Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Диалоги о соционике
Психотерапевт Александр Вакуров. Форум. > Психотерапия > Смежные практики
Страницы: 1, 2
Александр Вакуров
Вот с чего начались диалоги о соционике

Светлана, значит, я явно не подхожу для этого тренинга? У меня нету начального базиса.

И можно вообще опубликовать здесь либо программу, либо описание того, что там будет, и вообще - о признаках Рейнина побольше бы узнать. И желательно Вашими словами, если такое возможно. А то эти большие тексты я не осиливаю - совершенно чуждые мне кодировки. А Ваш язык - прост и понятен (для меня по крайней мере).

Вообще было бы классно, если бы Вы открыли здесь свой мастер-класс, в котором объяснили бы хотя бы основы соционики. Ведь ни один из текстов, куда меня отсылали мне не пошёл, ни один - просто вышибает меня из этих текстов. И скорее всего одна простая вещь. Бывает - стоит уточнить у автора какую-нибудь загогулинку - и всё на места встаёт. А нету возможности у кого-то уточнить, и всё, вообще всё встаёт стопором, и невозможно (и не хочется) двигаться вперёд, ибо пропадает смысл. Может, не сочтёте моё предложение настолько наглым, что откроете здесь на страницах форума мини - мастер-класс?

У меня затыки начинаются на самом начале - как только юнговские разделения начинаются, я в стопор вхожу.

И предупрежу ещё одну штуку. Часто отсылают к классикам, а классики сами имеют рыльце в пушку, и дают информацию соответственно собственному информационному метаболизму, причём не избегая осуждения одних типов и приукрашивания других типов. Поэтому, насколько я понимаю, чем больше описаний, тем лучше. А потом свой мастер класс Вы и опубликовать можете в бумажных вариантах. smile.gif
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 29.1.2009, 16:51) *

Светлана, значит, я явно не подхожу для этого тренинга? У меня нету начального базиса.

Александр, мы как раз вчера обсуждали с Белецкими это ограничение. Пока не могу сказать точно, будет оно отменено или нет. Сама я считаю, что Признаки Рейнина лучше изучать все-таки уже после прохождения базиса. Однако есть преподаватели, которые считают, что соционика - штука многомерная, и начинать изучать ее можно с любой грани.

Насчет предложения по поводу виртуального мастер-класса надо подумать. Сразу скажу, в чем сомнения. Есть своя технология, по которой проводятся эти семинары. Главное отличие в том, что семинары, как Вы наверно уже заметили, проводятся парой преподавателей. Это не случайно, преподаватели - носители не просто разных, но взаимодополняющих типов, что позволяет давать информацию наиболее объемно. Возможно, недостаток этого объема мешает давать мне информацию, которую я публикую здесь в своих статьях, в более ясном ключе. Но мой партнер - не любитель писательства. Он - мастер разговорного жанра. smile.gif

Другое преимущество очных мастер-классов - не уникально: "лучше один раз увидеть", чем сто раз красноречиво рассказать. Некоторые феномены бывает настолько трудно описать словами, что легче просто показать пальцем и сказать: вот! А реальность, которая разворачивается в живом общении разных людей, подкидывает порой такие наглядные иллюстрации, которые лучше действительно видеть, слышать, переживать. Вы же сами все прекрасно понимаете.

По поводу подготовки бумажных форм публикаций, такая работа тоже ведется, мы потихоньку описываем "свой путь в соционике". Но мы - не сторонники обнародования сырых материалов, до тех пор, пока не будут приведены в порядок и отшлифованы до блеска (кстати, в этом тоже проявляется один из Признаков Рейнина). smile.gif Но это обосновано, прежде всего, заботой о качестве своего труда и о читателе, которого такие сырые заготовки могут только запутать и всё неоправдано усложнить.

Александр, есть еще одна возможность. Мы сейчас проводим в Иванове свои семинары для корпоративных клиентов, и по Базису Юнга, и по модели А. Мы готовы проводить такие семинары и для физических лиц. К сотрудничеству в этом вопросе мы всегда открыты.

Что касается виртуального мастер-класса. Мне было бы легче, если бы Вы просто задавали вопросы.

Насчет программы семинара - Вы правы. Сейчас опубликую.
Александр Вакуров
Интересно, а у меня наоборот, выкладываю всё сырое, именно для того, чтобы обкатать. biggrin.gif

Вопросы - ясно, попробую вопросы, хотя - они появятся от текстов "маститых", а у меня на них тошнота.
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 29.1.2009, 16:51) *

и вообще - о признаках Рейнина побольше бы узнать. И желательно Вашими словами, если такое возможно.

Признаки Рейнина - штука удивительная. Край, который еще только едва открыт для разведок и разработок "полезных ископаемых". На тренингах, разумеется, изучается то, что уже освоено и наглядно проявляется на практике.

А вообще сами признаки были выведены вначале математическим путем. Их просто рассчитали методами комбинаторики. Опираясь на те базовые отличия, которые были открыты еще Юнгом. А потом их стали искать и даже находить. Некоторые из них, кстати, можно обнаружить в других типологиях, но в разрозненном виде и без той взаимосвязи, которую выявила только соционика. Например, некоторые метапрограммы в НЛП перекликаются с этими признаками.

Сам Юнг открыл четыре пары полярных признаков, наблюдаемых в своем богатейшем опыте психотерапевта. В современном звучании это:
1. этика - логика,
2. сенсорика - интуиция,
3. рациональность - иррациональность,
4. интроверсия - экстраверсия.

На этой основе и обнаруженной внутренней закономерности, ему удалось описать 8 психологических типов - как комбинации этих четырех признаков. Правда, он выделял внутри каждого типа еще два внутренних различия, но идею о 16 типах развили уже его последователи.

Признаки Рейнина - это более сложные комбинации тех же признаков, описывающие дополнительные различия между теми же 16-ю типами. В своей практике мы их рассматриваем именно как дополнительные признаки, как подспорье, вспомогательный инструмент. Они выручают, когда имеем дело с людьми, очень натренированными в области слабых функций (и часто "посадивших" в результате свои сильные функции). Словом - очень далеко ушедших от своей природы. Эти признаки натренировать труднее. Да и смысла в этом меньше. Они не находятся под прицелом устремлений к "накачке" социально востребованных качеств.
Александр Вакуров
Светлана, спасибо. Ну пожалуйста, ну хоть капельку начните рассказывать про эту самую соционику!

Меня конечно очень интересуют "слабые" - "сильные" стороны типов, я знаю, что тип пишется четырьмя буквами, и место буквы что-то означает. Начните пожалуйста с этого. Помню, когда читал книжку какую-то умную по типам лет десять назад - именно на этом месте споткнулся. Что за первое место для буквы, что за второе, третье, четвёртое? Это насколько я понимаю, в соционике называется функциями... Почему именно так, и что они означают?

Очень хочется живого слова, а не канонических, блин, заезженных текстов, бесят они меня... Бесят их уверенностью, что они пишут всё понятно. biggrin.gif
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 29.1.2009, 19:12) *

Светлана, спасибо. Ну пожалуйста, ну хоть капельку начните рассказывать про эту самую соционику!

Меня конечно очень интересуют "слабые" - "сильные" стороны типов, я знаю, что тип пишется четырьмя буквами, и место буквы что-то означает. Начните пожалуйста с этого. Помню, когда читал книжку какую-то умную по типам лет десять назад - именно на этом месте споткнулся. Что за первое место для буквы, что за второе, третье, четвёртое? Это насколько я понимаю, в соционике называется функциями... Почему именно так, и что они означают?

Очень хочется живого слова, а не канонических, блин, заезженных текстов, бесят они меня... Бесят их уверенностью, что они пишут всё понятно. biggrin.gif

Так ведь начала уже! smile.gif Только что отмучалась, своими словами написала про Признаки Рейнина. smile.gif Если пишу непонятно, просто останавливайте и переспрашивайте.

Четырьмя буквами обозначают в американской типологии. Эту классификацию тоже можно учитывать, но она, с моей колокольни, несколько тупиковая. А для понимания сути не дает ничего важного, чего нет в соционике.

В отечественной классификации достаточно и трех букв (видимо, это наше национальное всё biggrin.gif). А еще есть более наглядные и запоминающиеся псевдонимы. Наполеон, Маршал Жуков, Достоевский, Есенин, Бальзак - словом, весь дурдом в полном составе. biggrin.gif

Первое место для буквы означает самую сильную функцию типа - базовую, программную, многомерную. Этой функцией человек оценивает мир, и в этой оценке он - истинный эксперт. И эта буква обозначает одну из юнговских функций (см. выше):
1. логика (Л) - этика (Э)
2. сенсорика (С) - интуиция (И)

В ней же, в первой букве, зашифрован еще один признак -

3. рациональность-иррациональность,

т.к. первые две функции являются рациональными (логика и этика), вторые две - иррациональными (сенсорика и интуиция). Поэтому если на первом месте стоит Л или Э, это значит, что программная функция - логика или этика, и сам тип - рациональный. А если на первом месте С или И, значит программная функция сенсорика или интуиция, и сам тип - иррациональный.

Здесь мы сэкономили на одной букве по сравнению с американцами. biggrin.gif

Вторая буква означает творческую функцию. Тоже сильную и многомерную, и, главное, дополняющую к программной. Эта функция и реализует ("проводит в жизнь") базовую программу типа. Здесь есть свой внутренний принцип. Творческая функция - дополняющая по всем статьям. Если программная функция - рациональна, то творческая - иррациональна, если программная - экстравертна, то творческая - интроверта. И наоборот. То есть если на первом месте стоит Л или Э, то на втором - стоит С либо И. И наоброт, если на первом месте С либо И, то на втором - Л либо Э.

А вот на третьем месте стоит последний признак (точнее установка):

4. интроверсия (И) - экстраверсия (Э).

В результате, получаем эти 16 комбинаций: ИЛЭ, СЭИ, ЛИИ, ЭСЭ, ЭИЭ, ЛСИ, СЛЭ, ИЭИ, СЭЭ, ИЛИ, ЛИЭ, ЭСИ, ЛСЭ, ЭИИ, СЛИ, ИЭЭ.

Я например - ЭИИ.
Александр Вакуров
Значит, базовая, творческая функции и "установка".

Почему у человека первая функция базовая?
Почему творческая называется творческой?
Почему "установка"?

Или я сильно вперёд забегаю или вообще вбок прыгаю?
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 29.1.2009, 22:16) *

Значит, базовая, творческая функции и "установка".

Вот за что люблю ваш тип - за то, что когда вы хотите, вы схватываете на лету. smile.gif

Именно так. Так и расшифровываются 3-буквенные обозначения:
базовая, творческая и установка. (а в базовой еще закодирована рациональность/иррациональность)

Цитата
Почему у человека первая функция базовая?

Ну так просто договорились. Другое название - "программная". Или программа типа. Есть более поэтические (но менее научные) названия - миссия типа, программа личности и т.п.

Цитата
Почему творческая называется творческой?

Тоже - договоренность. Но отражает суть этой функции очень точно!

Цитата
Почему "установка"?

Чтобы отличать от собственно психических функций (логики/этики и сенсорики/интуиции).
Функции оценивают качество информации.
Установка (экстравертная или интровертная) определяет преимущественное направление интереса (наружу или внутрь).

Связь между функциями и установками - в том, что установка способна "окрашивать" любую из четырех функций в свой "цвет" (интровертная сенсорика, экстравертная сенсорика, интровертная интуиция, экстравертная интуиция, экстравертная логика и т.д.) Всего 8 вариантов.

Ну и рациональность/иррациональность, которая закодирована в аббревиатурах по умолчанию - это класс функций. (название - тоже по договоренности).

Связь с функциями показана раньше:
рациональные функции - логика/этика
иррациональные функции - сенсорика/интуиция

Цитата
Или я сильно вперёд забегаю или вообще вбок прыгаю?

Не, нормально. Мне главное - время от времени получать уверенность, что меня понимают.
Александр Вакуров
Ага. Интересно. Слежу за собою. Вот когда Вы даёте текст кусками - трудно через него пробираться, для меня (видно, для моего типа) крайне неструктурированная информация.

Но как только Вы отвечаете на мои вопросы - сразу появляется подозрение, что мы с Вами относимся ко взаимодополняющим типам, настолько всё хорошо укладывается, очень даже комфортно, даже удивительно, учитывая мою многолетнюю неприязнь (из-за непонимания оных) к соционическим текстам. Респект и уважуха, как говорили в одном древнем форуме. smile.gif

Спасибо, Светлана. Растерялся, даже не знаю о чём дальше спрашивать, настолько полные ответы.

Угу.
Александр Вакуров
Честно говоря, даже боюсь спрашивать о функциях, настолько они мне осточертели в моих попытках в них разобраться. Но наверное, рискну. Если можно - коротенько так о каждой, или на пробу - о какой-нибудь одной.

Кстати, забегая вперёд, вот ещё что вызывает мои опасения. Разделение экстра-интра вертность для меня всегда было загадкой. Ибо в интравертивности (в живых людях) я всегда видел подавленную экстравертивность. И наоборот. И всегда путался, ибо могу видеть многослойность любой личности. И какой слой у человека поверхностный и наносной, - всегда вопрос. Эта моя способность видеть человека во всей его глубине, его и скрытые и подавленные и забытые им же самим уровни, мне и мешала всегда при попытках изучения соционики. Она ведь однозначно заявляет то или иное.

Светлана, стоп, я уже начинаю запутываться, давайте помогайте.
Svetlana
Цитата
появляется подозрение, что мы с Вами относимся ко взаимодополняющим типам...


А это Вы уже забегаете - ну о-очень далеко вперед! - в теорию интертипных отношений (отношений между типами). smile.gif

И тут, кстати, все гораздо интереснее. Суть в том, что лучше всего понимают друг друга типы как раз похожие, примерно одинаково устроенные. Вот они как раз разговаривают на одном языке. Мы с Вами (если я не ошибаюсь в Вашем типе!) относимся оба к этикам-интуитам. Соответственно, дополняющими для нас являются логические и сенсорные типы (правда, это не единственное условие дополнения, некоторые комбинации логики и сенсорики могут быть для нас и конфликтными).

Другое объяснение легкости понимания может быть связано с общими мировоззренческими ценностями, т.е. с принадлежностью к одной и той же соционической квадре. А также - с общей направленностью интересов (в нашем случае - гуманитарных), т.е. с принадлежностью одному и тому же профориентационному клубу. Но это - если уж совсем далеко ускакать вперед, в теорию малых соционических групп.

Ну и, конечно, на счет моей соционической грамотности сей факт тоже можно отнести. Так что для комплиментов и букетов я поставлю здесь специальную подхалимажную корзиночку. Не стесняйтесь, если что. smile.gif
Svetlana
Цитата
Честно говоря, даже боюсь спрашивать о функциях, настолько они мне осточертели в моих попытках в них разобраться. Но наверное, рискну. Если можно - коротенько так о каждой, или на пробу - о какой-нибудь одной.


Выбираю второй вариант. smile.gif
Правда, прибегну к хитрости и снова процитирую саму себя с другого форума.
Ниже я описываю одну из функций в одной из установок. Установка, сразу скажу, экстравертная (по этому поводу не заморачивайтесь), а вот саму функцию попробуйте угадать: что это - логика, этика, интуиция или сенсорика?

(само название функции в тексте спрятано под звездочками ***)

Цитата
Самая загадочная функция в модели. Песни ей можно посвящать, научные труды сочинять, но так и не докопаться до сути. Потому что суть всякий раз окажется еще глубже, оставив после себя только маску, а за ней - другая, третья, во всей многослойности, многомерности, параллельности смыслов, неисповедимо связанных общими нитями. А добавьте сюда еще фактор угла зрения: из разных точек наблюдения - новые связи и пронизывающие параллели. А в точках пересечения - снова она, Суть, главный смысл. Картина - завораживающая настолько, что вдохновляет себя постичь, познать Суть Сутей, найти первооснову, которую сможешь распознать за каждой новой маской, даже за тысячей масок, за каждым новым поворотом ракурса наблюдений.

Видимо, от этой страсти к познанию Сути - и любовь к нахождению точных, сущностных определений. Люблю глубокие, емкие слова, которыми сразу все сказано, и в самую в точку. Вот найти бы такое точное и емкое слово, которым можно было бы заменить весь этот длинный и путаный рассказ об ***, и поставить, наконец, эту точку. В буквальном смысле. Да и в переносном тоже.

Описывать *** в работе - дело увлекательное. Не на один труд материала можно нарыть. Стимулирует ее работу задача запутанная, со множеством неизвестных и не ясных исходных данных. Вот поставит жизнь или обстоятельства такую задачу, и сразу чуешь: решаема она в принципе или нет. Если решаема, и это кому-то действительно нужно - это такой прилив сил, такой подъем энергии, даже если не знаешь поначалу, как подступиться. Чувствуешь себя в этот миг этакой гончей, чующей дичь. Говорят, гончая, преследующая дичь, вся обращается в чутье. Хотя не знаю, это, кажется, чужая метафора. Кто ее знает, ту гончую, что она там чувствует и вся ли она обращается в чутье. Может, бежит себе и думает: эх, бедная дичь, хотелось тебя постичь, хотелось с тобой поиграть, а надо, вот видишь, загнать...

Нет, у меня, пожалуй, не так. Состояние поиска решения - это очень деятельное состояние, как говорят - ресурсное. Правда, в таком состоянии особенно остро проявляются минусы слабой сенсорики - вплоть до того, что забываешь поесть, если никто не напомнит, а также все углы в доме пересчитаешь коленками и потом удивляешься: откуда эти синяки? Зато вот в голове - какая-то особенная ясность и острота мышления. Которая не отключается даже по ночам. А по ночам, пожалуй, работает особенно производительно. Раньше даже блокнот с карандашом заготавливала перед кроватью, настолько ошеломляющие приходили во сне решения. Сейчас научилась помечать во сне, не просыпаясь, нужную мысль особым "маркером" - образом или словом - и продолжать спокойно досматривать сны. Гончая тоже должна отдыхать. smile.gif

Вот кстати, любовь к метафорам - отсюда же. Из любви к постижению Сути. Если одно точное и емкое слово сразу не найдено, а связь с Сутью уже установлена, то приходят на помощь иносказания, притчи, басни. Это форма тоже хороша для трансляции Сути. Но вот что происходит в тот миг, когда решение приходит, а все паззлики или крупинки мозаики сами выстраиваются в целостную картину - это вопрос вопросов. Озарение, вспышка света, настолько краткая, что кукловоды не успевают спрятать ниточки, а марионетки не успевают разозлиться на свою несамостоятельность. Но и это не самое главное, не самое интересное. Интересней, когда обнаруживаешь в темноте человеческие лица, а вовсе не маски, и именно там, где ожидала их встретить, и всё со своей стороны сделала, чтобы эта встреча без масок состоялась, потому что в нужную точку свой лучик и направляла. Для меня это всякий раз загадка, маленькое чудо, хотя и подготовленное, хотя и предвиденное. Вот, кстати, и слово нашлось. И для меня оно, пожалуй, самое на сегодня точное. Чудо. Обыкновенное чудо. smile.gif
Svetlana
Цитата
Кстати, забегая вперёд, вот ещё что вызывает мои опасения. Разделение экстра-интра вертность для меня всегда было загадкой.


Ничего не забегая. Для Базиса Юнга это как раз - самое время и место. smile.gif

Экстра-интро - это как раз такая дихотомия (то есть пара полярных признаков), где некоторая "накачка" и выравнивание в процессе социализации возможны (не случайно в классической психологии есть даже термин "амбивертность" - примерно то же самое, что слово "оно" в русском языке, то есть ни "он", ни "она" biggrin.gif ).

Правда, это касается только поведенческих проявлений. На внутреннем же уровне ничего не меняется. Приоритет в пользу того или иного способа обработки информации все равно остается. Просто человек некоторое время действует более энергозатратным для себя способом. Интроверт - "зажигает", экстраверт - рефлексирует.

Вопрос, как всегда, в пропорциях (в соционике говорят о пропорциях, близких к "золотому сечению", т.е. примерно 60 х 40%).
Svetlana
Цитата
в интравертивности (в живых людях) я всегда видел подавленную экстравертивность.


Тут, пожалуй, ключевое слово "я видел". smile.gif

В свете вышесказанного, вполне возможно, что то, что Вы видели, было не подавленной экстравертностью, а потенциальной, подающейся раскрытию. На некоторое время. smile.gif

Или еще вариант: Вы видели как раз задавленных экстравертов, а не интровертов. Такие случаи встречаются, но о них разговор особый. Скажу только, что там бывает дело не столько в задавленной экстраверсии, сколько в отдавленных в процессе социализации "болевых точках".

Третий вариант: Вы примеряли видимое Вами на себя и чувствовали себя подавленным в таком способе жизни. Для Вашего типа (если я опять же не ошибаюсь!) это вполне естественно. Ведь у Вас, как у экстраверта, творческая функция – интровертная. Для нее характерно ставить себя на место другого человека, особенно для этической функции, эмпатической. Но ведь экстравертом Вы не перестаете быть, даже эмпатируя. Вот Вам и жмёт в подмышках. smile.gif
Svetlana
Цитата
Эта моя способность видеть человека во всей его глубине, его и скрытые и подавленные и забытые им же самим уровни, мне и мешала всегда при попытках изучения соционики. Она ведь однозначно заявляет то или иное.

А вот тут Вы не просто забегаете вперед, но и зрите глубоко в корень. smile.gif

То, о чем Вы пишете - это уже уровни и слои модели А, где каждому (абсолютно каждому!) признаку находится свое место в структуре психики и своя функциональная роль. Конечно, не может быть ничего однозначного, Александр! Ни в человеке. Ни в соционике.

Но это уже разговор о "силе" и "слабости", многомерности и маломерности, витальности и ментальности. При всей, разумеется, условности этих обозначений и договоренностей. smile.gif.
Александр Вакуров
Вот вот вот, об этом
Цитата
многомерности и маломерности, витальности и ментальности
поболе пожалуйста.

Текст предыдущий очень даже понятен, правда даже предположить боюсь, чем это было - Ваше описание.
Александр Вакуров
Друзья, я могу здорово прыгать и забегать вперёд, думаю, Светлана не будет возражать, если вы тоже какие вопросы задавать будете. Ибо есть у меня подозрение, что я могу что-то по экстравертивному пропускать, убегая и увлекаясь вперёд.

Светлана, можно ли привести "доказательства", признаки, по которым Вы определили меня в экстраверты? Даже обидно, аднака! Для меня экстравертивность несла всегда некий поверхностный оттенок (оттенок поверхностности). А в подростковом и юном возрасте думаю меня от интраверта отличить нельзя было. И сейчас скорее предпочту уединение компании - но возможно по причине интоксикации общением? biggrin.gif
Svetlana
Александр, в приведенной выше цитате было дано описание интуиции (точнее, экстравертной интуиции, или интуиции возможностей).

Это, разумеется, не научное описание, а художественное, далекое от канонов (как Вы и просили smile.gif). Поэтому влияние этической функции в этом фрагменте тоже присутствует, в том числе - и в том, на что направлена эта интуиция (на людей, на отношения между ними, на раскрытие истинных талантов, "лиц без масок").

Строго говоря, в этом фрагменте описывается не одна, а две функции: интуиция и этика. Но так они и проявляются - блоками. В данном случае - это блок Эго в модели А (или пара сильных, осознанных функций - четырехмерной базовой этики и трехмерной творческой интуиции). Впрочем, для понимания Базиса Юнга эта информация пока не так важна. smile.gif

Что касается научного описания интуиции, то оно привязывается в соционике к тому, какой спектр информации эта функция обрабатывает. Для интуиции, в частности, это информация о процессах во времени (в отличие от сенсорики, которая обрабатывает пространственную информацию). При этом, если интровертная интуиция (интуиция времени) чаще проявляется в форме прогностических способностей, то экстравертная интуиция (интуиция возможностей) - в способности к оценке возможностей событий, пониманию скрытого потенциала людей или явлений (то есть - того, что в принципе тоже еще не существует в реальности, а только может стать реальностью).

Юнговское определение не даю, оно немного запутанное (на мой взгляд). Ну и напомню, что с житейско-бытовыми представлениями об интуиции, в которых намешано много всякого мистически-романтического, вроде ясновидения, экстрасенсорных способностей, а то и просто - всей сферы бессознательного сразу, научные определения имеют очень мало общего.
Svetlana
Цитата
Светлана, можно ли привести "доказательства", признаки, по которым Вы определили меня в экстраверты?


Александр, а Вы заметили, что я везде делаю оговорку о возможности ошибки при определении типа в заочном знакомстве? smile.gif
Это не кокетство, и не "прикрытие тылов" на случай промаха, и даже не "напускание тумана". Это выполнение моего обещания по проведению заочного мастер-класса. А самое главное в мастер-классе - это все-таки наглядная демонстрация профессионального навыка, а вовсе не голая теория. Однако в данном случае максимум, что я могу делать в виртуальном мастер-классе, - это демонстрировать навык рассказа об этой теории, опираясь на примеры из опыта заочного общения с Вами, сформулированные лишь в предположительном ключе. Это и есть требование профессионализма в социодиагностике, который далек от показа фокусов. Все остальное было бы дилетантством.

Поэтому на Ваш вопрос я отвечу так, как если бы я была уверена в этой версии.
В этом случае я принимала бы в зачет следующие аргументы:

- Широкий круг контактов
- Высокая активность в сети (количество конференций с активным Вашим участием)
- Способность вести несколько диалогов и участвовать в нескольких групповых обсуждениях одновременно (параллельно)
- Склонность "думать публично", т.е. обсуждать "сырые" мысли вслух, привлекая к обсуждению окружающих

А также я наблюдала бы эти качества в течение некоторого периода времени (чтобы исключить ситуативную активность возбужденного интроверта).

Пожалуй, это максимум, что можно извлечь из виртуального общения. За кадром остаются те признаки, которые более наглядно проявляются в невербальном поведении, речевые характеристики и многое другое. Поэтому для окончательных выводов этих данных недостаточно. Речь лишь о довольно высокой вероятности этой версии.
Svetlana
Цитата
Даже обидно, аднака!

А вот обижаться на Богом данный дар - грех! smile.gif

Цитата
И сейчас скорее предпочту уединение компании - но возможно по причине интоксикации общением?

Скорее - качеством информации.
(И, возможно, перебором информации по "болевой функции").
Александр Вакуров
Цитата(Svetlana @ 31.1.2009, 16:57) *

А также я наблюдала бы эти качества в течение некоторого периода времени (чтобы исключить ситуативную активность возбужденного интроверта).

А вот это сильно. Отозвалось. Слава богу, что такое бывает. smile.gif
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 31.1.2009, 15:30) *

Цитата(Svetlana @ 31.1.2009, 16:57) *

А также я наблюдала бы эти качества в течение некоторого периода времени (чтобы исключить ситуативную активность возбужденного интроверта).

А вот это сильно...

Скорее - несколько нервно. smile.gif
Глубина, на которую погружается интроверт в своем внутреннем мире - гораздо интереснее. smile.gif
Александр Вакуров
Светлана, Вам не кажется, что посты с введением в тему Соционика из этого треда стоит перенести в отдельную тему, чтобы не смешивать объясления и организационные вопросы и вопросы обучения? А из этой темы можно давать ссылки на обучающую тему, и наоборот.
Александр Вакуров
Если согласны, то как по Вашему нужно назвать новую тему? И по моему, было бы здорово, чтобы эту тему открыли Вы сами. Но как пожелаете.

Как только откроете новую тему посвященную обучению - я перенесу туда отсюда все соответствующие посты.
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 1.2.2009, 13:28) *

Если согласны, то как по Вашему нужно назвать новую тему?

Может быть, "Диалоги о соционике?"
Перенести можно все посты, начиная с Вашего предложения о проведении виртуального мастер-класса и моего ответа на это предложение.
Александр Вакуров
Перенёс.
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 1.2.2009, 23:49) *

Перенёс.

Да, спасибо. Так действительно удобнее.
Но потерялся один мой ответ (о признаках Рейнина) - с которого, собственно, и начался "мастер-класс" .
Он остался в той теме в сообщении от 29.1.2009, 18:57
Возможно ли его сюда перенести, сохранив "хронологию"?
Александр Вакуров
Перенёс. Правда, ТА тема стала беднее на этот пост, ведь там объявление о Признаках Рейнина, а этот пост был как добавление и объяснение. Ну ничего, можно сделать дополнительную ссылку из той ветки именно на этот пост о Признаках Рейнина, либо - попросту скопировать его.
Svetlana
Подготовлена к печати статья Светланы и Сергея Макарчевых "Мотивация или манипуляция?". Статья будет опубликована в мартовском номере журнала "Вознесенский Деловой". Полный текст статьи можно почитать уже сейчас на сайте КЦ "Выбор".

В статье простым языком рассказывается о базисных понятиях соционической науки в прикладных ее аспектах - мотивации персонала, привлечении к сотрудничеству разных категорий клиентов, повышении эффективности переговоров.
Александр Вакуров
Спасибо, Светлана, и вот наконец мой первый настоящий вопрос.

Почему - "чувствующие"?

Этики - чувствующие.

Странно.
Александр Вакуров
У меня, конечно, свои классификации, и у меня есть "люди дела" и "люди отношений".

Насколько я понял, "этики" - люди отношений. Но - "чувствующие" - это то, что всегда вызывало мой бешеный протест против всей соционики. Этот термин для "этиков" - "чувствующие" - мог создать только логик, человек вообще ничего не понимающий, не видящий, не чующий и не всасывающий в отношениях и этике отношений.
Александр Вакуров
А разница между "сенсориками" и "интуитами" мне ещё менее понятна.

Сенсорики, ясно - канкретные люди. Братки как правило, были сенсориками, как я понимаю.

Но как связать интуицию и ... неконкретность(?)?

Не понимаю. В чём суть сенсориков и интуитов, почему их разделили на противоположности, почему их именно так объединили в противоположности - вообще непонятно.

Светлана, нельзя ли привести примеры литературных героев (или из фильмов) - и обосновать, почему они таковы или таковы. Хотя бы на уровне "более" и "менее", то есть, герой с более выраженными чертами сенсорика и герой с более выраженными чертами интуита.
Александр Вакуров
И всё равно не понимаю, почему их противопоставили, на основании каких критериев. У меня ощущение, что взят не один континуум и разнесены по разные стороны континуума, а взяты два разных континуума, но тогда как можно блин вообще разносить их в разные стороны?

Типа, есть синие и квадратные.

А ещё есть кислые и тяжелые.
Александр Вакуров
Правильно ли я понимаю, или я ошибаюсь - "сенсорики" и "интуиты" - это термины для определения типа поиска доказательств человеками? Сенсорикам нужны конкретные доказательства, а интуитам они не нужны, интуиты витают в облаках, в матрицах, им можно наплести всё что нужно, лишь бы перед этим вызвать их доверие?


Или я вообще о другом?
Александр Вакуров
Но при чём тут интуиция у "интуитов"? И почему то, что они неконкретны - им типа помогает ориентироваться во времени?

Я считал себя всегда больше интуитом, но во времени совершенно не ориентируюсь.
Александр Вакуров
Но при чём тут интуиция у "интуитов"? И почему то, что они неконкретны - им типа помогает ориентироваться во времени?

Я считал себя всегда больше интуитом, но во времени совершенно не ориентируюсь.
Александр Вакуров
Светлана, я ещё немного поругаюсь, ладно? biggrin.gif

Не со зла, конечно.

Мне всё больше кажется разделение, который сделал Юнг - не главным. Вон, энелпишники наделали "метапрограмм", и - вон какие молодцы, этих метапрограмм более пятидесяти у них описано.

А Юнг всего четыре описал, и на основании этих четырёх создана соционика. Энелпишники, если б были последовательны - тоже могли бы легко насоздавать кучу соционик. smile.gif

И ещё. Юнг взял два континуума и пометил четыре вершины.

Энелпишники выделили пятьдесят два континуума (метапрограммы).

А я могу выделить ещё тысячи две-три. Легко. И другие тоже могут. И что?

Можно взять ЛЮБОЙ континуум с выделяемыми экстремумами, признаки которых можно заметить, описать или измерить, и - алле оп! - получить модель для описания. Причём, великолепно работающую!

Светлана, очень интересно, что Вы скажете на это.

Пока я вижу только один плюс соционики - уже много лет работает масса народу, причём, очень умного народу, профессионалы. И даже если бы модель была неверна и неточна, уже профессионального опыта и интуиции этих профи было бы уже достаточно для качественных и повторяемых результатов.
Александр Вакуров
И самое главное. Почему в соционике так много путаницы?


Соционики спорят друг с другом. Постоянно появляются всё новые и новые "добавления" - вместо того, чтобы пересмотреть и переуточнить истоки.

Не наводит ли Вас тот факт, что нет чётких спецификаций, на мысль, что в исходных (Юнговских) описаниях - "загрязнённость" (то есть, кроме релевантных признаков, он указал нечто, что можно из описания выкинуть)?
Svetlana
Александр, спасибо за хорошие вопросы.
Видно, что они родились из осмысления прочитанного, а не из огульного его отторжения.
(Ближе к вечеру отвечу на все).
Александр Вакуров
Цитата(Svetlana @ 16.2.2009, 10:56) *

Видно, что они родились из осмысления прочитанного, а не из огульного его отторжения.

Конечно, Светлана. Этим вопросам - несколько нет, некоторым чуть ли не более десяти лет.


И они мною остро переживались мною ещё тогда. Заподозрить меня в огульном охаивании и отторжении - поставить себе фильтры, которые точно не помогут, а то и помешают искать информацию и форму ответов.


Не думаю, что вопросы эти только мои. Так что Светлана, ждём, и ждём с нетерпением! smile.gif

Svetlana
Управилась раньше вечера. Поэтому, не откладывая в долгий ящик, поделюсь. smile.gif
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 15.2.2009, 21:13) *

Спасибо, Светлана, и вот наконец мой первый настоящий вопрос.

Почему - "чувствующие"?

Этики - чувствующие.

Странно.

"Чувствующие" - термин самого Юнга. От него в отечественной науке отказались как раз во избежание вульгарных трактовок, вроде таких: "логики не способны чувствовать" (или "этики не способны мыслить").

О корректности соционического термина "этика" тоже можно спорить. Либо просто принимать к сведению, что к этике в общепринятом значении этот термин имеет лишь косвенное отношение. (Ну, просто, видимо, ничего лучше не нашлось, а этот - уже прижился).

В соционике термин "этика" объединяет способности людей к оценке информации по эмоциональным или морально-нравственным шкалам (точнее, системам оценки). Иными словами, эта оценка основывается на таких примерно критериях:

хорошо - плохо,
нравится - не нравится,
принимаю - не принимаю,
люблю - не люблю,
весело - грустно,
дружелюбно - враждебно,
морально-аморально
и т.п.
(при всем богатстве промежуточных и комбинированных вариантов smile.gif).

В отличие от этики (в соционическом смысле) логика (в том же смысле) оценивает информацию, основываясь на критериях:

правильно - неправильно,
истинно - ложно,
справедливо - не справедливо,
целесообразно - не целесообразно,
выгодно - не выгодно,
рентабельно - не рентабельно,
эффективно - не эффективно,
и т.п.
(и тоже - при всем богатстве вариантов smile.gif)
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 15.2.2009, 21:15) *

У меня, конечно, свои классификации, и у меня есть "люди дела" и "люди отношений".


В ту же кассу. В соционическую. smile.gif

Добавьте к Вашей классификации "людей закона" и "людей настроений". (Вы их наверняка тоже наблюдали в своей практике). И получите из "людей дела" + "людей закона" группу логиков. А из "людей отношений" + "людей настроений" - группу этиков.
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 15.2.2009, 21:19) *

Сенсорики, ясно - канкретные люди. Братки как правило, были сенсориками, как я понимаю.

Не обязательно. smile.gif В разных социальных средах есть люди разных типов. Среди "братков", например, встречались и те, кто только "стращал", запугивал, "накручивал", "разжигал" агрессивные настроения - словом, нагнетал страсти до нужной кондиции (то есть "вываривал" эмоции во времени). И это могли быть этические интуиты.
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 15.2.2009, 21:19) *

Светлана, нельзя ли привести примеры литературных героев (или из фильмов) - и обосновать, почему они таковы или таковы. Хотя бы на уровне "более" и "менее", то есть, герой с более выраженными чертами сенсорика и герой с более выраженными чертами интуита.

Да, пожалуйста.

Сенсорики: Евгений Леонов, Олег Табаков, Михаил Ульянов, Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Владимир Высоцкий, Вячеслав Тихонов.

Интуиты: Олег Даль, Александр Демьяненко ("Шурик"), Дмитрий Нагиев, Билл Гейтс, Кристина Орбакайте, Пьер Ришар, Андрей Мягков.

Обосновать на уровне "более-менее" в рамках виртуального мастер-класса, боюсь, не получится. Не хватает преимуществ живого тренинга, где всю сумму феноменов, на которые нужно обращать внимание, можно просто показать и прочувствовать в реале - через общение с людьми разных типов, через открытие и узнавание описываемого в себе. Всё, что я могу предложить в вирте - попытаться поймать то общее, что объединяет этих разных людей, схватить эту связь хотя бы на интуитивном (трудно вербализируемом) уровне.
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 15.2.2009, 21:28) *

Правильно ли я понимаю, или я ошибаюсь - "сенсорики" и "интуиты" - это термины для определения типа поиска доказательств человеками? Сенсорикам нужны конкретные доказательства, а интуитам они не нужны, интуиты витают в облаках, в матрицах, им можно наплести всё что нужно, лишь бы перед этим вызвать их доверие?

Не совсем. smile.gif Сенсорика и интуиция - это функции непосредственного восприятия информации. Они ее не оценивают (в отличие от логики и этики), они ее просто воспринимают - каждый своим способом.

Сенсорики - отслеживают малейшие изменения в пространстве, как во внешнем, так и внутреннем. Интуиты - улавливают изменения во временном потоке или на поле вероятностей (возможностей). Первые "опознают" информацию ощущениями, вторые - догадками, прогнозами. Почувствуйте разницу. smile.gif
Svetlana
Что касается аргументов, то сенсорики действительно больше доверяют конкретным аргументам, которые можно "взвесить" и "пощупать".
Интуиты же умеют добывать недостающую информацию и "между строк", "угадывать мелодию по двум первым нотам". smile.gif
Svetlana
По поводу доверчивости "витающих в облаках" интуитов, и вообще - о предрасположенности к восприятию "лапши на уши" smile.gif.

Интуиция и сенсорика тут не причем. У каждого типа есть своя "ахиллесова пята", по которой он болезненно не экспертен, но и болезненно недоверчив. И у каждого есть своя суггестивная функция, готовая радостно заглатывать эту "лапшу", не прожевывая. И та, и другая функции - слабые, одномерные, не экспертные.

Соционика учит принимать это как данность. В первом случае - не переоценивать своих способностей по болевой функции, реально оценивать свою уязвимость по ней, и уж тем более - не принимать решений, основываясь на одной только информации от этой функции. Во втором случае - быть более осторожным и внимательным при приеме информации соответствующего свойства.

Правда, это уже сведения из последующих курсов. А мы еще с базисом не разобрались. Боюсь опять внести путаницу.
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 15.2.2009, 21:29) *

Я считал себя всегда больше интуитом, но во времени совершенно не ориентируюсь.

Александр, а что для Вас – "ориентироваться во времени"?
Быть пунктуальным - или быть своевременным (оказываться в нужном месте в нужное время)?
Svetlana
Цитата(Александр Вакуров @ 15.2.2009, 21:35) *

Мне всё больше кажется разделение, который сделал Юнг - не главным. Вон, энелпишники наделали "метапрограмм", и - вон какие молодцы, этих метапрограмм более пятидесяти у них описано.

И не только энелпишники. Существует множество типологий, построенных на разных критериях, или вовсе без всяких критериев. Причем в описании самих различий многие из этих типологий перекликаются. Что подтверждает только то, что наблюдаемые различия объективно существуют.

Отличие соционической типологии - в том, что в этом море наблюдаемых различий выявили некий общий принцип, закономерность, увязывающую весь этот хаос в стройную систему.

Те же признаки Рейнина - это вовсе не результат праздного размножения "сущностей". Это следствие все тех же закономерностей, где каждый признак является комбинацией каких-то других признаков. Это примерно как в математике, когда правильность решения задачки на умножение можно проверить путем обратного деления. В практическом смысле это добавляет инструментов, повышающих точность определения типа в целом. Например, если какой-то признак слабо проявлен, не развит (в силу индивидуального опыта), то его можно проверить через другие признаки.

Ни в одной другой типологии этой математической стройности и взаимопроверяемости признаков нет.

Что касается того, главное или не главное разделение обнаружил Юнг - время рассудит. Во всяком случае, в самой соционике четыре юнговских функции интуиции/сенсорики/логики/этики привязаны к критериям расслоения информационного потока на аспекты времени/пространства/материи/энергии очень красиво. Все остальное - уже вычисляется из этого. (Или это - вычисляется из всего остального smile.gif)
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.