипотез. Имхо, вторая из них выглядит относящейся к установкам, вызывающим эмоции, а не к ним самим. Чем-то это отслеживание и бла-бла-бла напоминает когнитивную психотерапию.


24/06/2008 Что влияет на решения сильнее - диспозиционные или сиюминутные эмоции?

Цитата
Интуитивный вывод, что текущая эмоция должна влиять больше, может быть не совсем верен. Этому две причины:
«1. Текущие эмоции чаще осознанно связаны с конкретным объектом, что снижает их влияние на другие объекты»
2. Некоторые теоретики диспозиционных эмоций указывают на то, что они возникают достаточно рано и работают как постоянные схемы, влияющие на суждения и выбор.
Lerner, Keltner 2000, p 487
Диспозиционные эмоции (dispositionl emotions) - то же самое, что предрасположенность к эмоции.
Александр Вакуров
5/02/2009 Самый большой миф в психологии эмоций

… это то, что они нужны для выживания организма.

Цитата
Мол, вот испытывает человек страх, так у него сразу мышцы ног активизируются, вегетатика меняется и давай драпать. Или “не зря же тренер команду перед матчем злит, наверное это помогает”. Сразу два возражения:

1) Наибольшее число смертей во время катастроф - не от серьезности повреждений, а от страха. Сердце тук-тук и все. Неадаптивненько.

2) “Не теряй голову” - совет №1 во всех агрессивных видах спорта. А “потерял хладнокровие” - очень частая причина неудач.

Полезные, “удобные”, физиологические изменения могут быть, а могут и не быть. Знаменитая теория Schachter & Singer, хотя и не оправдала себя (см. обзор The Schachter Theory of Emotion: Two Decades Later ), но в основном потому, что возбуждение оказалось не нужным для эмоции. Если кто не в курсе, эта теория предполагала, что эмоция суть оценка человеком физиологического возбуждения. Т.е. просто, вкалываем несчастному испытуемому под видом нового витамина адреналинW, у него наступает возбуждение. Если ему при этом сказать, что у него от этого витамина может наступить эйфория, он будет радоваться, если сказать, что немотивированная агрессия - злиться. Так вот, эта теория оказалась не права, в том, что это возбуждение необходимо. Оно вроде как просто усиливает эмоцию, а возникать она может и без него.

Так что, сказка про адаптивность эмоции в биологическом смысле - это скорее для психогуманистов и клиентов психотерапевтов. Можно, кстати, еще Сартра вспомнить, он хоть и философ, но писал вполне себе конкретные вещи.
Александр Вакуров
8/01/2009 Жан-Поль Сартр об эмоциях

Цитата
“У. Джемс различает в эмоции две группы феноменов: группу физиологических феноменов и группу феноменов психологических, которые мы вслед за ним будем называть состояниями сознания;



Главное в его тезисе — это то, что состояния сознания, называ емые «радость», «гнев» и т. д., есть не что иное, как сознание физиологических проявлений — их проекция в сознание, если угод но. Однако, все критики Джемса, рассматривая последовательно «эмоцию» как «состояние» сознания и сопутствующие физиологиче ские проявления, не хотят признавать в первых только проекцию или тень, отбрасываемую последними. Они находят в них нечто большее и (осознают они это или нет) — другое. Большее, посколь ку как бы мы ни старались в воображении довести до крайности телесные изменения, все же было бы непонятным, почему соответ ствующее им сознание стало бы вдруг приведенным в ужас созна нием. Ужас есть состояние чрезвычайно тягостное, даже невыно симое, и непостижимо, что телесное состояние, взятое для себя и в себе самом, явилось бы сознанию с таким ужасным характером. Другое, поскольку если эмоция, будучи воспринята объективно, действительно может предстать как некое расстройство физиологи ческих функций, то как факт сознания она вовсе не является ни беспорядком, ни чистым хаосом; она имеет смысл, она что-то зна чит.”



Жан-Поль - кросавчег, согласен с каждой буквой.
Александр Вакуров
Там же:

18/05/2009 Зачем нужны эмоции?

Зачем нужны эмоции, и нужны ли они вообще зачем-нибудь?

Долгое время популярно было мнение, что эмоции не нужны, и даже вредны для нашего существования. Считалось, что это некоторый атавизм, доставшийся нам от наших животных предков и проявляющийся при недостатке воспитания или в отсталых культурах. Они мешают целенаправленной деятельности, дезорганизуют поведение, и, в общем, в них отсутствует структурированность и логичность, присущая другим психическим процессам. Если функций нет или они исключительно негативные, то и говорить, в общем-то, не о чем, кроме как о создании утопического общества, в котором «все мы знаем, что эмоции вредны для нашего благоразумия и нашего кровяного давления» (Skinner, 1948). Существует и противоположный взгляд, предполагающий, что эмоции имеют свои специфические функции, которые не вредны, а, напротив, необходимы для работы нашего сознания. Мы придерживаемся именно этой позиции. Исходя из принципов психологики (Аллахвердов, 2001) и накопленных экспериментальных данных, мы показываем в данной работе ее оправданность, затем анализируем существующие функциональные подходы к изучению эмоций и, в заключение, обсуждаем возможные пути дальнейшего продвижения в этой области исследований.

(полный текст в pdf)


Существует две основные философские традиции, предполагающие негативную роль эмоций в жизни человека. Первая из них исходит из противопоставления эмоций и разума и берет свое начало в работах сократиков, а вторая, нашедшая свое выражение в работах стоиков, рассматривает эмоции как ошибки разума (Solomon, 2008). Соединенный с идеями рационализма 18го века, первый из этих подходов послужил источником ранних психологических теорий, рассматривающих эмоции как дезорганизующий фактор поведения (Hebb, 1949/2002). Вторая традиция в психологии наиболее часто выражается “рудиментарными” теориями, опирающимися на идеи эволюции и предполагающими, что эмоции унаследованы современным человеком от животного или от более ранних этапов развития человечества. Т.е. эмоции являются более «примитивным» способом организации поведения, а потому развитому человеку не нужны. Характерным примером подобного подхода являются идеи процитированного выше Б.Ф. Скиннера. Сюда также можно отнести классический психоанализ, рассматривающий аффект как порождение Ид, которое требуется поставить под контроль Эго. Но при этом З. Фрейд сумел показать, что эмоции, являются сигналами бессознательного, и тем самым, пусть и в патологических случаях, но полезны.

Впрочем, критика этих традиций имеет не менее почтенную историю. Уже в «Никомаховой этике» Аристотеля эмоции рассматривались как необходимая составляющая добродетельной жизни, а наиболее категорично эта идея звучит в работах Д. Юма: “Разум есть и должен быть лишь рабом аффектов и не может претендовать на какую-либо другую должность, кроме служения и послушания им” (Юм, 1739/1998). Рассмотрим этот вопрос с точки зрения психологики. Прежде всего, представление об исключительно негативной роли эмоций или эмоциях-ошибках противоречит представлению о логичности работы сознания в целом. Теоретический и экспериментальный анализ механизмов работы сознания (Аллахвердов и др., 2006) показывает, что сознание не совершает ошибок и его работа определяется именно логикой познавательной деятельности. Тогда, если логична работа сознания в целом, то логична должна быть и работа эмоций. Кроме того, представление об ошибочности эмоций попросту не эвристично. Если эмоция это ошибка, то не имеет смысла рассматривать ее функции, надо лишь найти способы борьбы с ее последствиями. Также проблематичным становится объяснение существования различных видов эмоций, поскольку представление о различном переживании различных ошибок уже указывает на функциональную значимость эмоций как сигнала.

С другой стороны, на сегодняшний день накоплено большое количество экспериментальных данных, говорящих о том, что эмоции неразрывно связаны со всеми психическими процессами. Эмоции влияют на то, как мы принимаем решения (Schwarz, Clore, 1983), воспринимаем ли мы объект в общем или сосредотачиваемся на его деталях (Forster et. al, 2006), они опосредуют влияние прайминг-эффекта (Corson, 2002), определяют наши воспоминания (Bless et al. 1996) и на решение творческих задач (Isen et al. 1987), и т.д. Причем, наиболее важно то, что разные эмоции могут оказывать разное влияние (Lerner, Keltner, 2000), и влияние эмоций на психические процессы не может быть определено как позитивное или негативное, поскольку оно связано с их контекстом (Clore, Huntsinger, 2009). Яркой иллюстрацией этой идеи является теория «депрессивного реализма» (Alloy, Abramson, 1998), суть которой заключается в том, что люди, находящиеся в депрессии, воспринимают мир более объективно, чем здоровые люди.

Впрочем, идеи о важной роли эмоций высказывались еще Л.С. Выготским (Выготский, 2005). Но если у эмоций есть функции, что это за функции? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо понять, какой должна быть функциональная теория эмоций. С нашей точки зрения, она, помимо удовлетворения критериям научности как таковым, должна соответствовать нескольким строгим требованиям. Во-первых, она должна соотноситься с общей теорией работы сознания. В противном случае, эта теория не будет собственно психологической, поскольку именно работа сознания является предметом психологического анализа. Во-вторых, эта теория должна описывать специфику эмоций в сравнении с другими феноменами сознания. Иначе, неясно, зачем вообще вводить понятие эмоций, когда описываемые им феномены нельзя отличить от феноменов восприятия, например. Третьим требованием к теории будет являться описание внутренней структуры эмоций. Это требование обусловлено необходимостью объяснения существующего в «наивной психологии» разделения на различные виды эмоциональных явлений, описанного Н. Фрейда (Frijda, 2000). Иначе становится непонятным, почему эти феномены названы эмоциями, если они не соотносятся с описываемым этим словом субъективным опытом.

К сожалению, на данный момент подобной теории эмоции не существует. В рамках многих когнитивных теорий представление о функции эмоций сводится к идее своего рода ограничения или структурирования взгляда на мир определенным образом. Например, теория «тенденций оценки» (Lerner, Keltner, 2000) предполагает, что эмоции приводят к тому, что люди смотрят на мир в соответствии с присущим этой эмоции паттерном оценок. Схожим образом в социальных теориях эмоции рассматриваются как дискурс, в рамках которого человек структурирует свои отношения с окружающим миром (White, 2000). Основная проблема подобного подхода заключается в том, что он не указывает на специфику функции эмоций. Дискурс, схема восприятия мира постоянно меняется — находясь в магазине, человек воспринимает мир одним образом, на работе — другим, во сне — третьим. Зачем нужны эмоции просто как еще один вариант смены дискурса? Многие теории рассматривают лишь функцию эмоций на отдельных процессах или рассматривают влияние только отдельных видов эмоций (Derryberry, Reed, 1998; Bower, 1981; Fredrickson, 2001). Некоторым исключением являются теория регулятивного фокуса Е. Хиггинса (Higgins, 1997) и теория «аффекта-как-информации» Н. Шварца и Д. Клора (Clore, Hunstinger, 2009). В рамках первой теории предполагается существование двух глобальных мотивационных систем, продвижения и превенции. Первая ориентирована на мотивацию приближения, избегание ошибок пропуска цели и обеспечение «попаданий в цель», а вторая — на мотивацию избегания, обеспечение «отсутствия промахов» и избегание ошибок ложного определения цели. Эти два фокуса соответствуют двум шкалам эмоций: радость-уныние и спокойствие-беспокойство. Теория «аффекта-как-информации» предполагает, что аффект сообщает о ценности имеющихся тенденций, что в типичных ситуациях приводит к систематической, «снизу-вверх» при негативном аффекте или к схематичной, «сверху-вниз» переработке информации при позитивном аффекте. Эти теории говорят о некоторой специфической функции, однако, основная проблема заключается в том, чтобы доказать, что эта функция действительно не может быть реализована без эмоций, а для этого необходимо соотнести ее с логикой работы сознания в целом.

Таким образом, перспективным представляется разделение функций эмоций на связанные с их дискурсом и не зависимые от него, поскольку для прояснения специфики эмоций важны исключительно последние. Это означает, что необходимо исследовать не влияние эмоциональной значимости информации на ее восприятие, сохранение и переработку, а именно влияние эмоций на работу сознания с эмоционально нейтральным материалом. Кроме того, необходимо сравнительное изучение различных эмоций, чтобы иметь возможность выделить их общие функции. Необходимо искать такие функции эмоций, которые определяют их влияние на разные психические процессы. Наконец, необходимо разрабатывать теоретические модели эмоций, связанные с моделью работы сознания в целом, чтобы показать, что их функция необходима и не может быть реализована с помощью других процессов.
Александр Вакуров
28/07/2009 Базовые функции эмоций

Эта заметка – ответ на вопрос Александра Вакурова (vakurov), почему я не обращаю вниманию на рассматриваемые им “базовые функции эмоций”.

Цитата
Итак, список предлагаемых функций:

Сигнальная функция. Сигнал для себя: “Приводит ли меня моё поведение к тем результатам, которых я хочу?”
Мотивационная функция. «Внутренний двигатель» к изменениям.
Сигнализация окружающим (окружающему миру) о том, достигаем мы того, чего хотим, или нет.
Влияние на окружающих.
Функция самоидентификации.

Пойдем по пунктам.

Сигнальная функция. О чем сигнализируют эмоции? То, как это описано предполагает модель совпадения – несовпадения результатов действия умноженной на потребность (”чего я хочу”). Это модель Симонова, причем у Симонова она описана чуть изящнее, у него модель изменения вероятности достижения результата, так сказать первой производной =) Позволю себе вырвать кусок из диплома:

Человек может испытывать голод, осознавать, что вероятность удовлетворения этой потребности в данный момент низка и не испытывать по этому поводу эмоций. Даже дополнение о том, что эмоции являются отражением изменения вероятности удовлетворения потребности, которое П. В. Симонов вводит для положительных эмоций, не меняет сущности проблемы. Кроме того, возникает вопрос о том, что такое потребность. Автор определяет потребность как «избирательную зависимость живых организмов от факторов внешней среды существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире» [Симонов, 1981, с. 21]. Однако, подобное определение ничуть не более конкретно, чем критикуемое им определение потребности как нужды в чем-либо.

Кроме того, неясно зачем нужна подобная функция. Наше бессознательное имеет всю информацию, которая есть у сознания, более того, оно эту информацию сознанию предоставляет, регулируя и направляя его действия (банально, вся информация сначала обрабатывается на бессознательном уровне). Зачем, нам нужен подобный специфический сигнал, когда можно просто дать информацию, о том, что действие не правильно, и о том, что надо сделать, чтобы его исправить.

Мотивационная функция. Это опять же было у Симонова под названием “подкрепляющей функции эмоций”, подвид “переключающей функции”. Вы и вправду можете поверить, что отрицательные эмоции заставляют нас что-то менять, а положительные поддерживать? Если это так, то зачем нам воля? Или, если воли нет, то зачем нам специфическим образом переживать переключение между задачами?

Сигнализация окружающим. А сказать нельзя? Александр пишет, что взрослея, мы перестаем использовать эту функцию. Если мы перестаем ее использовать, значит она не является функцией эмоций, по крайней мере у взрослых. Да, у человека есть некоторая система сигналов, которые он использует для того, чтобы показать (точнее доказать), что он переживает эмоции. Но это не функция эмоций, сообщать другим о нашем состоянии – функция сознания, бессознательного, чего угодно, но только не эмоций, поскольку эмоциональное сообщение не всегда связано с эмоциями, и никогда эмоциональное сообщение не связано только с эмоциями.

Влияние на окружающих. Все то же самое, что и в прошлом пункте.

Самоидентификация. А еще человек идентифицирует себя со своей машиной, внешностью, друзьями и т.д. Самоидентификация – функция вашей машины?

Базовые функции эмоций должны быть специфическими, уникальными для эмоций. Теория функций эмоций должна описывать связь эмоций с работой сознания в целом. Описанные выше функции эмоций не удовлетворяют этим требованиям, а также неоднократно встречались в литературе, поэтому я и не считаю, что они заслуживают особого внимания. Ответ на вопрос, каковы функции эмоций, это не ответ на вопрос, что делают эмоции, это ответ на вопрос, зачем нужны эмоции.


Of the many meanings of function (Cummins, 1975; Johnson-Laird & Oatley, 1992; Wright, 1973), our present concern is with the role of function within scientific explanation. To define this sense of function, it is helpful to begin with what functions are not. Functions are not solely uses of something or what it is good for, because behaviour, traits, or systems have many uses and are good for many things that are not synonymous with their functions (e.g. the sound of the heart beating can be used to diagnose physical conditions, knives can be used to paint). Nor are functions underlying mechanisms (Masters, 1995), which refer to processes, typically physiological or cognitive, that pro- duce behaviour with certain functions. Nor are functions goals, which refer to properties of action (Wright, 1973). Rather, functions are a certain sort of consequence of goal-directed action.
Gross, J. J., & Keltner, D. (1999). Functional Accounts of Emotions. Cognition & Emotion, 13(5), p. 469.



Эта заметка опубликована в рубрике наука под грифами заметки, Симонов, функции эмоций, эмоции.

Автор: Андрей Четвериков
Игорь Ваганов
Александр, твоя статья очень понравилась, тебе удалось очень просто показать как и с чем можно и нужно работать.
Если ты не против, я хочу у себя дать ссылку на страницу где размещена статья.
Я думаю многим будет интересно почитать.
Александр Вакуров
Конечно, Игорь. Вишь, парень -цифровик, дигитал, для которого эмоции лишь повод для рассуждений - разгромил мою статью.
Александр Вакуров
А я рад. Парень показал свою полную зашоренность в вопросе. Пытается ограничиться теорией сознания Алахвердова -очень куцей, с линейной логикой, с приматом линейной логики.

Александр Вакуров
Примитивное видение, плоские понимания, ограниченные рассуждения. Я рад. Почему то думал, что теоретики на высоте. Но видимо, как и во многом, практики рулят. Бвл очень удивлен апломбом и спесью с одной стороны и ограниченность с другой.
Александр Вакуров
Все-таки, приятно обнаружить, что ты умнее и дальше продвинулся. Парень в своих рассуждениях проявил оченьпримитивную логику, давно такого самовлюбленного идиотизма и отксза мыслить не встречал.
Александр Вакуров
Я правда в шоке. Все намного запущеннее чем я думал. У нас же богатейшие традиции в отечественной психологии. А тут вакханалия научного (наукообразного) чванства.
Александр Вакуров
Нашёл тут интересную информацию

250 мужчин и женщин нарисовали, как любовь, страх и другие чувства влияют на них. На рисунках были контуры человеческого тела, и к ним нужно было "пририсовать эмоции". Рисунки наложили друг на друга и вот, что вышло:

Изображение
Александр Вакуров
Просто потрясающе, как точно коллективное бессознательное "знает", где какое чувство обитает.
Александр Вакуров
Все мы про себя всё знаем. Удивительно!
Александр Вакуров
Изображение
Александр Вакуров
Изображение
Александр Вакуров
Изображение
Александр Вакуров
Изображение
Александр Вакуров
Изображение
Галя
Здравствуйте.
Александр, спасибо за статью. Как всегда гениально.
В обсуждении поразило данное Вами определение стрессу, как результату не сделанных выборов и не принятых решений! Никогда так раньше не думала! Теперь согласна.
Скажите, согласны ли Вы , что стресс - это состояние, в котором находится человек? И если согласны, дайте пожалуйста определение этому состоянию. Чем оно характеризуется? Как его определить, по каким критериям обнаружить?
Александр Вакуров
Галя, спасибо за отзыв о статье. Вопрос Ваш не понял.
Вообще - пноял, конечно, но практически - нет. Не могу ответить.

Не понимаю, О ЧЁМ (и, возможно - ОТКУДА) у Вас лично этот вопрос.

Отчего он взялся? Как возник? Зачем Вам нужен ответ? Что ищете ИМ?
Какую трудность свою им иешаете?
Александр Вакуров
Почему интерсуюсь? Если вопрос формальный - литературы о стрессе - выше крыши. У самого Ганса Селье о нём хоошо, вроде, написано (точно не помню, давно читал).

Скажу пока лишь, что, вроде, как я его понимаю (не думаю, что далеко ушёл от Селье), что стресс - да, это состояние. Хотел написать, что - набор состояний. Но нет, не набор. Солянка. Корзина из осколков состояний.
Александр Вакуров
Нестабильная, не обязательно стойкая корзина.
Александр Вакуров
Напишите, какую проблему или задачу решаете, и мне, возможно, будет легче ответить на вопрос о признаках стресса.
Александр Вакуров
И - чем Вам не угодили классические определения, описания, формализации стресса. smile.gif
Галя
Александр, а я не знаю классических.. простите мне, пожалуйста, невежество мое))

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

вот сейчас прочитала в Википедии.

а вас спросила, потому что мне ваши определения очень нравятся понятны и видятся очень практичными и ясными.

а задачи, которые хочу решить: определять, нахожусь ли я в состоянии стресса или это нечто иное...
и если нахожусь, то что делать...
че совсем дура да?))
Галя
аа ну вот щас..
я про себя поняла этой зимой, что нахожусь в состоянии перманентного страха. ну постоянно и беспрерывно боюсь. фоном таким. всегда. сколько помню себя.
вот теперь думаю, чего это. и чего делать с этим)))
Галя
за Селье спасибо. сейчас пойду искать и знакомиться
Александр Вакуров
Да я сам не помню, как там в классике-то! smile.gif

У Селье всё хорошо описано. По моему, книга "Стресс и дистресс".

А ещё у моего давнего знакомого Сергея Васильева материал отличный был в своё время по стрессу.
Галя
нашла. читаю.
Александр Вакуров
Как я о наруживаю, что ПРЕБЫВАЛ в стрессе? По тому, СКОЛЬКО всего мне было недоступно в тот или иной момент.

Или - по уровню моей тревоги.

Или - по возросшей скорости моей речи.

Или - по моей "нервозности", по "дёрганности" моей, по рваности моих внутренних ритмов.

Или - по реакции на меня других людей - когда они ведут себя, воспринимают меня, будто я ненормален, или - несоответственно моему представлению о себе, либо не соответствующе моим намерениям, либо неадекватно моим действиям и эмоциям.

Вообще НЕАДЕКВАТНОСТЬ моя или окружающих (особенно моя), или - чрезмерная глупость, грубость, агрессивность окружающих - для меня верный признак моего огромного стресса.

Моя НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ любой степени в любых проявлениях и каналах - то же самое.

Возросшее количество моих ошибок - в речи, в выборах, в решениях, реакциях, поступках, поведении, отношениях, словах, чувствительности, в диагностике, в восприятии, в пониманиях - точный признак стресса.

Когда матом ругаюсь - там, где не стоит сквернословить, или когда слишком часто и много матюгаюсь.

Когда кричу, когда грублю, когда оскорбляю, или когда хочется оскорбить, унизить иди обидеть другого человека. Когда хочется сделать гадость.

Когда чувствую свою беспомощность, бесправность. Когда не вижу выхода из ситуации.

Когда не могу остановиться в чём бы то ни было, или когда не могу начать что-то.

Когда не могу найти слово, или подобрать слова. Когда не могу собраться. Когда не могу вспомнить нужное.
Когда путаю имена, путаюсь в лицах. Не узнаю институтских знакомых через тридцать лет.

Любая моя негармоничность - в моей внутренней жизни, в моих внешних проявлениях или в моих отношениях (в том числе в отношении окружающих ко мне, в их понимании меня, в их восприятии меня, моих слов, желаний, намерений, реакций, чувств, действий, слов, решений) - признак моего стресса.

Если кто-то рядом со мной в стрессе, и его стресс не проходит, или даже увеличивается, то СКОРЕЕ ВСЕГО я в стрессе.

Важно понимать и помнить, что большинство людей в стрессе не способны осознать (заметить, опознать, отследить) и ПРИЗНАТЬ (перед собой или другими) наличие у себя стресса.

АНОЗОГНОЗИЯ - непременный спутник, признак и механизм стресса (но не только его).
Галя
да, сейчас понимаю вас.
а что значит : СКОЛЬКО всего недоступно?
чего именно недоступно?
Александр Вакуров
Цитата(Галя @ 3.6.2013, 1:19) *

да, сейчас понимаю вас.
а что значит : СКОЛЬКО всего недоступно?
чего именно недоступно?


Из того, что происходит, происходило или будет происходить (по микро- и макро- признакам) внутри меня, внутри других или между людьми (и мною).
Миллиарды деталей, нюансов, тонкостей, событий, аспектов, сюжетных и смысловых линий - всё это может протекать и пролетать мимо тебя, когда ты в стрессе.

В стрессе - "туннельное зрение", иногда в буквальном смысле слова "туннельный".
Поле зрения (и вообще восприятия) резко суживается. Восприятие становится ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ.
Александр Вакуров
Я отредактировал предыдущее своё сообщение, посмотрите добавления.
Галя
поняла.
добавления прочла.
и еще вопрос возник следующий
если стресс - это физиологическая реакция, приводящая к какой-либо неадекватности в человеке,
можно ли считать, что любая неадекватность - следствие стресса? или у нее бывают иные причины?
Александр Вакуров
Что есть "неадекватность?"
Галя
получается стресс ограничивает восприятие. "обрезает" его. крадет полноту жизни. потому как жрет энергию... но у него есть роль, считает Селье, важная... буду разбираться дальше
спасибо
Галя
Цитата(Александр Вакуров @ 2.6.2013, 21:43) *

Что есть "неадекватность?"

ну вы же там выше написали - "моя НЕАДЕКВАТНОСТЬ"
Александр Вакуров
smile.gif так и знал, что так ответите.

Но это ж МОЯ неадекватность. Я её знаю. А что конкретно имеете в виду Вы? И почему именно на этом остановилось Ваше внимание?
Галя
аа поняла))
поймали меня...
то, что кажется мне неадекватностью в окружающих, может быть лишь моим представлением)) субъективным и неверным))
ясно
Александр Вакуров
Кстати, когда я слишком предсказуем, нуден, назойлив, неуместен - признак стресса.

Когда не могу предсказывать поведение окружающих.

Когда чёрств. Неуклюж. Жесток. Нечувствителен к чужой боли. Когда скатываюсь к садистическому полюсу континуума.
Галя
почему именно на этом остановилось мое внимание...
ой да потому что очень боюсь общаться с людьми...
и если что-либо в поведении окружающих непонятно или пугает - хочу понимать, потому ищу объяснения.
Александр Вакуров
Я спать.
Галя
спокойной ночи. спасибо
Александр Вакуров
Цитата
Депрессия, которую считают индивидуальной патологией, на самом деле является результатом реального восприятия патологии других людей. Это считающаяся неудачной попытка что-нибудь сделать с болью этого мира.
Карл Витакер


Меня попросили раскрыть фразу. Ответил:


"Патология других людей" - когда у другого "что-то не так": боль, несовершенство, болезнь, проблемы, конфликт, умирание, и так далее - на всех уровнях- психологическом, ментальном, душевном, телесном, социальном, и так далее.

Это "что-то не так" - его много, и оно вокруг нас и внутри нас всегда. Но мы и другие этого не замечаем - как о себе, так и о других, и о том, что МЕЖДУ нами. Для нас, для большинства этого КАК БУДТО БЫ НЕТ. Но есть люди, которые глубоко и остро чувствуют свою и чужую боль. Они иногда не могут её НАЗВАТЬ. Иногда не могут ОСОЗНАТЬ. Иногда не могут ПРИЗНАТЬ. Иногда не могут ДОКАЗАТЬ другим реальность этой своей или чужой боли.

Так называемый "депрессивный" человек - человек глубоко, тонко и остро чувствующий беды этого мира.
Беды, несправедливость и ложь.
Но ничего не может с этим сделать. В этом его беда: высочайшая чувствительность, глубочайшее проживание того, что почувствовал, но "неспособность" (неготовность, не знание о том, КАК и ЗАЧЕМ) изменить это внутри или снаружи себя.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.