Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления
Психотерапевт Александр Вакуров. Форум. > Статьи Александра Вакурова > Обработка будущих статей
Страницы: 1, 2
Александр Вакуров
ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления


Мне хочется ввести понятие уровней мышления (уровень сложности мышления).

Есть понятие - глубина личности.
И то и другое определяется достаточно быстро.
Как правило, и то, и другое взаимосвязано. Ни разу не встречал глубоких людей с низкой сложностью мышления. И ни разу не встречал поверхностных людей с высокой сложностью мышления.



Подробнее.

1. Есть точечное мышление - ориентированное на действие здесь и сейчас. Я называю ещё это - реагирование на уровне амёбы. Помните, в школе мы изучали инфузорию-туфельку? У неё было только два типа реакций: положительный хемотаксис (когда она чувствовала пищу, и стремилась туда), и - отрицательный хемотаксис, когда она стремилась покинуть зону с агрессивной для неё средой. Это мышление, ориентированное на решение задачи "здесь и сейчас", мышление, ориентированное на сию-секундные задачи. Когда он не принимает во внимание последствия своих действий. особенно -отдалённые. И уж, конечно, он не принимает во внимание пораллельные процессы и их последствия. "Хочу-беру". "Мешает-удалю", и так далее.

2. Есть линейное мышление - тоже близко к типу "стимул-реакция", но возможно выстраивание цепочек, прогнозирование, и т.д. Возможно выстраивание цепочек и создание событий по принципу "домино", когда одно событие вызывает последующие, и так далее. Здесь работают "реперные точки" - как "вехи" на линии событийной линии. полезно учитывать при реализации проектов или отслеживании процессов. Многие процессы полезно представлять в виде линии с реперными точками на ней. Здесь уже начинаются паттерны.

3. Есть "плоскостное" мышление - когда "линии" отслеживаются одновременно, их много, они могут сплетаться друг с другом. Они учитываются, прогнозируются и выстраиваются. Возможно "плетение" рисунка из событийных линий. Учитывается влияние "линий" (параллельных процесов) друг на друга. Здесь работают "точки кристаллизации" событий и процессов вокруг. В принципе, здесь уже начинается системный подход. И точно - это "место обитания" комплексных подходов. Паттерны здесь обретают сложность рисунка. Узнаваемость паттерна на этом уровне мышления возрастает.

4. Есть "многоуровневое" мышление, когда учитывается наличие разных логических и организационных уровней. Это - системный подход. Учёт влияния уровней - это зачастую, как бы (продолжая метафору) "вертикальная плоскость", поделённая на уровни влияния. Здесь "работает" "контролирующий фактор" и системообразующий фактор.

5. Есть "трёхмерное", "объёмное" мышление, где учитывается наличие разных "слоёв" в реальности, и наличие разных "плоскостей", смысловых "полей" (в т.ч., парадигм), и т.д. Это - тоже системный подход. Здесь работает "системообразующий фактор", но иногда он может не срабатывать - слишко возрастает сложность системы и взаимосыязей в ней. Трудно представить один центр в столь многосложной системе. Но здесь уже могут начинать работать принципы синергетики и самоорганизующихся систем. Принципы фрактальности и законы хаоса. (Хотя, это вопрос. Возможно - это только на последнем уровне - вопрос нуждается в дальнейшем исследовании и обсуждении)

6. А есть "голографическое" мышление, где все события взаимосвязаны, когда в одном событии - информация обо всех, и во всех событиях - информация о каждом. Это "голографическое" мышление отличается от "объёмного" - холистичностью, взаимовлиянием и взаимопроникновением. Этот тип мышления доступен немногим, и характерен для "энергетов", представителей восточных философских школ, людей, умудрённых опытом, для суперпрофессионалов в различных областях (у этих - в какой-то конкретной области), учёных-физиков, у талантливых писателей, художников, режиссёров и т.д.

7. Есть многомерное мышление, в котором возможно присутствие и действие различных парадигм.
Для меня это пока самая доступная вершина вэтой иерархии уровней мышления.

Уровень мышления обычно виден и чувствуется сразу же.
Глубина личности - тоже, и она определяется "содержанием" личности, её "наполнением", конкретными убеждениями и ценностями.
Александр Вакуров
Женщинам присущи первый, точечный уровень - уровень действия на рефлексах, например (который так выводит зачастую из себя мужчин) - "убрала на место", "выкинула", и т.д. и - "голографический" и "объёмный". Женщина мудрее и глубже мужчины. Она заняла, так сказать, "края" котинуума.

Мужчина "закрепился" посередине. Ему лучше удаются линейный, плоскостной и многоуровневый (многослойный) уровни. Мужчина - "умнее" женщины. Но он линейнее, чем она. Проще. Предсказуемее. Проссчитываемее.
Хотя это не говорит о том, что женщину невозможно проссчитать или предсазать её поведение, реакции или решения.

Естественно, всё это относительно. Пишу - о тенденциях.
"Точечный" и "голографичный" уровни - правополушарны.
Линейный, плоскостной, многоуровневый, и иногда объёмный (при малых объёмах и связях) - левополушарное мышление.
Александр Вакуров
Цитата
Классификация создана Вами или взята из какого-то источника? Это как раз, то, что я долго пыталась для себя классифицировать. На интуитивном уровне чувствуется и отличается "глубокая личность" от "неглубокой" и уровни мышления, но были трудности с определением признаков глубокой личности.


Классификация уровней мышления - моя от "а" до "я".
О глубине личности, по болшому счёту, данная классификация, по моему, напрямую сказать ничего не может. Классификация касается только уровней (сложности) мышления. я просто указал здесь о корреляции, которую наблюдал - между уровнем сложности мышления и глубиной личности. Хотя ... В общем, тут ещё нужно исследовать.

В понятие "глубина личности", очевидно, можно включать и уровень сложности мышления, но одним этим глубина личности, по моему, не определяется.
В глубинности личности, по моему, основную роль играют ценности и убеждения человека, а так же степень взрослости (зрелости) личности (по Перлзу).

В общем, тут вопрос ещё и количества различений у человека в моральных и этических вопросах. А так же - степень доступности для него выборов в решении этих вопросов.

Ох, что-то я запутался совсем. Подумать надо. Спасибо за вопрос.

Я думаю, глубина личности определяется ещё доступностью челоевку различных смыслов. И - глубиной этих смыслов, доступных ему.

Глубина смысла определяется... Действительно, а чем же она определяется?
Александр Вакуров
Только что добавил ещё один уровень. Долго не мог понять, что я упускаю. Это - седьмой уровень:

7. Есть многомерное мышление, в котором возможно присутствие и действие различных парадигм, взглядов, точек зрения, подходов и т.д.

Для меня это пока самая доступная к осознанию вершина в этой иерархии уровней мышления.

И, если принять наличие этого седьмого "уровня" - вопрос: а уровни ли это?

Ведь какие-то пункты явно выбиваются из понятия уровней!

Уровень - это когда предыдущий входит в последующий. А ведь они не покрывают друг друга. Некоторые вообще находятся в стороне от основной "пирамиды".
utkin
Цитата
Глубина смысла определяется... Действительно, а чем же она определяется?
Количеством устойчивых Точек Зрения, которые он перекрывает.
Действительно, есть голографическое восприятие.
И его довольно несложно достичь.
Если хотите - скину небольшое упражненьице на голографическое восприятие.
Александр Вакуров
Цитата
Если хотите - скину небольшое упражненьице на голографическое восприятие.

Канэшна хачу!

А что такое "устойчивые Точки Зрения"?
utkin
Точка зрения, из которой могут наблюдать одно и то же более 2х человек.
Александр Вакуров
ОК, понятно. Согласен.

А упражненьице?
utkin
Ага, помню.
Поставьте перед собой на стол коробку, из под обуви, допустим.
Часть коробки мы видим, часть нам не видна из за нпрозрачности картона. Найдите на видимой части линии, которые указывают на невидимые ребра и грани коробки. Это обычно продолжения видимых ребер и граней. Пошевелите немного головой, медленно, чтобы видеть как видимая часть связана невидимой. В конце концов должно появиться ощущение, что каркас коробки виден целиком, даже сквозь непрозрачные стенки.
Понятно?
Привязываем невидимое к видимому.
Следующий этап.
Сядьте в середине комнаты.
Спокойно смотрите вперед.
Видьте все углы и ребра комнаты.
Для начала - только геометрию комнаты.
Оглянитесь пару раз через лево и право, попробуйте заглянуть через верх себе за спину.
Мысленно отрисуйте себе ВСЮ комнату сразу.
Теперь точно так же двигая головой следите как меняется вид "за спиной", привязыаясь к видимым линиям перед собой.
Теперь привяжитесь к какому - нибудь предмету за спиной, допустим, тумбочке. Двигайте головой, следя как вместе с видимой картинкой смещается и картинка за спиной, как синхронно смещается тумбочка за спиной.
В какой то момент произойдет перескок восприятия.
Оно как бы приобретет объем, и вы почувствуете себя внутри голограммы. Поймав его раз, пробуйте некоторое время ходить в нем, думать, не теряя ощущения нахождения в голограме.
Если это получится, можно будет расширить ее и на ментальные процессы, я подскажу как. Тоже несложно.
Но утомительно, сразу предупреждаю smile.gif
Александр Вакуров
Спасибо, классная штука!

Только у меня всё получается легко, ничего утомительного!

Цитата
Если это получится, можно будет расширить ее и на ментальные процессы, я подскажу как.


Да, с удовольствием, если поделишься.
utkin
Цитата
Только у меня всё получается легко, ничего утомительного!
Ну да, как бы ты иначе увидел Матрицу, я сразу этого не сообразил. Плюс ты хорошего уровня НЛПер smile.gif
Следующий этап - это прогрузить в Голограмму и все остальные чувства. Сначала аудиоканал. Слышать все звуки одновременно, сидя в голограмме, четко наблюдая за ВСЕМИ ИСТОЧНИКАМИ ЗВУКА. Где именно они находятся, и что именно их производит.
Хорошо бы, не теряя ощущения Голограммы, прогрузить туда и вкусо-обонятельный канал. Я жевал лимон, не теряя Голограммы smile.gif
И тактилку, конечно.
ТАКТИЛЬНО ОЩУЩАТЬ ВСЕ ЧТО ВИДИШЬ.
Начинаем с визуала, заканчиваем им же.
Потом напрячь память, вспомнить, допустим, соседку по квартире из далекого детства, какую нибудь незаметную, несущественную бабушку. Визуализировать ее, и вспомнить какое нибудь очень значимое событие своей жизни, максимально насыщенное эмоциями, любое - негативное, позитивное. Прежить максимально доподлинно это событие снова, держа во внимании визуализацию этой несущественной соседки. Так мы можем легко отделиться от своих эиоций. Осознать, что наши эмоции - это Не-Я. Закоротить полюса, память и эмоцию.
Важно все время понимать, что таким образом мы строим в себе компьютер. Выделяем хранилища инфы, ставим контроллеры, расширяем оперативку..... Хотя, конечно, мы потом увидим, что все едино, и это здорово отличает наш внутренний комп от стандартного компа smile.gif По-моему этим пытаtтся заниматься DHE. Не буду утверждать, ни разу не видел их технологических настроек smile.gif
Александр Вакуров
Спасибо, интересно!
utkin
Это легко отделимая часть моих размышлений, я еще и постоянно апгрейдю свой компьютер. smile.gif smile.gif smile.gif
Интересно, достигнув некоего нового ресурса пожить пару-тройку дней в этом состоянии.
Может выбросить мышление в любом направлении, управляемая шизофрения, наверное это smile.gif
А началось как у всех, с преодоления морального кризиса smile.gif
Это о пользе Матричных состояний.
Александр Вакуров
Цитата(utkin @ 18.6.2007, 20:39) *

Это легко отделимая часть моих размышлений, я еще и постоянно апгрейдю свой компьютер. smile.gif smile.gif smile.gif
Интересно, достигнув некоего нового ресурса пожить пару-тройку дней в этом состоянии.
Может выбросить мышление в любом направлении, управляемая шизофрения, наверное это smile.gif


biggrin.gif Если "управляемая" - то уже не шизофрения! biggrin.gif
Эксперименты - это один из способов познания себя и мира.

Цитата(utkin @ 18.6.2007, 20:39) *

А началось как у всех, с преодоления морального кризиса smile.gif
Это о пользе Матричных состояний.


О, да! Не будь их - то как бы мы развивались? А так - случилось - вот тебе, парень, список задач. Мудрей, развивайся, и всё такое...

Да...

Видимо, одна из функций Матриц - обозначение для нас точек для развития.

Как там у Евтушенко - "Без ада не было бы рая"

И точек Выбора.

Через Выбор (через свои выборы) мы постигаем свои истинные ценности и свою истинную суть.
Александр Вакуров
Цитата(Александр Вакуров @ 21.5.2007, 23:17) *

Мне хочется ввести понятие уровней мышления (уровень сложности мышления).

Подробнее.

1. Есть точечное мышление - ориентированное на действие здесь и сейчас. Я называю ещё это - реагирование на уровне амёбы. Помните, в школе мы изучали инфузорию-туфельку? У неё было только два типа реакций: положительный хемотаксис (когда она чувствовала пищу, и стремилась туда), и - отрицательный хемотаксис, когда она стремилась покинуть зону с агрессивной для неё средой. Это мышление, ориентированное на решение задачи "здесь и сейчас", мышление, ориентированное на сию-секундные задачи. Когда он не принимает во внимание последствия своих действий. особенно -отдалённые. И уж, конечно, он не принимает во внимание пораллельные процессы и их последствия. "Хочу-беру". "Мешает-удалю", и так далее.

2. Есть линейное мышление - тоже близко к типу "стимул-реакция", но возможно выстраивание цепочек, прогнозирование, и т.д. Возможно выстраивание цепочек и создание событий по принципу "домино", когда одно событие вызывает последующие, и так далее. Здесь работают "реперные точки" - как "вехи" на линии событийной линии. полезно учитывать при реализации проектов или отслеживании процессов. Многие процессы полезно представлять в виде линии с реперными точками на ней. Здесь уже начинаются паттерны.

3. Есть "плоскостное" мышление - когда "линии" отслеживаются одновременно, их много, они могут сплетаться друг с другом. Они учитываются, прогнозируются и выстраиваются. Возможно "плетение" рисунка из событийных линий. Учитывается влияние "линий" (параллельных процесов) друг на друга. Здесь работают "точки кристаллизации" событий и процессов вокруг. В принципе, здесь уже начинается системный подход. И точно - это "место обитания" комплексных подходов. Паттерны здесь обретают сложность рисунка. Узнаваемость паттерна на этом уровне мышления возрастает.

4. Есть "многоуровневое" мышление, когда учитывается наличие разных логических и организационных уровней. Это - системный подход. Учёт влияния уровней - это зачастую, как бы (продолжая метафору) "вертикальная плоскость", поделённая на уровни влияния. Здесь "работает" "контролирующий фактор" и системообразующий фактор.

5. Есть "трёхмерное", "объёмное" мышление, где учитывается наличие разных "слоёв" в реальности, и наличие разных "плоскостей", смысловых "полей" (в т.ч., парадигм), и т.д. Это - тоже системный подход. Здесь работает "системообразующий фактор", но иногда он может не срабатывать - слишко возрастает сложность системы и взаимосыязей в ней. Трудно представить один центр в столь многосложной системе. Но здесь уже могут начинать работать принципы синергетики и самоорганизующихся систем. Принципы фрактальности и законы хаоса. (Хотя, это вопрос. Возможно - это только на последнем уровне - вопрос нуждается в дальнейшем исследовании и обсуждении)

6. А есть "голографическое" мышление, где все события взаимосвязаны, когда в одном событии - информация обо всех, и во всех событиях - информация о каждом. Это "голографическое" мышление отличается от "объёмного" - холистичностью, взаимовлиянием и взаимопроникновением. Этот тип мышления доступен немногим, и характерен для "энергетов", представителей восточных философских школ, людей, умудрённых опытом, для суперпрофессионалов в различных областях (у этих - в какой-то конкретной области), учёных-физиков, у талантливых писателей, художников, режиссёров и т.д.

7. Есть многомерное мышление, в котором возможно присутствие и действие различных парадигм.
Для меня это пока самая доступная вершина вэтой иерархии уровней мышления.

Уровень мышления обычно виден и чувствуется сразу же.
Глубина личности - тоже, и она определяется "содержанием" личности, её "наполнением", конкретными убеждениями и ценностями.


Добавление.


Есть одношаговое мышление и многошаговое.

Поясню. Недавно смотрел фильм.

Девушка спрашивает женщину:

"Грейс можно?"
"Её нет"
"А где она?"
"В кафе!"
"А в каком кафе?"
"В соседнем квартале!"
"А как называется?"
"Крот и попугай"
"Далеко до него?"
"Порядочно"
"А как до него добраться?"

И так далее...


У женщины - типичный пример одношагового мышления.
Ей "трудно" было заглянуть на несколько шагов вперёд, она не заботилась о том, что именно и зачем нужно девушке. И отвечала лишь на ближние смыслы.

Нет бы сразу сказать, что "Грейс сейчас дома нет, и она находится в кафе по такому-то адресу"...

На своих тренингах для продавцов я обращаю внимание участников на такие "простейшие" способы мышления людей. Настаиваю, чтобы они освобождались от подобных одногшаговых моделей мышления, и обретали многошаговые. Чтобы они прогнозировали и экстраполировали процессы в голове у другого человека, и - были способны как к одношаговому, так и многошаговому способу мышления.
Александр Вакуров
А вообще, все термины этой классификации - не абсолютны, а относительны. Один и тот же случай. или процесс можно рассматривать с разных точек зрения.
В приведённом примере мышление женщины я назвал "одношаговым" - это в "разрезе" линейного мышления. "Линейное" мышление может быть "одношаговым" и "многошаговым".

Но с другой сторны, мы можем назвать мышление этой женщиы - "точечным", (сконцентрированном только на одной данной точке) а то, чего я требую от участников своих тренингов и своих клиентов - это "линейное" мышление, как минимум.

Но с третьей стороны, "линейное" мышление - во многом упрощено. Оно может отслеживать только одну линию - событий или логики.

Поэтому очень полезно (прыгаем от простого линейного мышления) - "плоскостное" мышление. Это мышление, в котором могут пирсутствовать несколько "линий" мышления или событий одновременно, либо последовательно, и порою, вроде бы, совершенно не связанные друг с другом.

Это могут быть событийные или логические линии разных логических типов. (А уж то, что они, скорее всего будут разных модальностей - это уж точно).

В "плоскостном" мышлении, таким образом мы можем выделить "многолинейное" мышление, и - мышление "областями".

Возможны разные "области" на некоей "плоскости", и можно исследовать разные области, и перескакивать из одной области в другую. Между областями могут быть, и может не быть границ. Можно - исследовать границы между "областями". Можно исследовать границы какой-то конкретной области.

Например, мы можем выделить область "понятия", и - исследовать границы этого понятия.

Это касается всего - и живого и неживого мира, мира материального, и мира людей, социальных и психологических феноменов, тем бизнеса и бытовых человеческих отношений.

Кроме "плоскостного" мышления нам придётся выделить "многоуровневое" мышление. Это мышление, в котором мы пользуемся логическимим типами, или - разнымии логическими уровнями.


Этот вид (тип) мышления (по моему) уж никак не укладывается в такую красивую 3D картину, которая только что процветала в этом тексте.

Но мы идём дальше.

"Объёмное", или "трёхмерное" мышление нам нужно, когда мы иследуем систему. И всего двух размерностей нам тут явно не хватит. На самом деле, размерностей можно набрать сколько угодно, но модель (в реальности, объёмную модель) мы можем выстроить только в трёх измерениях, ибо живём в трёхмерном мире. Четвёртое измерение - время - сейчас не учитываю. Ибо - всё равно не смогу построить в трёхмерном мире четырёхмерную модель.


Идём дальше.


"Голографическое" мышление нужно тогда, когда мы весь этот мир воспринимаем в его многообразии, и взаимосвязях. Когда одно событие связано с другими, и когда в самом событии мы видим закономерности более широких систем, и - когда зная закономерности более широкой ситсемы мы можем прогнозировать (описывать) законы в несоизмеримо малой системе. Принципы подобия здесь бушуют вовсю.


И наконец - "многомерное" мышление, доступное лишь единицам, и ... детям. ВОт у них то точно великолепно могут сочетаться сказочное (магическое) мышление, и - суперпрактичное бытовое манипулятивное.
Хотя, пожалуй, такой тип мышления доступен "примитивным" народам, и - представителям нашей деревенской глубинки. О великих духовных учителях я и не говорю, но они, зачастую, неспособны к этому типу мышления, концентрируясь на какой-то одной парадигме.

И ещё. rolleyes.gif
Сама идея "многомерного" мышления - сама рождает очередную парадигму, и здесь получается, что просто это ещё более круная парадигма, и она ... одна. Парадокс.
Многомерность - идея наличия разных парадигм - превращается в одну (хоть и более крупную и гибкую), тем самым отрицая наличие многомерности. Вот мы и пришли к законам относительности.

Упс! cool.gif

_______________

Более позднее добавление от 5 ноября 2012 года. Думаю, в этой точке некоторым полезно ознакомиться с темой "Дигиталы"
Александр Вакуров
Моя статья будет об объёмности и плоскости человеков.
(О плоскатиках и Сферландии можно почитать тут)
Александр Вакуров
Живых человеков, которые вокруг нас.
И о тех, кто терпеть не может рядом с собою более многомерных (N плюс 1 и более). И всеми силами стремится сделать их как минимум такими же маломерными (N-мерными), как и он сам. А как максимум - обязательно N минус один-мерными.
Александр Вакуров
Чем больше "размерностей" у человека, тем больше у него различений, тем более он развит, тем больше видит, слышит, чувствует, понимает разниц между вещами в этом мире.

"Хороший-плохой", "добрый-злой" - это линейная одношаговая схема, в результате которой человек стремится вообще к точке. Он ищет, какой же точкой является другой человек - "хооршей" или "плохой". То же самое о себе - "прав или неправ", "быть или не быть"?
Александр Вакуров
Плоскатик просто не увидит сферу. Не дано.

Более простая система попросту НЕ УЗНАЕТ и не опознает более сложную систему.

Заметил, что люди с меньшей размерностью ненавидят людей с бОльшей размерностью. Опознать то за более сложные системы они их не опознают, но интуитивно чуют, что "что-то здесь не так".
Александр Вакуров
Материал статьи напрямую применяется мною в основном в управленческом и организационном консультировании руководителей.
Александр Вакуров
Александр Вакуров писал:
Цитата
Более простая система попросту НЕ УЗНАЕТ и не опознает более сложную систему.

Заметил, что люди с меньшей размерностью ненавидят людей с бОльшей размерностью. Опознать то за более сложные системы они их не опознают, но интуитивно чуют, что "что-то здесь не так".


И всеми силами стремятся "давить" их. Напрямую у них не получается (объёмный сильнее и мудрее), но как правило, плоскатик адаптирован в некоей системе, и поэтому давит более объёмных с помощью инструментов системы.

Чем объёмнее человек, тем больше у него выборов, и тем менее он обычно зависим от систем и правил. А плоскатик крайне зависим от систем и правил, и поэтому он и сживается с системами и правилами и держится за них. Выжить он может только с помощью и за счёт систем.

А система всегда больше, чем любой отдельный "объёмный".

Поэтому очень часто проскатики побеждают более объёмных - именно с момощью прирученных ими систем.

Вам это ничего не напоминает? Страну. Вашу кафедру. Почти любую фирму или организацию.
Плоскатики используют системы для отлова и устранения "объёмных".

К стати, ещё модель - представлена в фильме "Плезантвиль". Там два подростка попадают в чёрно-белый фильм 50-х годов. Всё черно-белое. Чувств нет, только схематичные образы, как в типичных фильмах 50-х годов. Только эти парень и девушка разноцветные. И постепенно наиболее развитые люди тоже начинают различать цвета и обретать различные цвета. И те, кто чёрно-бел начинают войну против тех, кто позволил себе чувствовать, любить и мечтать.

Точь в точь, как плоскатики против более объёмных.
Александр Вакуров
Плоскатика легко вычислить, легко спрогнозировать его поступки, реакции, выборы и решения.

Чем более Вы "объёмны", тем больше Вы можете по отношению к более маломерным согражданам.
Александр Вакуров
Естественно, люди не делятся на плоскатиков и объёмных.

1. Континуум.

Это континуум, и все люди распределены по этому континууму "более плоских" и "менее плоских"

2. Зависимость от контекста и области деятельности или бытия.

У каждого из нас есть области, в которых он объёмен, и есть области, в которых он простеет и снижает свою сложность. А другой в той же области наоборот, объёмен.
И часто может получаться, что ты более объёмен и многомерен в одной области, а я более многомерен в другой области.


3. Зависимость от состояния.

Каждый из нас бывает в состояниях упрощенности. В стрессе человек "простеет". И ты можешь в данный момент обладать большим спокойствием, а значит, и мудростью и многомерностью (мудрость отличается от ума многомерностью), и значит, ты можешь в момент моей слабости помочь мне именно потому, что у тебя больше доступа к ресурсам (ты многомернее, чем я в данный момент)
Александр Вакуров
Степень плоскости или многомерности человека определяется в основном его убеждениями и представлениями.
Александр Вакуров
Объёмность мышления - это взаимосвязи. Количество взаимосвязей.

Чем больше различений и используемых и различаемых взаимосвязей, тем больше "размерностей" в личности и применяемом ею мышлении.
Александр
Какой же ты многомерный и мудрый, если не можешь использовать инструменты системы?
про взаимосвязи подробнее можно?

Александр
Было в лесу 3 поросёнка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Был и четвёртный поросёнок, который домиков не строил, волков не боялся, и звали его Нах-Нах
Александр Вакуров
Цитата(Александр @ 11.2.2008, 9:00) *

Какой же ты многомерный и мудрый, если не можешь использовать инструменты системы?
про взаимосвязи подробнее можно?



Ни один человек не сильнее системы. Для того, чтобы пользоваться и управлять системой, необходимо либо:

1. Либо быть подключённым к центрам управления Системой.
2. Либо хорошо знать законы функционирования Системой, и просто манипулировать потоками: информация, ресурсы и т.д.

Но ни в коем случае, не быть включённым в Систему.
Александр Вакуров
Цитата(Александр @ 11.2.2008, 9:00) *

Какой же ты многомерный и мудрый, если не можешь использовать инструменты системы?
про взаимосвязи подробнее можно?

Количество взаимосвязей между смыслами, значениями, явлениями и событиями.

Чем более развит человек, тем больше взаимосвязей он видит, тем больше связей между смыслами ему доступно.

"Он сволочь!" - кричит один.

Второй говорит: "Да, но если посмотреть с другой стороны..."

Чем больше смыслов и значений доступно человеку, тем более он развит.

Но это не отрицает наличия ценностей у каждого из нас. С твоей точки зрения, чей-то поступок может быть подлым. Да, ты понимаешь, что есть дополнительные смыслы и значения, которые могут либо оправдать тот поступок человека, либо помочь увидеть более широкие контексты, в которых он находился на момент совершения подлости. Если ты видишь эти дополнительные смыслы и контексты - ты более развит.

Но ты имеешь право всё равно считать подлость подлостью. Это твоё право, святое право иметь своё мнение и свой выбор.
Александр Вакуров
Нашёл интересное подтверждение своим размышлениям на тему топологической модели мышления:

Фельдман Я. А. (Канзас-Сити, США).

Теория уровней

Цитата
Поле внимания и развитие ребенка

Один объект

Когда рождается ребенок, глаза его смотрят в разные стороны. Проходит несколько дней, неделя, иногда две, прежде чем оба глаза нацелятся на один предмет и будут за ним следить. Теперь можно утверждать, что маленький человек способен удерживать в своем поле внимания один объект. Это очень важный рубеж. И мы будем считать его переходом с нулевого уровня на первый.

Вообще, поле внимания есть ключевое понятие нашей теории уровней. Когда какая-нибудь система переходит на новый уровень, то коренным образом меняются все свойства этой системы. Например, у ребенка при переходе на новый уровень изменятся операции с предметами, поведение в группе, моральные и логические суждения, типовые конфликты и страхи. Оказывается, что поле внимания однозначно определяет эти и другие свойства системы.

Разумеется, здесь есть несколько уровней абстракции. Абстрактный ребенок переходит с нулевого уровня на первый через неделю после рождения. Он проживет на первом уровне три года и лишь через три года перейдет на второй уровень. Конкретный ребенок, во-первых, переходит на новый уровень чуть позже или чуть раньше. Вы сами могли это наблюдать. Во-вторых, когда конкретный ребенок запускает какую-нибудь целостную деятельность, то у этой деятельности есть свой уровень. Например, постукивание погремушкой имеет уровень 1, а собирание игрушки из частей уже имеет уровень 2.

Абстрактный ребенок первого уровня запускает деятельности только первого уровня. Он может стучать погремушкой, но он не может собирать игрушку из частей. Напротив, конкретный ребенок запускает деятельности самых разных уровней, и более высоких, и более низких. Можно лишь утверждать, что один из уровней превалирует – деятельность этого уровня запускается чаще и длится дольше. Этот превалирующий уровень деятельности ребенка и есть уровень ребенка на данном этапе его развития

Абстрактный ребенок существует в нормативах и инструкциях. Например, на коробках с конструкторами, содержащими мелкие детали, обязательно пишут “детям до трех лет не давать”. То есть абстрактный ребенок первого уровня не будет запускать деятельность второго уровня (собирать игрушку из деталей), а будет запускать деятельности первого уровня (например, возьмет деталь в рот и проглотит ее).

Еще раз напомним, что такое первый уровень. Это один объект в поле внимания. Абстрактный ребенок находится на первом уровне от 0 до 3 лет. (По другой версии от полугода до 3-х с половиной лет).

В опытах Пиаже было показано, как ребенок первого уровня, получив вторую игрушку, забывает о первой.

Я сам видел, как дети и взрослые, развернув конфету, то есть, разделив объект (конфету в обертке) на два (на конфету и обертку), теряли интерес ко второму объекту (к обертке) и ее уносило ветром. Это типичный первый уровень.

Я хорошо помню, как моя мама пыталась решить мои проблемы, отвлекая меня новой игрушкой или конфетой. И я не отвлекался. И мне было обидно, что меня считают ребенком первого уровня. Хотя тогда это называлось иначе.

Много объектов

На втором уровне поле внимания умеет удерживать много объектов. Количество не важно. Оно будет возрастать с возрастом, и варьироваться в зависимости от индивидуальных способностей, но ключевые характеристики системы от этого не меняются.

Типичная деятельность второго уровня – конструирование. Сложный объект собирается из простых объектов. Девочки одевают и раздевают кукол. Мальчики свинчивают и развинчивают самолеты и автомобили. Мир ребенка населяется множеством персонажей. Персонажи эти присутствуют в поле внимания одновременно. Но они же физически присутствуют вокруг ребенка – на полках, на диванах, на полу. Ребенок заполняет, захватывает пространство предметами своей деятельности. Он осваивает и наличное пространство – лезет на стол, на шкаф, на дерево. Хорошо, если установлены вокруг безопасные снаряды, качели, лестницы. В книжках его интересуют картинки.

Возраст второго уровня – от 3 до 6 лет.

Один процесс

В 6 лет дети всего мира начинают читать, писать и считать. Для таких деятельностей недостаточно удерживать в поле внимания много объектов. Необходимо помнить порядок, в котором эти объекты расположены в каждом конкретном случае. То есть поле внимания должно теперь удерживать один процесс.

Для знания букв и цифр достаточно иметь поле внимания второго уровня. Для того чтобы написать предложение или даже длинное слово необходимо поле внимания третьего уровня, способное удержать процесс.

Детям третьего уровня можно поручить сходить в магазин или сварить суп. Они могут переходить дорогу на светофор. Все это деятельности третьего уровня, где отдельные элементы следуют друг за другом в определенной последовательности.

Например, деятельность “перейти дорогу на светофор” состоит из следующих элементов.

Дойти до перекрестка и остановиться на тротуаре
Посмотреть на светофор и дождаться, пока загорится зеленый свет
Посмотреть вокруг, убедиться, что поблизости нет машин, идущих со сверхвысокой скоростью и, поэтому, неспособных остановиться у светофора.
Перейти дорогу.
Попробуйте мысленно переставить местами элементы (например, 2 и 4) и вы увидите, как безопасная деятельность станет смертельно опасной. То есть пятилетнему ребенку доверить такой план нельзя, а семилетнему можно.

Опишем здесь эксперимент Пиаже, известный как “нарушение закона сохранения вещества”. Приведем также два (?) объяснения самого Пиаже и одно объяснение в рамках теории уровней.

На столе стоят два стеклянных стакана. Один узкий и высокий, другой – низкий и широкий. В узкий стакан налита подкрашенная жидкость. Ребенок наблюдает все это. Экспериментатор переливает жидкость из узкого стакана в широкий. Уровень жидкости понижается. Экспериментатор спрашивает ребенка: “стало больше или меньше?”

Дети 5-ти лет отвечали “меньше” или “больше”. Дети 8-ми лет отвечали “столько же”.

Первое объяснение Пиаже.

Ребенок к 8 годам научается смотреть на мир глазами другого человека.

Во-первых, по нашему мнению, это неверно. Стать на точку другого человека ребенок 8 лет не может. Это проблема уровня 6 для 15-18 лет или даже проблема уровня 8 для 21-24 лет.

Во-вторых, из этого предположения ничего не следует.

Второе объяснение Пиаже.

Ребенок к 8 годам научается видеть изменение не по одному, а по нескольким параметрам. Он, в частности, видит, что понижение уровня жидкости компенсируется увеличением сечения стакана. Так что общий объем не изменился

Во-первых, следить за двумя процессами ребенок 8 лет не может. Это проблема уровня 4 для 9-12 лет.

Во-вторых, из того, что высота цилиндра уменьшилась, а сечение увеличилось, вовсе не следует, что объем сохранился. Произвести же точные измерения изменений и точные вычисления ребенок не может. А без этого ничего доказать нельзя. Так что и из этого предположения ничего не следует.

Ясно, что из двух предположений вместе также ничего не следует.

Объяснение по теории уровней.

Для ребенка 5 лет, то есть, уровня 2, процесс распадается на отдельные объекты, как кинолента на отдельные кадры. Между кадрами нет связи. Поэтому из свойств одного кадра о свойствах другого кадра ничего умозаключить нельзя.

Для ребенка 8 лет, то есть, уровня 3, процесс не распадается. В него нельзя вставить невидимый кадр, на котором рука фокусника доливает или отливает жидкость из двух стаканов в третий. Поэтому ребенок четко осознаете, что количество жидкости в его поле зрения не изменилось.

Много процессов

Дети 6-9 лет на уроках в школе тихо и усердно выполняют задания учителя. Задания эти представляют собой один отдельный процесс. Например, необходимо переписать текст. Или выполнить арифметические действия в определенном порядке. Дети полностью концентрируются на задании, не отвлекаются, не шумят.

Дети 9-12 лет держат в поле внимания уже не один, а несколько процессов. Им уже не достаточно видеть свое задание. Они видят задания соседа справа и соседа слева, пытаются взаимодействовать с соседями, разговаривают, шумят.

Это время уровня 4. Для него необходима и деятельность уровня 4 – распределенное ролевое взаимодействие.

Рассмотрим пример о школьниках, играющих в футбол. Играют первоклассники (7 лет) и пятиклассники (12 лет). Первоклассников много и бегают они все кучей на один мяч. Пятиклассников всего двое. Один с мячом носится по полю, первоклассники все за ним. Другой поджидает у ворот противника, вдруг получает мяч и без помех катит его в ворота. Так повторяется много раз.

Рассмотрим уровни участников. Первоклассники (уровень 3) видят только один процесс – катящийся мяч. Они могут только бежать за этим мячом или выйти из игры. Пятиклассники (уровень 4) видят несколько процессов. В частности, один пятиклассник видит и движение мяча , который он сам ведет, и движение своего партнера у ворот противника. Такое “широкое” зрение пятиклассников и “узкое” зрение первоклассников и определяет весь ход игры.

Для детей 9-12 лет характерны сложные ролевые игры и образование групп с устойчивым распределением ролей.

Одна карта

У американцев широко используют термин “teenagers”, то есть подростки 13-19 лет. Это считается самый опасный возраст. Особенно опасен возраст 13-15 лет, когда подростки совершают необдуманные поступки, “чтобы доказать”. Мальчики прыгают с крыши. Наибольшее количество “уходов из дома” приходится именно на этот период

Если у девочек такой “волевой порыв” менее заметен, то это связано с системой воспитания женщин. “Эталонная женщина” в большинстве стран мира не должна быть выше уровня 4, она не должна быть самостоятельной. Однако, когда для целой эпохи (например, эпохи Возрождения) свободный поступок есть ключевое понятие, то такая девочка находится. Джульетте было 14 лет.

Этот возраст, когда человек начинает сам совершать поступки и, следовательно, должен сам за них отвечать, определен в 12 лет для девочек, в 13 лет для мальчиков. В иудаизме это обряд “бат-мицва” и “бар-мицва” соответственно. В католичестве – конфирмация.

По аналогии с водителем, который способен самостоятельно намечать маршрут, только если у него есть карта, мы будем считать, что этому уровню 5 соответствует одна карта в поле внимания.

Много карт

Если вы когда-нибудь читали книги по шахматам, вы помните шахматные позиции, нарисованные там в качестве иллюстраций. Понятно, что играющий шахматист должен уметь держать в голове сразу несколько будущих позиций, чтобы сравнить их, выбрать лучшую и постараться привести партию именно к этой позиции. Особенно наглядно проявляется эта способность при игре в слепую против нескольких партнеров.

Вообще, обдумывание поступка до его реального совершения требует держать в поле внимания как бы несколько карт. Проложив на каждой карте один вариант маршрута и сравнив их между собой, человек выбирает наилучший, как ему кажется, вариант

Примерно, в 15-16 лет рассуждение о возможных поступках становится для подростков важнее самих поступков. Их начинают интересовать абстрактные вопросы мироздания, вечные ценности, истинность идеологий и мировоззрений. Они пытаются для себя выстроить целостный взгляд на мир, привести свои знания и мнения в одну целостную систему. Они начинают читать серьезную “классическую” литературу.

Повторяю, речь идет об абстрактном человеке. Конкретный человек, как мы теперь видим, отрывается от абстрактного человека еще в одном, третьем пункте. (Первые два – разброс временных границ этапа и разброс деятельностей внутри этапа). Он не всегда доходит до верхних ступеней, навсегда застревая на нижних ступенях. Например, подросток из низко культурной среды, скорее всего, никогда не будет рассуждать о причинах мироздания. Он всегда будет действовать, а не рассуждать. То есть никогда не поднимется до уровня 6.

Одно пространство

В 18 лет абстрактный человек начинает понимать, что стройные теории и научные мировоззрения описывают наш мир весьма приблизительно. Что есть ситуации, когда прямое применение этих теорий ведет к откровенно ошибочным результатам. Что иногда нужно расшатать теорию, нарушить ее стройность, не порывая, впрочем, с самой теорией, а как бы слегка от нее отстраняясь, даже издеваясь над ней. Это похоже на отрыв от плоскости в пространство, с оглядкой, впрочем, на эту плоскость. Так самолет, разогнавшись на шоссе, взлетает и парит над сетью дорог.

Такой человек шутит, иронизирует, пародирует, парадоксально переворачивает. Он издевается над “якобы очевидным”, над святынями, над почтенным “бюргерским” здравым смыслом.

Много пространств.

В 21 год абстрактный человек умеет уже не только выйти в пространство, то есть, как бы приподняться в самолете над автомобилями. Его внимание способно удержать не одно, а много пространств, где летают другие самолеты, ракеты, планеты, звезды. Человек видит границы этих пространств, понимает, как они переходят друг в друга. Иначе говоря, он видит границы мировоззрений, понимает тех, кто живет в иных пространствах, иных мировоззрениях, не теряя при этом самого себя, своего пространства и своего пути.

Выше чем

Гипотетически можно предположить человека, способного держать в поле внимания сразу все. Мы назовем это состояние уровнем 9.

Ниже чем

Помните новорожденного, неспособного держать в поле внимания даже один объект? Мы приписали ему уровень 0.

Заключение

В следующих главах теория уровней будет постепенно распространена на другие области человеческого бытия и сознания, в частности, на историю, политику, историю науки и искусства, логику, психологию индивидуальных различий, профессиональную психологию, психологию конфликта, психологию малых групп, педагогику и другие. Будет показано отношение этой теории к другим теориям этого класса, в частности, к соционике.

Итоговая таблица


Уровень 0
Пиктограмма
Поле внимания Ничего
Возраст человека 0

Уровень 1
Пиктограмма
Поле внимания Один объект
Возраст человека 0-3


Уровень 2
Пиктограмма
Поле внимания Много объектов
Возраст человека 3-6

Уровень 3
Пиктограмма
Поле внимания Один процесс
Возраст человека 6-9


Уровень 4
Пиктограмма
Поле внимания Много процессов
Возраст человека 9-12



Уровень 5
Пиктограмма
Поле внимания Одна карта
Возраст человека 12-15


Уровень 6
Пиктограмма
Поле внимания Много карт
Возраст человека 15-18


Уровень 7
Пиктограмма
Поле внимания Одно пространство
Возраст человека 18-21



Уровень 8
Пиктограмма
Поле внимания Много пространств
Возраст человека 21-24


Уровень 9
Пиктограмма
Поле внимания Все
Возраст человека После 24

(Таблицу можно посмотреть по ссылке в начале статьи)
Ann Roz
Цитата(Александр Вакуров @ 8.2.2008, 4:34) *

Александр Вакуров писал:

Поэтому очень часто проскатики побеждают более объёмных - именно с момощью прирученных ими систем.

Вам это ничего не напоминает? Страну. Вашу кафедру. Почти любую фирму или организацию.
Плоскатики используют системы для отлова и устранения "объёмных".




Саща, приведи конкретный пример того, как это происходит. Мне на описании процесса легче понять смысл.
Александр Вакуров
Система сильнее любого человека. Пока он не управляет ею.
Многомерные очень увлечены собою и своими талантами, и не заботятся об управлении системой. Мол, мне и так без неё хорошо.

А "плоскатики" знают с самого рождения, что без системы они ноль. И сразу стремятся занять такое положение в системе, чтобы контролировать её полностью. Это - руководящие должности, или поиск мест присасывания к другим многомерным, через которые и через которых можно влиять либо на всю систему, либо на данного, обсуждаемого нами многомерного. Беззаботность - вот что подводит многомерных. Уверенность в своих силах, и самое главное - надежды лишь на свои силы, и неучёт, что на любую силу ВСЕГДА найдётся другая сила.

Тема большая, буду потихоньку её раскрывать, вопросы помогают.
Александр Вакуров
Плоскатики стремятся распространить свою модель мира, а главное - системы опознавания на весь остальной мир. Чтобы доминировали лишь такие взгляды и подходы. Чтобы другие тоже не видели, что им самим недоступно.
Александр Вакуров
Чтобы другие не видели тех вещей, что самим плоскатикам недоступны.
И чтобы другие не видели, что плоскатики неспособны видеть того, что для многомерных - очевидно.

Задача плоскатиков убедить весь остальной мир, что он плосок.
Александр Вакуров
Что делают плоскатики:

Убеждают других многомерных в том, что они видят неправильно, что их подход, поступки, системы ценностей неправильные, что они сами неправильные.

То есть, обесценивают (не только игнорируют, но именно обесценивают):
Системы опознавания других
Системы ценностей других

А так же помечают более многомерных "неправильными", "неправыми", "людьми с негативными намерениями", "сломанными", "больными", "чужаками", "злонамеренными" и так далее.

В общем, стремятся создать вакуум вокруг таких более развитых чем они людей. Стремятся создать вокруг них агрессивную для многомерных среду. Выживают их.
Ann Roz
Это твоя модель, твои определения типов "многомеры", "плоскатики".
Ann Roz
У тебя есть предположение того, что может быть причиной такого разделения?
Ann Roz
Есть ли у тебя версия того, почему происходит такое разделение?
Ann Roz
Есть ли у тебя версии того, что является причиной такого разделения людей.
ПЦ Акватория
Цитата(Александр Вакуров @ 8.2.2008, 5:00) *


У каждого из нас есть области, в которых он объёмен, и есть области, в которых он простеет и снижает свою сложность. А другой в той же области наоборот, объёмен.



Вот это, по-моему, интересный источник проблем. Ни один человек не объемен равномерно. И если в целом он находится на более высоком уровне, но где-то у него есть не освоенные области, дыры на более низких уровнях, то эти дыры для него – источник мучений. Эти дыры на самом деле часто являются результатом простого отсутствия навыка, если на какое-то действие в детстве был наложен запрет или просто по каким-то причинам оно никогда не совершалось. Такой человек решает свои задачи, исходя из своего, в целом, высокого уровня, а проблемы более низких уровней он вообще не замечает. Казалось бы. Но в том месте, где у него дыра, он вдруг находит проблему, которую он идентифицирует, как проблему высокого уровня. В то время как на самом деле это простое отсутствие элементарного навыка, привычки, умения.

Мне рассказывали, что в советское время (какова ситуация сейчас, мне неизвестно) выпускники детских домов очень страдали. Они выходили из приютов, совершенно не приспособившись к простейшей деятельности. Они не знали, как заварить чай, как пройти через турникет в метро и многое другое. Дело порой заканчивалось психическим расстройством. Они в силу образования могли мыслить о причинах мироздания, но побаивались трамваев.

Еще пример. Мама ограждала девочку от работы по дому из соображений: «пусть пока учится, успеет еще грязных носков настирать». В итоге взрослая женщина проводила время на диване с философской книжкой, и ход ее мыслей был таков: «что бы мне сделать такого гениального, чтобы получить за это денег и нанять, наконец, уборщицу, которая помыла бы эту чертову посуду в раковине!» (Это, надо признаться, про меня в не таком уж далеком прошлом).

То есть зачастую проблемы людей с высоким уровнем мышления решаются простым и тупым отрабатыванием навыка с нижних уровней, будь то участие в «точечном» диалоге, или развитие «линейных» цепочек для решения задач. И когда человек вдруг понимает, осознает, что не нужно так терзать мозги, а достаточно просто взять и начать делать это элементарное дело - то становится смешно и легко.

Маргарита
ПЦ Акватория
Спасибо за статью Фельдмана, очень интересные соображения.
Александр Вакуров
Цитата(Ann Roz @ 12.5.2008, 19:24) *

Это твоя модель, твои определения типов "многомеры", "плоскатики".

Моя модель - многомерного (топологического мышления), а о плоскатиках в цитате и по ссылке:

Цитата
Плоскатиков придумал Эдвин Эбботт и написал про них в книге "Флатландия", изданной в 1880 году. Вот часть предисловия к книге Д. Бюргера "Сферландия" (Роттердам, 1957 г.):
"... автором романа о Флатландии, который приобрел международную известность, был англичанин Эдвин Э. Эбботт. Он был не математиком, а необычайно одаренным и квалифицированным педагогом. Мистер Эбботт родился 20 декабря 1838 г, а в 1865 г стал директором одной из лондонских школ. Помимо знаменитой "Флатландии", изделиями его пера были школьные учебники, несколько теологических работ, биография Бэкона и "Шекспировская грамматика", которая также приобрела большую известность. Умер Эдвин Э.Эбботт в 1926 г в возрасте 87 лет". На всякий случай проверяем эти цифры: 1926 - 1838 = 88 , а не 87. В чем тут дело, не знаю smile.gif
Слово "плоскатики" сообщил мне физик Н.Козимиров в незапамятные времена. Может быть, он и придумал слово.
Александр Вакуров
Про "многомеров" - это уже по логике повествования о многомерном, "объёмном" мышлении.
Александр Вакуров
Цитата(Ann Roz @ 12.5.2008, 19:48) *

Есть ли у тебя версии того, что является причиной такого разделения людей.


Воспитание. Родительские запреты на видеть-чувствовать-слышать-говорить-делать-замечать-проявлять-проявляться.

Об этом и Вирджиния Сатир писала и говорила на своих сеансах, и Эрик Берн писал, и НЛП об этом сообщает - когда говорит о разделении людей на "кинестетиков-визуалов-аудиалов-дигиталов".

Таких "туннелей" масса. Например, и Андрей Осипов пишет про "Трубочки сознания" - это тоже из той же оперы.
Александр Вакуров
Цитата(ПЦ Акватория @ 14.5.2008, 3:55) *

То есть зачастую проблемы людей с высоким уровнем мышления решаются простым и тупым отрабатыванием навыка с нижних уровней, будь то участие в «точечном» диалоге, или развитие «линейных» цепочек для решения задач. И когда человек вдруг понимает, осознает, что не нужно так терзать мозги, а достаточно просто взять и начать делать это элементарное дело - то становится смешно и легко.

Маргарита

Очень мудро. Спасибо.
Александр Вакуров
Интересные иллюстрации о плоскатиках и более многомерных:

Легенды карате

Цитата
Лучший бой

Руководствуясь принципом, что лучший бой это несостоявшийся бой, настоящий мастер никогда не должен провоцировать возможного противника на поединок. Он должен проявлять максимальную выдержку в случае возникновения опасной ситуации, что соответствует канонам Дзэн-буддизма, на основе которого сложилась философия восточных единоборств. Один большой мастер отличался от других тем, что упорно избегал поединков. Мастер соседней школы решил заставить его сразиться с ним с помощью хитрости. Пригласив мастера к себе на ужин, он весь вечер говорил ему комплименты, усыпляя бдительность гостя, и уже в дверях, прощаясь с ним, он обозначил молниеносный удар ногой выше головы гостя. Гость ушел, сопровождаемый своим учеником. Обращаясь к своим родственникам, хозяин гордо заявил: «Теперь я понимаю, почему он не хотел драться со мной. Он никак не отреагировал на удар, нанесенный мной». В этот момент раздался стук в дверь. За дверью стоял ученик ушедшего мастера. «Мой учитель просил передать Вам вот это», сказал ученик и, вручив хозяину кусок ткани, повернулся и ушел. Хозяин сразу определил, что это был кусок ткани от его штанов и как раз с той ноги, которой он наносил удар.


Легенды карате

Цитата
Проверка на зрелость

В одной из провинций Китая жил деревенский мастер единоборств. У него было три сына, которых он обучал воинскому искусству. В один прекрасный день он признался своим сыновьям, что больше ничему не может их научить, но в соседней провинции живет его старинный друг и великий мастер боевых искусав, который может взять к себе в ученики только одного из них. И если они хотят у него учиться, то все должны отправиться к нему, чтобы тот выбрал лучшего. Великий мастер с радостью встретил старого друга и согласился испытать подготовку юношей. Он оставил их во дворе, а сам с отцом вошел в дом и стал вызывать их по одному. Когда первый юноша переступил порог, на него сверху упали меч и кувшин с водой. Юноша увернулся от меча, но кувшин раскололся об его голову. Второй сын поймал меч и кувшин, но пролил воду. Третий юноша молча остановился у порога. «Заходи», позвал его мастер. Юноша улыбнулся. «Там меч и кувшин», сказал он, показывая глазами вверх».Ясно, кого выбрал себе в ученики великий мастер.


Легенды карате

Цитата
Урок

Один юноша за три года изучения каратэ добился больших успехов. Почувствовав силу, он стал запугивать и притеснять жителей соседней деревни, и те обратились за помощью к старому мастеру. Как бы невзначай старый мастер повстречал юношу на горной дороге. Он вежливо попросил пропустить его, но тот стал избивать старика, пока старик не упал. Сам же напавший не встретил сопротивления, не считая пропущенного едва ощутимого удара в область сердца. Когда юноша ушел, старый мастер легко поднялся и ушел домой. Где-то через две недели юноша начал чувствовать тошноту, потерял аппетит и сон, а к концу шестой недели не вставал с постели и был почти при смерти. Теперь он точно знал, кем и за что он был наказан. Раскаявшись и желая получить прощение, он попросил брата найти старого мастера. Сделать это оказалось несложным. Мастер многое предвидел. Увидев, что раскаянье молодого человека искренне, он вылечил его, а потом, уступая его просьбам, принял к себе в ученики.



Легенды карате

Цитата
Не силой единой

Жил когда-то непобедимый воин, любивший при случае показать свою силу. Он вызывал на бой всех прославленных богатырей и мастеров воинских искусств и всегда одерживал победу. Однажды услышал он, что неподалеку от его деревни высоко в горах живет отшельник большой мастер рукопашного боя. Отправился богатырь искать отшельника, чтобы еще раз доказать, что сильнее его нет на свете. Добрался он до жилья отшельника и замер в удивлении. Думал он встретить могучего бойца, а увидел обычного пожилого человека, занимавшегося дыхательными упражнениями.
Неужели ты и есть тот человек, которого народ прославляет как великого воина? Воистину людская молва преувеличила твою силу. Да ты не сможешь даже сдвинугь с места камень, у которого стоишь. А я могу поднять его и отнести в сторону. Внешность часто бывает обманчива, спокойно ответил отшельник. Ты знаешь, кто я, а я знаю, кто ты и зачем сюда пришел. Каждое утро я спускаюсь в ущелье и приношу оттуда каменную глыбу, которую я разбиваю головой в конце моих утренних упражнений. На твое счастье, сегодня я еще не успел этого сделать и ты можешь показать свое уменье. Ты же хочешь вызвать меня на поединок, а я просто не стану драться с человеком, который не сможет сделать такой пустяк. Раззадоренный богатырь подошел к камню, изо всей силы ударил его головой и упал без сознания. Отшельник вылечил богатыря, а потом долгие годы учил его редкому искусству побеждать разумом, а не только силой.


И самая главная - о двух Мастерах:

Легенды карате

Цитата
6 чувство

Однажды Миямото Мусаси странствовал по дорогам Центральной Японии. Завидев вдали фигуру самурая среднего роста и крепкого сложения, он по осанке сразу же определил мастера Бу-Дзюцу (комплекс воинских искусств). Сблизившись с ним и оценив «духовную наполненность» неизвестного самурая, Мусаси решил про себя, что это не кто иной, как знаменитый мастер меча Ягю Дзюбай глава прославленной школы Ягю Синкагэ Рю. Путники поравнялись и молча разошлись, обменявшись взглядами. Пройдя еще несколько шагов, оба одновременно оглянулись, и неизвестный спросил: «Простите, уважаемый, не вы ли будете Миямото Мусаси?» «Да, ответил Мусаси. А вы, конечно, Ягю Дзюбай?». Обменявшись краткими приветствиями, они направились в придорожную корчму и заказали по чашке чая. Потом попросили принести им доску для игры (То) и начали играть. Стиль игры был у каждого свой, но решающего перевеса никто не мог добиться. Молча они признали ничью, встали, раскланялись и разошлись. Обоим не понадобилось ни единого слова, ни единого жеста для того, чтобы убедиться в равенстве сил, полном равновесии на ментальном уровне.
Этот случай свидетельствует о том, что у мастеров экстра-класса, достигших глубины Гоку И, не было необходимости проводить бой, чтобы определить первенство. Шашек оказалось более чем достаточно, чтобы определить способности каждого из них.





Александр Вакуров
2 типа мышления _ Магические картинки


Цитата
Есть 2 типа мышления, 2 уровня мышления. На первом из них - этот вопрос не стыкуется. И объяснение - а) того, что это стыкуется; б) того, как именно оно стыкуется - невозможно. Есть только один способ увидеть как стыкуются (т.е. "соотносятся естественным образом без противоречия") модели "нацеленность" и "если хочешь просветления, то хрен тебе" (или, другими словами, "нацеленность, как условие достижения результата" и "нацеленность, как фактор, блокирующий достижение результата") - это: перейти во 2-й уровень мышления, во 2-й слой, вырастить в себе 2-й тип мышления.

Проиллюстрирую это таким примером:

Изображение

Вот "магическая картинка "Жерло вулкана". Можно видеть ее как плоскую картинку, можно как объемную. С 2-мя типами мышления это можно соотнести так: обладание одним типом зрительного восприятия (одним типом "зрительного мышления", одним типом "способа обработки мышлением зрительной информации") - и обладание другим типом.

И если кто-то видит лишь плоскую картинку, невозможно ему объяснить то, что видит тот, кто видит объемно. Он может изучить все точки и завитки на этой картинке, стать "крупным специалистом" по ней, знающим всю библиографию и даже проведшим массу самостоятельных опытов и исследований по ней и написавшим не одну монографию, но он - не ВИДИТ! Ему, способному видеть лишь плоскую поверхность с цветными пятнами, - ну, представь, он одноглазый smile.gif))) - ну, или просто пока не научился видеть smile.gif))) - принципиально невозможно увидеть объем. И принципиально невозможно объяснить ему, что же на ней происходит в объеме.

Все, что можно сделать, это только научить его видеть в объеме.

И тогда он будет видеть в объеме. Естественным образом. Безо всякого, естественно, напряжения. И еще раз: никакой уровень напряжения - (прочтение всех возможных книг, исследования и опыты) - не позволит ему, пока он способен видеть только плоскостно, увидеть объем (понять о чем идет речь).


Надеюсь, аналогия с 2-мя типами мышления понятна.

Далее. Речь, итак, идет о том, чтобы научить его видеть. Т.е. перевести его мышление на другой принцип работы, или его - кого "его"? - вот "Его"! smile.gif))))))) - "в другой тип мышления". Который характеризуется тем, что в нем, как раз, стыкуются все, нестыкуемые в прежнем уровне, вещи. smile.gif)) Естественным образом стыкуются. smile.gif) - Все так называемые "коаны". Которые в первом уровне - замечательные цветные квадратики, со множеством экзотических точек и полосок, с внутренней симметрией, красотой, структурой и "смыслами". smile.gif))) А во втором уровне - все объемно. И японские коаны, и каждый миллиметр жизни. Т.е. все является коаном. И т.е. изо всего можно сделать "коан-парадокс-экзотику" для первого уровня. Ну, например, возьмем то, что сейчас под рукой. Сделаем из него "коан". Итак: Вот я тебе объясняю сейчас, а ты понять неспособен, а я продолжаю объяснять. Как это соотносится-стыкуется? Почему я это делаю? smile.gif))) В чем смысл прихода Бодхидхармы с Запада? В чем смысл дзен? Что это за "объяснение, которое не-объяснение"? И "не-объяснение", которое "объяснение"?... Все - дрожащий, как зной в пустыне, объем. Когда во втором уровне.

Итак. 1. Перевести во второй тип мышления можно не всех, а только тех, кто с "выдающимися способностями" (о них, как раз, упоминает Джоки в основном посте). 2. На момент перевода-перехода переводимый должен верить переводящему, что: а) такой уровень существует; б) тот его доведет. Основы веры: а) множественность всяких разных качеств, позволяющих ощущать, что "там что-то есть"; б) высокий уровень интеллекта, позволяющий четко понимать, что без проважатого туда не дойти; в) высокий уровень смелости, позволяющий принять следующее решение: "как подсказывает мне мой высокоразвитый интеллект, проводника, являющегося более развитым существом, мне не просчитать, следовательно, как бы это не выглядело (сам проводник, его действия и сам путь), он может завести куда угодно; но другого пути нет; но я хочу и буду! - ок, хрен с тем, что я помру на этом пути, иду!"

Эти 1 и 2 требуются от переводимого, от "ученика". Речь, повторю, идет о том, чтобы научить его видеть.

А что требуется от переводящего, от "проводника"? От него требуется, чтобы: 1. Он сам был там, т.е. видел, находился во втором слое, был ХРАНИЛИЩЕМ этого... зелья - знания-умения, способа мышления. 2. Умел переводить туда - обладал технологией транспортировки, т.е. "обучения" (почему слово "обучение взято в кавычки? smile.gif)))) - потому что это не обучение. smile.gif)) Еще раз, по слогам: э-то - не о-бу-че-ни-е! Ясно? Хотя и обучение, конечно. Самое полноценное и объемно-масштабное. "Обучение, которое не-обучение". А-а, вот! вспомнил! "Учение, которое не-учение" (с) Будда. Т.е. совсем не то "обучение", которое нарисовано на картинке выше. То обучение, о котором говорю я, это - воспользуюсь поэтической метафорой - просто "Жерло вулкана" какое-то...), т.е. был ТРАНСПОРТОМ.

Почему я выделил слова "хранилище" и "транспорт" большими буквами? - Для того, чтобы зафиксировать, что "хранилище" и "транспорт" - это разные наборы технологий. Нефтехранилище и нефтепровод - это разные технологии, разные знания-навыки-умения. Вот, просто, фиксируем - и все.

Основная проблема "транспорта" в данном случае состоит в следующем: Первый уровень мышления - это бесконечная вселенная. И коан состоит в том, чтобы выйти за пределы бесконечной (не имеющей пределов) вселенной. Помнишь? - "Есть тональ и есть нагваль. И все, что ты видишь, все, что можешь помыслить - это тональ". - И это? - Да. - И вот это? - Да. - И то? - "Да. И то тоже. И есть еще нагваль".

Можно также сказать, что Вторая логика - это транспорт. Из одной бесконечной вселенной - в другую. Современный, т.е. адекватный современным условиям, транспорт. На телеге - не доедешь. По многим причинам.

Все.
Привет!
Кл.
Александр Вакуров
Стакан Ленина

Цитата
32 том полного собрания сочинений
"Ещё раз о профсоюзах"
стр. 72-73.

Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и "опосредствований" со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен ли он для питья, сделан ли он из стекла, является ли его форма цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное. Далее. Если мне нужен стакан сейчас, как инструмент для питья, то мне совершенно не важно знать, вполне ли цилиндрическая его форма и действительно ли он сделан из стекла, но зато важно, чтобы в дне не было трещины, чтобы нельзя было поранить себе губы, употребляя этот стакан и т. п. Если же мне нужен стакан не для питья, а для такого употребления, для которого годен всякий стеклянный цилиндр, тогда для меня годится и стакан с трещиной в дне или даже вовсе без дна и т. д. Логика формальная, которой ограничиваются в школах... берет наиболее формальные определения и ограничивается этим. Логика диалектическая требует того. чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во 2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, "самодвижении", изменении. По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его, связь его с окружающим миром. В 3-х, вся человеческая практика должна войти в полное "определение" предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В 4-х, диалектическая логика учит, что "абстрактной инстины нет, истина всегда конкретна", как любил говорить вслед за Гегелем, покойный Плеханов.
Александр Вакуров
Цитата


Точка зрения, плоскость зрения и объем зрения

Перечитал книжку Бахтиярова "Деконцентрация" и соотнес описание со своим опытом мышления. Очень порадовался, что теперь мой способ "сойти с ума" называется "создание объемного мышления". Рад, что есть хорошая литература по такого рода вопросам - это очень существенно помогает при развитии.



В самом простейшем случае мышление человека сужается в точку, когда он говорит – это «моя точка зрения». Такая точка зрения защищается особенно рьяно. Все обоснования этой точки зрения принимаются на веру. Такая позиция не является «рациональной», а скорее является «до рациональной». Это эмоциональная и инстинктивная позиция нерефлексирующого человека.

На втором уровне – линия/диалектика – человек способен рассматривать противоположные точки зрения. Он способен проводить линию между этими точками и затем выбирая новую точку на линии, формировать новую точку зрения.
Можно сказать, что если одна точка зрения – треугольник, а вторая – круг, то начинает формироваться конус. Это рациональная, диалектическая позиция.
Это настоящий прорыв по сравнению с первым уровнем. Но это явно не окончание процесса.

На следующем уровне человек способен уже одновременно придерживаться двух противоположных точек зрения одновременно. Это двоемыслие и в неуправляемой форме – шизофрения. Такое мышление фактически перевертывает все представление об обычном мышлении. Мышление из точечного переходит в линейное.

Следующий этап – плоскостное мышление – это мышление, которое считает верным «абсолютно все точки зрения». В неуправляемой форме – это сумасшествие в чистом виде, поскольку происходит полная деиерахия смыслов. Исчезает как важность любого рассуждения, значимость любого действия и т. д.
Все истины видны и невозможно выбрать между ними. Эта ситуация равнозначности смыслов убивает все конструкты важности, хорошо/плохо и т. д.
При таком мышлении система принятия решений больше уже не может существовать – она разрушается. Никакой «разумный» выбор больше не возможен.

Для того, чтобы вернуть возможность выбирать, необходимо развернуть мышление из плоскостного в объемное, задав еще одну координату. Эта координата должна быть сфокусированной. К плоскостной размазанности смыслов и мышления добавляется одновременно концентрация на логической цепочке, которая выбирается из плоскости смыслов и мы получаем уже объемного мышление, которое содержит не только все точки зрения, но и все возможные логические размышления.

Можно сказать, что, уничтожив все привязки ко всем точкам зрения и постоянно видя ВСЕ возможные развития логических цепочек, в этой системе выбирается множество траекторий логического размышления. На этих траекториях идет фокусировка и они развиваются. В какой-то момент времени можно схлопнуть размышления и получить совершенно дикий объемный результат, но уже простой результат, который может быть траслирован другому сознанию.

Каждый момент времени такая фокусировка выбирается, вообще говоря, уже не разумом, а всей целостностью. Такое состояние вообще говоря уже нельзя считать рациональным, а скорее оно будет «над рациональным».
Самые развитые подобные состояния можно назвать даже «наднадрациональными».


Фактически для того, чтобы перейти к такому «надрациональному» мышлению необходимо иметь виртуозное логическое мышление, тотальную непривязку ни к одному их смыслов или точке зрения, очень четкую управляемость внутренним диалогом и большой опыт деконцентрации внимания. Фактически переход к такому мышлению предполагает несколько раз управляемо сойти с ума.

Кроме того, как это было в моем личном опыте – это подразумевает переход к тотальному безупречному эмоциональному реагированию, полнейший выход из социальных рамок и рассмотрения всего опыта описания, каким бы способом он не был получен (чувства, рассуждения и т. д.) только как модели мира.
То есть тотальное (а не только в мыслях) разделения опыта и реальности.

Без внедрения этой системы принятия решений в жизнь она так и остается только еще одним способом тихо сойти с ума.

Такое понимание предусматривает переход к такому действованию, что фактически выводит трансформацию обычной жизни к новой жизни, в которой происходит сначала полнейшее сметание обычного реагирование, обычных смыслов, а затем постоянная разборка одних видов действий с серьезной фикцией на остальных.

Если происходит слишком сильная разборка смыслов и действования, то можно не только сойти с ума, но и скажем бросится под машину, заболеть и т. д.




Таким образом, разворачивания действования в объем – это фактически совершенно дикая задача в которой я всегда играю на грани и играю с постоянным риском сойти с ума, заболеть и т. д.

Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.