Александр Вакуров
25.4.2007, 17:38
"Александр большое спасибо за высокий профессионализм сделали невозможное я под впечатлением все это время хотелось бы поделиться щечки помню позвоните по возможности"
Такая вот СМС пришла мне на днях.
Он и Она. Пришли оба такие … разные.
Он не хотел встречаться. Это было видно сразу. Выглядел совершенно незаинтересованным. Можно сказать – равнодушным к тому, чем мы тут собирались заниматься. Я сразу спросил его об этом. Он подтвердил, что ему «неинтересно».
Она – очень заряженная идеей обсудить их отношения на приёме у психотерапевта.
Я не спрашивал из, зачем они у меня, чего им обоим от меня нужно.
Я знал эту пару, знал их проблемы. После нескольких лет знакомства, и пары неудачных (уже) встреч втроём я снова предложил им встретиться. В прошлый раз Она была настолько поглощена процессами внутри себя, что общение было принципиально невозможно. Она слышала только себя, видела и чувствовала только себя. Я остановил тогда встречу, сообщив ей, что возможно достаточно многое, но – при участии в работе и её и его.
Прошло месяца три.
Она убедилась в невозможности изменения ситуации прежними способами. Поняла, что придётся учиться чему-то новому и непривычному.
Он – не продвинулся за это время ни на грамм. Просто продолжал бояться этих отношений. Продолжал бояться, и – оставался в них, ничего не меняя. Не будучи способным хоть что-либо изменить.
Эти отношения причиняли им обоим боль, и они ничего не могли изменить в них. Действуя старыми методами.
Я предложил им такую штуку. «Мы не будем заниматься улучшением Ваших отношений. Мы будем заниматься только улучшением Вашей коммуникации. Я не уверен, что Вы готовы к улучшению отношений. А улучшение коммуникации между Вами – я думаю, достойная цель»
Они согласились.
Начал, как ни странно, он.
Он: «Я не хочу, чтобы наши отношения склеивал страх»
Она удивлённо посмотрела на него.
Он: «Когда она устраивает истерики, и запугивает меня всякими ужасами».
Она беспомощно посмотрела на меня.
Я: «То есть, когда она устраивает истерики, вы не чувствуете собственной безопасности?»
Он подтверждает, и – наступает её очередь. Она удивлённо смотрит на него: «Ты не чувствуешь безопасности в эти моменты, когда я устраиваю истерики?»
Ура! Две победы есть!
1. Он начал первым, хотя заявлял о собственной незаинтересованности (Скорее всего за его «равнодушием» прятался дикий страх)
2. Она наконец, узнала о том, что он реально теряет ощущение безопасности рядом с нею в такие моменты.
«Вообще-то, истерика – дело нормальное» - мимолётом и как бы невзначай, как о чём-то несущественном, обращаясь к ней «роняю» я, - «Истерика – это ж паника. А паника – это истерика».
Моя задача – предотвратить её либо защиту, либо – чувство вины. Это удаётся. Она – согласно кивает головой, «переваривая» услышанное. Он – согласно кивает, переваривая своё (задача – убрать его осуждение её «истерик», - хотя бы на уровне его головы, если не на уровне эмоций).
Ещё две победы! Они не спорят, переваривают каждый своё. Не осуждая (хотя бы в эту секунду) – ни себя, ни другого.
Вообще-то, весь сеанс прошёл «совершенно неправильно». Говорил в основном я. Лишь изредка переключая их внимание либо туда, куда я хотел, либо - друг на друга.
Выборов, КАК идти – было очень много. Я не пошёл ни по одному, по которым пошли бы другие профессионалы. Чувствовал, что идти нужно необычными путями. «Неправильными».
Пытаюсь выявить структуру их коммуникативной ловушки:
Обращаюсь к ней: «В какие моменты у тебя начинается истерика?»
Она: «Когда он делает что-то, о чём я хочу с ним поговорить»
Я: «Сразу?»
ОНА: «Нет, когда я понимаю, что он начинает отдаляться от меня. Когда я понимаю, что он не хочет говорить со мной».
Он: «Конечно, как можно говорить с ней, когда у неё истерика! Я ж её заранее чувствую!»
Я Ему: «В какие моменты ты начинаешь терять чувство безопасности?»
Он: «Да как только она начинает говорить, и я чувствую и вижу, что она заряжена большим желанием довести разговор до конца»
Налицо типичная коммуникативная петля:
1. Он делает что-то, что вызывает у неё беспокойство и подозрения.
2. Она хочет проверить свои подозрения, опровергнуть их, и просто поговорить об этом. Её охватывает страх.
3. Он видит её «заряженность», по прошлому опыту понимает, что последует за этим («истерика», «угрозы»). У него возникает желание избежать болезненного контакта.
4. Для неё его желание избежать контакта означает подтверждение её подозрений. Её страх усиливается. Ловушка захлопывается. Петля начинает новый виток.
Причём, петля с усиливающейся обратной связью: «Сигнал на выходе всегда больше сигнала на входе»
Я понимаю, что предлагать ей отложить разговор – глупо. Ей же страшно!
Я Ей: «Так ты испытываешь страх?»
Она: «Конечно!»
Он это слышит, и до него это доходит. Отлично!
Я Ей: «Скажи, пожалуйста, в чём ты нуждаешься в те моменты, когда он начинает избегать разговора с тобой? Что бы это могло быть, если бы это было, то твой страх и паника просто бы исчезли?»
Она удивлённо смотрит то на меня, то на Него. Это ей в голову ещё не приходило.
«Что он меня понимает»
«Ну, это ты загнула! Он же сам в страхе! Может, тебе в этот момент нужно понимать (видеть, чувствовать), что он хочет тебя понять?»
«Да, конечно! Мне просто нужно знать, что он со мной в этот момент»
Она понимает, что он может быть в неадеквате в такие моменты. Она уже начала это понимать!
«Слушай, а что он мог бы сделать такого простого, что бы точно дало тебе знать, что он в принципе, хочет тебя понимать, даже если в этот момент ему это недоступно? Что он может сделать такого, что даст тебе знать, что он с тобой? Ты ведь прямо сейчас нуждаешься в этом. Верно? Так придумай что-нибудь, мы прямо сейчас можем проверить, работает или нет то, что ты придумала!»
«Ну, если бы он дотронулся до меня!»
Обращаюсь к нему: «Ты можешь сейчас дотронуться до неё, чтобы она поняла (почувствовала), что ты с нею?»
Он мягко кладёт ей ладонь на предплечье. Такое ощущение, что для него такое впервые. Для неё – тоже.
Её глаз наполняются слезами. Он – выглядит растерянным. Между ними что-то происходит – необычное и новое для них.
Я: «Ну, как? Работает?»
Он кивает головой.
Она: «Да…»
Я Ему: «Тебе не сложно было? А сделать это, когда ты поймёшь, что она хочет поговорить с тобой – не сложно будет – чтобы она чувствовала, что ты с нею – для того, чтобы помочь ей справиться с ЕЁ страхом?»
Он подтверждает – и то, что ему будет несложно, и то, что он сделает это.
Я Ему: «Что бы она могла сделать такого, чтобы ты мог реагировать на её желание быть с тобой, не как на угрозу. А как-то иначе?»
Оба молчат.
Я предлагаю ей такой вариант: «Что если ты в момент, когда ты нуждаешься в том, чтоб убедиться в том, что он с тобой – ради того. Чтобы он реагировал иначе – ты сделала вот так? – и хлопаю себя по щекам. Смешно так хлопаю.
Она в растерянности. Затем, понимая, улыбается: «Могу!»
Я Ему: «Если она так сделает, у тебя нет возражений против этого? Ты не будешь реагировать на это негативно?»
Он отрицательно качает головой, затем кивает: «Да нет, всё нормально».
Я ей: «А для тебя это не будет означать ничего плохого, если ты защитишь его восприятие (и его нормальное состояние, которое тебе так нужно в тот момент, чтобы он дал тебе то, что нужно) таким вот жестом?
Она: «Всё нормально, я буду только рада тому, что помогу ему»
Уфф!
Ещё одна ловушка обойдена.
Я: «Что, друзья, попробуете иначе, чем раньше? Это не решит всех Ваших проблем. Но даст Вам шанс пробовать новое в Ваших отношениях, и в Вашей жизни. Если Вам удастся избежать хотя бы некоторых Ваших старых ловушек, Вы можете начать использовать этот опыт в разрушении других старых стереотипов, и – строительстве (пробовании, экспериментировании) новых, более удовлетворяющих Вас обоих отношений»
Они ушли оба недоверчивые к тому, с чем соприкоснулись впервые. Они увидели друг друга впервые за несколько лет – не чудовищами. Это было для них крайне необычно. Но – вдохновляющее.
Я уходил – в принципе, не веря, что это сработает, но – оставляя себе и им надежду…
Им нужно многое перестраивать в отношениях…
Вырабатывать новые связи и новые петли коммуникации. И у них есть хотя бы небольшой шанс для этого. Впереди целая жизнь. И – много задач. Они – рискнули. Они – попробовали.
Пожелаем им удачи!
Александр Вакуров
27.4.2007, 21:42
Примечание для энелперов:
Вообще, они мало смотрели друг на друга. Больше ориентировались на смыслы слов друг у друга. Он великолепно реагировал на её интонацию. Она своих интонаций не замечала. Он визуально "постоянно" выглядит отстранённым. Она визуально и аудиально "постоянно" посылала угрожающие сигналы. Для него кинестетический контакт от неё в тот момент был бы ещё более угрожающим. Она не могла подать в аудиальном канале "безопасный" сигнал, так как не контролировала свои интонации.
И ещё:
Думаю, важнее во всём этом были даже не сигналы и не переключение их общения на другие каналы. Важнее было:
1. Она и Он начали понимать роль сигнализации, кодировки и декодировки сигналов. Они ушли от галлюцинирования «негативных намерений» другого, и от оценки личностей друг друга. Всё было переведено в сферу «кодировка – декодировка» сигнала. Сам факт, что я предложил не заниматься отношениями, а – коммуникацией – должен был начать уводить их от личностей и смыслов. Отношения-то – происходят между личностями! А тут – просто сигналы.
2. Сам факт, что она перед тем, как развернуть новый цикл «расследования» и эмоционирования (паники и «истерики»)- просто позаботится о его восприятии, разрушает автоматичность их прежнего цикла.
3. То, что она прямо сейчас придумала лёгкий для него способ сигнализировать ей о том, что он в принципе готов быть с нею – расколдовывает и её прежние представления о его злонамеренности, и – его представления о невозможности вырваться из замкнутых кругов. Прямо сейчас он убедился, что это возможно, причём, - безопасно для него. А она – получила простое доказательство того, что он может быть рядом – и без привычных для неё ранее способов «выбивания» этого из него. Более того – она получила от него информацию о том, что он «в принципе», не против и дальше делать это. И это может быть основой чего-то большего для них обоих.
Конечно, неизвестно, будут ли они делать это и дальше. У них может не хватить духа, веры, смелости… Любой из них в любой момент может забыть о том сеансе.
Но у них в общем опыте уже было что-то, что нарушает все их привычные паттерны и прежние законы взаимодействия. Они получили опыт общения и давания другому того, что ему нужно – без собственной чрезмерной платы за это. Каждый делал свою – очень простую вещь. И каждая эта вещь – была незатратной. И не несла негативных смыслов.
Они впервые за много лет сознательно управляли реакцией партнёра. Причём, управляли специально, но – не туда, куда обычно (в боль и страх), а – туда, куда давно уже друг друга не водили – в любовь (в общепринятом понимании), заботу, сочувствие и нежность.
Если раньше они в несколько секунд самораскручивающегося ловушечного механизма приводили друг друга в состояние эмоционирующих животных, то тут – они получили бесценный опыт сохранения собственного человеческого состояния и достоинства, и – охраны человеческого состояния и достоинства партнёра.
Это – не НЛП. Это – чудо ВСТРЕЧИ двух изголодавшихся по человечному обращению людей
Интересный пример. Я в модальности НЛП ничего не знаю. Могу сказать в молальности транзактного анализа, почему у них происходили ловушки. ТА это объясняет так: существуют детсие стратегии взаимодействия, которые мы приобретаем с контакте с родителями. ТОГДА и ТАМ они нам помогают, но порзже приводят к тупикам и ловушкам в общении. Иначе говоря, чтобы от этого осовободиться, надо выйти из симбиоза со своим внутренним родителем, который продолжает в нас жить. По сути это перестать общаться со своим партнером через призму переносов( то есть пратнер словно твой родитель когда-то). И партнеру тоже надо выйти из этого симбиоза.
В ТА сказали бы, что им не хватило бы не смелости, духу, а уровня деконтаминации их взрослой частей от контаминации( загрязнения) токсичным родителем и адаптированным ребенком.
Эх, не оставаляет меня желание, хотя на данный момент и не такое острое, проводить параллели между разными разными подходами в терапии.
Александр Вакуров
14.4.2008, 18:42
Цитата(Ann Roz @ 14.4.2008, 15:42)

Иначе говоря, чтобы от этого осовободиться, надо выйти из симбиоза со своим внутренним родителем, который продолжает в нас жить.
Хе!

И не только Родителем, но и Ребёнком.
Цитата(Ann Roz @ 14.4.2008, 15:42)

В ТА сказали бы, что им не хватило бы не смелости, духу, а уровня деконтаминации их взрослой частей от контаминации( загрязнения) токсичным родителем и адаптированным ребенком.
И не только "адаптированным".

Почему-то в процессе "личностного роста" в первую очередь обращают внимание на "захваченность" внутренним родителем и адаптированным ребёнком.
А ведь если ты помнишь, все игры и сценарии заводятся именно Ребёнком, причём, той её частью, которая называется Большой Свин. Который к адаптированному Ребёнку не имеет никакого отношения.
Александр Вакуров
14.4.2008, 18:44
Я уже писал в своей статье про Даблбайнд, что часто личностный рост превращается в рождение или легитимизацию Свиньи.
Александр Вакуров
14.4.2008, 18:45
Которая совсем затыкает Родителя, прикрываясь потребностями Естественного Ребёнка.
Цитата(Александр Вакуров @ 14.4.2008, 22:42)

Цитата(Ann Roz @ 14.4.2008, 15:42)

Иначе говоря, чтобы от этого осовободиться, надо выйти из симбиоза со своим внутренним родителем, который продолжает в нас жить.
Хе!

И не только Родителем, но и Ребёнком.
Цитата(Ann Roz @ 14.4.2008, 15:42)

В ТА сказали бы, что им не хватило бы не смелости, духу, а уровня деконтаминации их взрослой частей от контаминации( загрязнения) токсичным родителем и адаптированным ребенком.
И не только "адаптированным".

Почему-то в процессе "личностного роста" в первую очередь обращают внимание на "захваченность" внутренним родителем и адаптированным ребёнком.
А ведь если ты помнишь, все игры и сценарии заводятся именно Ребёнком, причём, той её частью, которая называется Большой Свин. Который к адаптированному Ребёнку не имеет никакого отношения.
Большой свин - это родитель в ребенке. По стуктуре вторго порядка. Когда ты говоришь, что к адаптированному ребенку он не имеет отношения, то что ты в это вкладываешь? Адаптированный ребенок в нас бывает как позитивный ( это наша способность откликаться на правила, быть в сообществе и поддерживать правила, нормы и так далее, чтбы сообщество не развалилось) и отрицательный, который участвует в играх. Сценарное поведение запускается драйвами. Их выделено пять. И они исходят из родителя в нас. Контролирующего отрицательного. А вот контрприказания уже идут из ребенка как отклик на драйвы из родителя.
В практике ТА нет такого понятия, как выйти из симбиоза со своим внутренним ребенком. Выйти из симбиоза с внутренним родителем - это принять новые решения относительно себя, своих способов получения потребностей, откликов на родительские послания. Ведь получать необходимое через игры ребенок научается через токсические послания своего родителя. Вначале внешнего, а потом уже внутреннего. Отсюда и продолжение такого поведения уже в более старшем возрасте.
Выходя из симбиоза, наш внутренний ребенок освобождается, обучается более конструктивным способам функционирования. При это идет декантаминация взрослого. В идеале здоровый человек - это позитивные свободный и адаптиорванный ребенок, декантаменированный взрослый, позитивные контролирующий и заботливый родитель. Но это в идеале. Я порой думаю о том, а не является ли Большой Свин ( он же Электрод, он же Злой Волщебник) той частью, которая в Православии зовется как влияние падших ангелов, а в антропософии двойник. Хотя это только пока мои предположения на данный момент.
При терапии в рамках модальности ТА вначале работа с клиентом будет вестись с его родителем токсическим. Почему? Потому, что если не изменить содержание родителя, он будет продолжать давить на внутрен. ребенка и влиять на результаты терапии. То есть возвращать человека( клиента) к прежним формам поведения или приводить к стопору. У клиента от этого могут пойти и психосоматические реакции как защита его ребенка третьего порядка на послания из родителя.
Александр Вакуров
15.4.2008, 6:51
Хе!
Давай-ка, моя хорошая, открывай-ка веточку, и начинай нас просвещать. Видно я уже отстал от жизни.
Или что-то было здорово переклинено.
Можешь в отдельной ветке рассказать подробнее про драйвы и про ребёнка? У меня были несколько другие представления о структуре Дитя.
В всегда выделял Етественного ребёнка, Адаптированного и Большого Свина. В принципе, не разделяя, кто из них откуда.
Можешь подробнее по структуре Дитя пройтись?
Цитата(Александр Вакуров @ 14.4.2008, 22:45)

Которая совсем затыкает Родителя, прикрываясь потребностями Естественного Ребёнка.
Какого родителя она затыкает? Потребности есть и у естественного и адаптированного ребенка.
Александр Вакуров
16.4.2008, 7:52
Окей, как по твоему, вообще Родительская часть личности нужна? Зачем она нужна человеку?
А где веточку открывать. В каком разделе? Теория ТА громоздка. Я буду думать, как решить твоё предложение.
Рисовать надо круги, чтобы показать функциональную модель, структурную модель. А структурная модель имеет три порядка. А я пока не понимаю, как это сделать здесь. Хотя можно поискать материалы в инете.
Александр Вакуров
16.4.2008, 9:28
Ветку где захочешь. Наверное, лучше в разделе "Психотерапия", в открытом.
Круги можно решать следующим образом. Либо - не рисовать, а объяснять, мол "представьте семафорчик", и т.д.
Другой путь - рисовать у себя на компе, и потом вставлять в виде вложенных файлов или картинок.
Мне тоже не хватает иногда возможностей форума.
Кстати, подумаем, может, дадим задание вебщикам, пусть придумывают прогу.
Александр Вакуров
16.4.2008, 9:30
Хотелось бы именно твоего изложения, не обязательно полного, живой язык, знаешь, он многого стоит.
Александр Вакуров
16.4.2008, 9:31
А можно картинки в инете найти и - либо ссылки на них давать, либо - копировать и вставлять здесь на форуме, что предпочтительнее, чтобы не прыгать по сайтам.
Картинку буду искать способ нарисовать. Я малоопытный пользователь.
Спасибо, для меня полезный материал.
Кстати, о способах восприятия. Когда-то, лет 10 назад, мне предложили 4 направления восприятия информации: аудиальный, визуальный, кинестетический и дигитальный (когда информация воспринимается в комплексе и структурируется). Хотя (насколько мне известно) обычно выделяют первые 3.
Это к вопросам о дигиталах...
Lakedomian
19.4.2012, 15:45
Цитата
Мы будем заниматься только улучшением Вашей коммуникации
Разукрупнение. Иерархия критериев. Фокусы языка

Цитата
«То есть, когда она устраивает истерики, вы не чувствуете собственной безопасности?»
Намерение. ФЯ

Цитата
«Истерика – это ж паника. А паника – это истерика»
Переопределение. ФЯ.
Цитата
Лишь изредка переключая их внимание либо туда, куда я хотел, либо - друг на друга.
Рефрейминг
Цитата
«В какие моменты у тебя начинается истерика?»
Стратегия реальности. ФЯ
Цитата
«Скажи, пожалуйста, в чём ты нуждаешься в те моменты, когда он начинает избегать разговора с тобой? Что бы это могло быть, если бы это было, то твой страх и паника просто бы исчезли?»
Фрейм "Как если бы"
Цитата
«Ты можешь сейчас дотронуться до неё, чтобы она поняла (почувствовала), что ты с нею?»
Стратегия реальности
Цитата
«Что бы она могла сделать такого, чтобы ты мог реагировать на её желание быть с тобой, не как на угрозу. А как-то иначе?»
Рефрейминг.
Александр, вы извините если что. Это я просто тренируюсь. Но у вас много узнаваемых речевых паттернов
Александр Вакуров
19.4.2012, 20:47
) Тренируйтесь. )
Не всё совсем так, но - тренировка всегда хороша.
В первые лет десять я не тренировался, пожалуй, лишь во время секса... И то - не уверен, что не тренировался

))))