«Скандинавская мифодрама: путешествие по мирам скандинавской мифологии»Леонид Огороднов
В этой статье описано развитие мифодраматической группы, действовавшей на протяжении восьми месяцев в городе Москве и ее окрестностях. Путешествие продлилось 8 месяцев, всего в путешествии приняло участие 26 человек, в том числе четверо детей от 11 до 18 лет. И еще одна малышечка посетила первые 8 занятий в утробе мамы, после чего благополучно родилась. Полный цикл прошли 3 человека.
Эта работа, хотя и озаглавлена моим именем, на самом деле представляет собой плод коллективного творчества нескольких людей – участников нашей группы. Вот имена моих соавторов (публикую с их согласия): Эмиль, Лиля и Илья Вяткины, Эльвира Син, Галина Елисеева, Елена Николаева, Дин Пак, Зоя Чиграй. Я очень благодарен этим людям и другим участникам цикла. Особая благодарность Эльвире Син, выступившей организатором группы.
14-го сентября прошло девятое, завершающее занятие цикла «Скандинавская мифодрама: путешествие по мирам скандинавской мифологии» под руководством Леонида Огороднова. Путешествие продлилось 8 месяцев, всего в путешествии приняло участие 26 человек, в том числе четверо детей от 11 до 18 лет. И еще одна малышечка посетила первые 8 занятий в утробе мамы, после чего благополучно родилась. Полный цикл прошли 3 человека. Отчет ведущего и участников можно почитать в разделе «Мифодрама»: ………………………
Изначально я задумывал цикл так:
Основой скандинавского мироздания является Мировое Древо. В его кроне, стволе и корнях находится вся вселенная, в которой мы живем, вселенная, состоящая из девяти миров. Каждый мир населен существами, которые могут помочь или навредить человеку в его жизненных ситуациях. У каждого – свой характер. Став могущественными богами неба - асами, раскрепощенными богами земли - ванами, трудолюбивыми карликами или вспыльчивым великанами, участники мифодрамы соприкасаются с различными частями своего внутреннего мира и получают возможность по-новому взлянуть на свою жизнь. Благодаря универсальности мифологических сюжетов, каждый участник найдет в них мотивы, созвучные его ситуации, и сможет разобраться во взаимоотношениях с близкими людьми; облегчить переживание утраты; разрешить конфликты; принять трудное решение; развить творческий потенциал, ролевую гибкость и лидерские навыки, - и многое другое.
В мифодраматический цикл входят ролевые игры «Магический поединок скальдов», «Руническая магия», «Тинг», а так же психодраматическая работа с индивидуальными запросами участников.
Полный цикл мифодрам: «Путешествие по мирам скандинавской мифологии» рассчитан на 9 дней. (1 занятие раз в 3 недели. Каждое занятие – 8 часов, выходной день). Численность группы – от 10 до 30 человек.
Программа реализовалась так:
Занятие 1. 24 февраля 2008, клуб «Лествица», г Москва.
Мифодрамы «Миры» и «Рождение миров». Мы познакомились между собой, с пространством и с историей происхождения скандинавских миров.
Отзывы участников:
На мифодраму пришла, не имея конкретных ожиданий: была открыта к переменам, привлекало слово Целостность (могу быть очень разной, а хотелось обрести себя единую, гармоничную, целостную), пришла в доверии, до последнего момента была в раздумьях – и хотелось, и сомневалась.
На выходе: поняла, что была огромная проведена работа, несколько открытий значимых, которые затем уже в реальной жизни оказали влияние.
Пожалуй, самое сильное из приобретенного: нахождение своего мира, места откуда я родом – обнаружила что комфортно, стабильно и лучше всего чувствую себя именно в Ванахейме, готова была поселиться в Асгарде – но, однозначно, не Захотелось (хотя и полезно и нужно вроде бы). Теперь точно знаю, что важнее выбирать то, что хочется – это дает колоссальный и неиссякаемый ресурс. Все остальные роли потом отыгрывались, исходя из ощущений, которые получила в Ванахейме. Состояние изобилия и полноты жизненной повлияло на проявления в других ролях (если для кого-то в такой же роли были характерны агрессия или напряженность, то у меня - сожаление, грусть. Или уверенность что все закончится благополучно).
Т.о. зная свое место, откуда я, свою истинную сущность (Богиня плодородия изобильная и любящая) возможно (и получается) по-другому проявляться и в жизненных ситуациях, я знаю со мной всегда будет все хорошо, меня защищает и поддерживает мой мир, Рагнарек не для меня.
Ведущий Леонид Огороднов, не смотря на сложность материала (особенно для тех, кто ничего не знает о скандинавской мифодраме и/или не хочет глубокого погружения) –сумел сложные и глубокие вещи легко преподнести, при этом не упуская существенного. Посыл «Не заморачивайтесь, все пройдет хорошо» снял страхи. Умело тремя фразами ослабил напряжение, которое неизбежно при первой встрече в группе взрослых людей. Мастерство как ведущего и психодраматиста Леонида: при жестком контроле безопасности процесса, в полном доверии можно было отдаться происходящему, т.к. именно при таком внимании чувствуешь себя в безопасности, защищенным и хочется раскрыться, а не сопротивляться и закрываться.
Я поняла для себя, что мифодрама в исполнении Леонида Огороднова – безопасный, мягкий, комфортный способ глубоко работать над серьезными внутренними конфликтами, если же такой готовности нет, то можно по крайней мере для себя их обозначить и прояснить».
***
Сегодня вышел из метро (по дороге на работу) и обалдел ...... вокруг плотной стеной падал снег, крупными хлопьями, напоминая что все таки еще зима на дворе и пурга имеет место быть. Несмотря на ненастье и отсутствие шапки внутри меня возникло ликование - зима и снег, как это прекрасно )))) Порывы ветра, бросая пригоршни снега мне в лицо, только подзадоривали мой энтузиазм. Я прорывал стены ветра и снега, идя на работу. Но пройдя немного я вдруг обнаружил странные изменения в рисунке неба. Сквозь падающие хлопья отчетливо выступали разрывы облаков, обнажая небесную синиву. А вскоре и солнечный луч прорезал снегопад. Мда .... такой картины я еще не наблюдал. Но такое странное сочетание как нельзя кстати отразило мое настроение, которое так же менялось и наслаивалось друг на друга после Лениной мифодрамы.
Я как то даже не задумывался насколько мифы могут быть глубоко содержательными и целостными. Даже в каком то смысле системными. Что позволили мне открыть для себя один из важных вопросов "где я?". Хотя может дело не только в мифах, а сколько в способе их использования. Раньше все мои знания про мир викингов и их мифологию ограничивался фильмом "13 воин", ну и другими менее содержательными популярными описаниями. В общем, я впечатлился ..... даже пытался найти в сети рисунок мира "Ётунхейм". Во время мифодрамы периодически возникали вопросы, как личностного, так и философского плана. Одна из разновидностей психодрамы однако. Еще одно наблюдение - каждый из тех кто пришел смог взять ровно столько, к чему он был готов. Но судя по моим "открытиям" далеко не то, что ожидал )))) И хотя после процесса осталось легкое ощущения незавершенности, а может даже несерьезности - я то почувствовал еще там, какая работа мне предстоит с теми вопросами которые "открылись". А что будет дальше? Следующая мифодрама 16 марта. Приглашаю всех.
Фантазия рисует картину - на берегу скалистого берега сидит великан, изгнанный за ворота мира. Склонившиеся к горизонту солнце окрасила тучи в свинцово-фиолетовый цвет. А волны накатывая на берег не ведают печали и времени ......
***
Про мифодраму вообще, а скандинавскую в частности не знал ничего. Интересно было поучаствовать в драме: в каких ролях и как у меня получится проявится. Запросы с которыми пришел на первый день: хотел бы научиться общаться с родным братом на равных, иметь доверительные, уважительные, братские, близкие отношения. И оказалось, что не менее важны позитивные и открытые отношения с разными людьми.
Атмосфера была для меня очень комфортна и приятна, спокойна, я не чувствовал себя зажатым, не чувствовал себя оцениваемым. Поэтому легко общался с новыми людьми, мне это понравилось и мне было спокойно и радостно.
Наблюдая психодраму, я вспомнил похожую ситуацию в своей жизни, и понял, что не имеет смысла нести по жизни прошлые отношения с близким человеком, а стоит отпустить легко, спокойно.
В конце первого дня у меня создалось представление о взаимодействии миров и героев в скандинавских мифах.
После этого я увидел конкретный результат - с разговоре с братом я был спокоен, сдержан, а не как обычно агрессивным в ответ на его оценивающие интонации. Для меня было важным убедиться в том, что я могу не поддаваться манипуляциям.
***
«Мои о представления о психодраме и мифодраме до: психодрама - это метод групповой терапии, наблюдала показательную психодраму один раз, про мифодраму - читала и самостоятельно не разобралась, в голове не укладывалось мифическое мироустройство, застревала на именах богов и других действующих лиц
Чего ожидала от первого дня и от цикла в целом?
Было интересно разобраться, в чем особенность мифодрамы, как в процессе мифодрамы будет проходить психодраматическая работа, хотелось наконец-то получить ясное представление об устройстве и взаимодействии миров. Было интересно понаблюдать за работой ведущего именно в первый день - из собрания малознакомых людей каким образом и какая сформируется рабочая группа, хотелось побывать в разных ролях. Конкретного запроса не было. Формат полного цикла был для меня особенно привлекателен - возможность пройти все основные сюжеты в системе, и в процессе обрести целостность восприятия себя, восприятия мира
Личные запросы не были сформированы четко, хотя, когда выдвинулись кандидаты в протагонисты, мне была близка тема предназначения, пути (получила ответ по ходу мифодрамы, когда выбрала мир светлых альвов) , но особенно горячей для меня стала тема права быть самостоятельной в своей взрослой жизни . Специально не планировала в протагонисты выдвигаться, т.к. запрос, который был актуален, себе не решалась сформулировать до конца.
Кем ты была в 9-ти мирах, и как себя чувствовала? Как было быть человеком, живущим в именно такой системе миров (где есть еще 8)?
В 9 мирах я однозначно выбрала мир светлых альвов. И хотя надолго там никто и не задерживался, приходили за вдохновением, и в другие миры отбывали что-то творить, я себя там чувствовала абсолютно вдохновляющей, при своем деле, реализованной - причем остаться в этом мире мне надо было себе позволить, т.к. мир цвергов своим наличием меня поначалу укорял (надо работать, быть богатым и тп.) - вроде как приличнее было бы именно там мне сознательно остаться. Позволение открыто стать обитательницей Льёсальвхейма открыл для меня неиссякаемый источник энергии (один из запросов мог бы быть - как в себе генерировать энергию). И мне было радостно привечать каждого кто в этом мире появлялся и отпускала без сожаления.
Как было в Мидгарде - не помню, скучновато как-то у людей казалось
Кем ты была в мифодраме "Рождение миров", какие роли играла, какие особенно запомнились, что чувствовала/понимала?
В мифодраме «Рождение миров» первая моя замечательная роль - это корова, кормящая всех - Аудумла
Я могла бы быть в роли отдающей, кормящей Аудумлы веки вечные, моего изобилия хватило на всех - настолько это моя главная жизненная роль. Поменять роль совсем не хотелось - настолько была гармония в ощущениях и результаты вдохновляли - такие прекрасные, новые существа! И камень точно от меня бы и не хотел куда-ить деться – настолько нам было хорошо.
После роли Аудумлы я будучи мозгом Имира пережила страх уничтожения , страх неизвестности , страх перестать быть частью единого
А в следующей роли облака - под этим великим небом мне было легко и свободно, и если бы предложили рискнуть и уже бы не боялась во что-то еще трансформироваться . даже было бы интересно превратиться в звезд, у например, в радугу, во что-нибудь иное
Когда создавали людей и карликов а я была в роли Вё, которая наделяла деревья человеческими качествами – внешним обликом и речью. Мне было комфортно, уверенно, достаточно привычно, т.к. это очень близко к моей профессии, получила удовольствие от такой параллели
Что нового – в который раз оказалось важным свои дары не по умолчанию вручать, а обязательно, учитывая потребности (выясненные или предполагаемые), преимущества предложить, проработать возражения и уже тогда дары будут приняты с полным осознание для чего
Я была Одином на завершающем собрании богов и прочувствовала волной мере насколько тяжела шапка мономаха- все предрешено, тотальное одиночество и ответственность, все обсуждения уже напрасны - в глобальном смысле. Ощущала себя такой одинокой, громадной, над всеми, отстраненной и печальной
Т.о., мои роли в «Рождении миров» выстроились так: светлый альв - Аудумла - мозг Имира - облако - Вё - Один.
Смотрю на эту цепочку и вижу, что за первый день я прошла полный круг трансформации - от эфемерных светлых альвов (творческое начало, импульс) через Аудумлу, создающую живых существ (на физическом уровне). Пережив страх преобразования (мозги Имира в облачко), побывала в роли Вё - наделяющей уже человеческими качествами, которые из физических существа и делают Имира человеком. И завершение цикла, апофеоз- это Один, решающий единолично, ответственный за судьбы всех появившихся.
И впереди только Рагнарек
Самый первый и неожиданный и удивительный результат - по завершении мифодрамы та самая сложная схема мироустройства в скандинавских мифах оказалась ясной, логичной, связанной. Я умудрилась таки в конце дня достаточно внятно представлять кто и какие миры населяют, и в каких отношениях находится.
Что это все дало тебе по жизни
На сегодня - мое разрешение быть с чистой совестью в мире светлых альвов, практически там поселиться, теперь генерирует во мне энергию ( упадки сил гораздо реже и с меньшей амплитудой), дало неожиданное желание поработать как цверги (как только ушло Надо)
Я поняла, что если мне нравится быть в роли отдающей, взращивающей Аудумлы, то и надо этим наслаждаться, а не пытаться следовать чужим примерам.
Эти открытия были для меня совершенно неожиданными.
А еще безотлагательный практический эффект: убедившись что мой выбор (при определении своего мира) действительно оказался единственным правильным и был основан только на ощущениях "мне здесь хорошо", в реальной жизни проверила как это работает - все 4 концерта сидела на лучших местах партера в КДС (3 ряд, центральный проход), чем вызывала восхищение и ...разные другие чувства многочисленных присутствовавших при сем знакомых

»
***
«Что ты знал(а) о мифодраме и о психодраме до начала действия?
Чего ожидал(а) от первого дня и от цикла в целом?
Разобраться, что такое мифодрама. Почему именно скандинавская?
От цикла в целом: подошло время курсов повышения квалификации в моей медицинской профессии, да и в бизнесе затишье – без нервного напряжения и без выдающихся результатов. Хочется понять для себя: где же моё? Если в медицине, надо думать, как сочетать это с семьёй. Если в бизнесе, то как без бешеных усилий (это было раньше) и с лёгкостью иметь лучшие результаты.
Были ли какие-то личные запросы. То есть, если бы это была не мифодрама, а психодрама, то готов(а) ли бы ты был(а) выдвинуться в протагонисты, и какова была бы твоя тема ?
Тема: как общаться с ребёнком, чтобы избежать повторения родительских «ошибок» (а может, это и не ошибки вовсе).
Кем ты был(а) в 9-ти мирах, и как себя чувствовал(а). Как было быть человеком, живущим в именно такой системе мира.
Я была в мире людей, альвов и Муспелльхейме. Изначально хотела в Льёсальвхейм, но в Миргард тянули ежедневные заботы. К тому же, мне хотелось подпитаться энергией в мире огня, чтобы разобраться в мире людей со своими родственниками. В итоге мне было очень комфортно в мире светлых альвов, я как будто поднялась над ситуацией. Вообще, в Льёсальвхейме нет никакой суеты, очень комфортно.
В Асгард осознанно не хотела – потому что там контроль и ответственность, на данный момент это совсем не то, что мне нужно.
9 миров как техника обязательно заканчивается в Мидгарде. Как тебе было там, притом, что существуют еще 8 миров.
Я бы с радостью приняла участие в драме по библейским сюжетам. И мне не удалось абстрагироваться от христианской модели. Существование других миров меня нисколько не напрягало, потому что есть вещи, которые стоит просто принять. Правда, мне было интересно, как живут в других мирах.
Я была первой женщиной, родившейся из подмышки Имира.
Эта роль была мне вполне комфортно. Приятно быть родоначальницей.
Хотелось поменять роль? Нет. Попробовать и другие – да, но не поменять.
В чем результативность, как ты сейчас оцениваешь?
Я отследила, что занимала довольно инертную позицию. Могла бы посоветовать Бури изобрести какой-нибудь новый способ родить, но мне понравилась возможность быть причастной к рождению 2-х родов-великанов и асов, и я просто не стала ему ничего другого советовать.
И ещё я была против отгораживания от «родственников» - асов, которые «всё забирают у великанов», по словам первого мужчины, также рождённого из подмышки Имира.
Я была веками Имира, ощущала себя частью целого, мне было очень хорошо. И не хотелось ничего менять. Особенно потому, что моего мнения – хочу я изменений и каких именно, или нет- никто не спросил.
Когда я стала оградой - Не самая приятная роль. Радовало то, что я не исчезла, а моя жизнь продолжилась, хоть и в другом облике. Не радовало то, что я кого-то от чего-то отгораживаю. Я, надо сказать, очень не люблю конфликты и любое противостояние.
Я бы трансформровалась наверное, в облако, которое видит всю картину целиком и никому ничего не должно.
Когда создавали людей и карликов я была Червём под землёй, которого «превратили» в карлика. Червём было вполне интересно.
Нового - Возможность видеть, создавать, накапливать.
Затем я была богиней с молодильными яблоками.
Было много вопросов: кого я могу «омолаживать»: только богов или людей тоже? И вообще, боги старятся или нет? В зависимости от этого, насколько я могу влиять?( на продолжительность существования мира). Богом быть приятно. Несмотря на ответственность. Возможно, я сделала бы что-то по –другому, не как Один.
Ок, итак, (светлый альв – первая женщина – веки Имира - ограда- -богиня). Найди логику
В ощущениях, чувствах, смыслах
Сейчас я, в первую очередь, кормящая мама, у которой первый ребёнок пошёл в 1-й класс, а второму 7 месяцев. Очень чётко увидела: старалась отстраниться, роли выбирала исключительно второстепенные, чтобы не надо было вершить судьбы мира.
По прошествии некоторого времени я поняла, что нахожусь в каком-то очень ранимом состоянии. Возможно, для меня на данный момент экологичнее и комфортнее была бы индивидуальная работа с психологом. К тому же, я себя совсем по-разному ощущаю каждый месяц, это связано с развитием малыша, а потому меняются мои вопросы – на какие-то сама нахожу ответы, какие-то просто отпадают после того, как стало удаваться поспать ночью. Ещё я поняла, что нам с мужем стоит посещать эти занятия порознь: он мешает мне, я – ему.
Хотелось бы, в идеале, проконсультироваться с Леонидом, кому из нас куда нужнее, т.к. я не знаю всех тем цикла.
С задачами 1-го дня справилась. Интересно было участие в психодраме по поводу детей, для себя прояснила на данном этапе вопрос со своими ролями контролёра и поддержки в отношении своей дочери».
Занятие 2. 16 марта 2008, клуб «Лествица», г. Москва.
Мифодрамы «Жертвоприношения Одина: обретение знания» и «Волосы Сив: обретение контроля».
Верховный бог Один принес себя в жертву самому себе и получил руны, а с ними - возможность предвидеть и изменять будущее. Злокозненный Локи совратил жену могущественного Тора, и ради того, чтобы избежать кары, добыл в подземном мире цвергов волшебные предметы.
Отзывы участников:«Внезапно свалившееся начало весны, пригожими деньками насторожило растительную живность. И деревья и кустарники, растопыря свои ветки, до конца не веря, что весна началась, готовы взорваться молочной зеленью.
В изумленном ожидании нахожусь и я, вспоминая прошедшие две мифодрамы. Если задавать себе вопрос, а что объединяет их, то наверное я в первую очередь бы выделил свою некую оппозиционную отстраненность и даже нежелание активно что либо решать-менять. Пытаясь во всех ролях находится в состоянии внутреннего равновесия, я даже раздражался когда кто-либо пытался изменить текущее положение. Что это может быть? Страх нового? Обнаружение комфортной устойчивости - такой ценной и нужной. И, конечно, явное нежелание что-либо менять.
Еще одно явное замечание по прошедшей мифодраме. Хотя может это не только к ней имеет отношение. Я обратил внимание, что мне все сложнее и сложнее выражать свои мысли. Нужные слова не находятся. Фраза строится с большим трудом. Из того что я хочу и могу сказать, вслух получается жалкий лепет, причем крайне незначительная часть от прожитого.
Очень интересная будет следующая часть - война асов и ванов. Всех приглашаю. Если наберется 25 человек, то Леня сможет провести интересную игру. Так что особо ценно будет для любителей всего неординарного. Будет это через недельку - 6 апреля.»
Заметки ведущего:
Поразмыслил я тут над итогами второго дня мифодраматического цикла, и придумал, как можно улучшить нашу работу.
Отныне я буду всякий раз без устали объяснять выстраданное на мифодраме о Локи и волосах Сив понимание, что мифодрама – это такая инсценизация мифа, при которой задается лишь общая канва, которую участникам нужно соблюдать. Все остальное – а именно, решение о том, каким образом получилось именно так – все это целиком зависит от спонтанности участников. Например, есть событие: «Локи совращает Сив и отрезает у нее волосы» - это канва. А уж решение о том, как он ее соблазняет и зачем отрезает волосы – это задача участника. Роль ведущего сводится к тому, чтобы уточнять мотивы участников, но ни в коем случае не выступать экспертом о том, как надо играть роль. Мне это казалось само собой разумеющимся, оказывается, я ошибался.
Далее, принципиальная вещь. Две мифодрамы в один день – это слишком много, это не переваривается. Посему отныне будет одна мифодрама в день, остальное время мы будем посвящать психодраматической работе и структурированным, скандинавским же упражнениям и ролевым играм, кои я обязуюсь разработать.
Участникам группы – два дополнительных задания. Теперь всякий раз перед группой я буду вывешивать здесь (а Эльвира – отправлять рассылкой) текст соответствующего мифа, его нужно прочитать и осмыслить ОБЯЗАТЕЛЬНО. Текст будет достаточно коротким, но мне нужно, чтобы участники заранее представляли себе возможные роли и сцены. Это нужно для того, чтобы роли выбирались и игрались органичнее.
Второе задание – вам будет нужно СЕЙЧАС вспомнить и записать все роли, которые вы играли в течение этих двух дней, и в дальнейшем их записывать. Подумайте, какую внутреннюю логику имеет именно такая последовательность ролей для вас. Это нужно для того, чтобы каждый участник понимал, где в пределах цикла находится группа («мы»), и где нахожусь «я».
И еще одна очень важная вещь для тех участников, кто был у меня клиентом на индивидуальной терапии. Вспомните, насколько в ней важен контракт с терапевтом. Так вот, в мифодраме аналогом такого контракта выступает четкое осознание вами личных целей, с которыми вы пришли на группу. (Предупреждаю, цели вроде «Интересно посмотреть» - не катят). Что вы хотите получить для себя сегодня? Я всякий раз буду спрашивать вас на утреннем круге об этих целях. Не обязательно рассказывать о них, но очень важно, чтобы они сознавались.
Да, ну и прошу всех, у кого нет ЖЖ, завести его, или хотя бы следить за информацией, размещаемой здесь:
http://community.livejournal.com/scan_mythodrama/ Вопросы и комментарии приветствуются. До следующей встречи. ЛО
Занятие 3. 6 апреля 2008, клуб «Лествица», г. Москва.
Мифодрама «Война асов и ванов: построение границ». Первое война в истории развития мира. Во второй половине дня состоялась клиентская психодрама.
Впечатления участника:Бывает так, что только отойдешь, как хочется оглянуться ..... чтобы проверить, а туда ли иду.
Прошло 3 мифодрамы. На прошлой мы начали вспоминать, а что было.
Попробую разложить по порядку. Может найдется что-либо общее.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
1.Древо миров.
Я выбрал Йотунхейм. Мне понравилось здесь находиться. Поскольку я не согласен с тем мироустройством, которое было предложено. К тому же, как мне показалось это место созерцания. Я могу вспомнить о былом, задуматься об истином мироздании и не быть в состоянии выбора между Асгардом и Хель.
Прогулялся еще меж двух миров - Лайсальвхейм и Ванахейм. В первом мне показалось очень зыбко, но интересно, во втором здорово, но опасно потерять разум. Так что вернулся в Йотунхейм.
Мир Йотунхейм (я не художник, как уж получилось)
2.Сотворение мира.
Был я Имиром и держался за корову Аудумлу - боялся провалиться в бездну.
Потом я был Инистым великаном, который родился из подмышки. Тут меня ждали одни разочарования. То сестру забрали злой Бур, то потом его сын Бор дочь. Всех женщин поотнимали.
После этого я стал черепом Имира, которого разодрали сыновья Бора и сделали из него небосвод. Находясь в роли небосвода, я ощутил все происходящее подомной (внутри) как что-то паразитическое.
3.Совет богов.
Я был Тюром. Наблюдая за спорами богов, о том как бы сделать так, чтобы больше людей померло с мечом в руке (для пополнения войска). Мне показалось это все недостойной мышиной возней. Мысль была такая: "Все о благе своем печетесь. Хотите получить гарантированное преимущество. А о выборе самих людей никто и не спросил."
4.Сотворение людей.
Я был деревом из которого сотворили человека. Желания становиться человеком не было ваще. Но как всегда за меня все решили, что так для меня будет лучше. Я возмущался, но активно не протестовал - в какой то момент стало пофиг.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
5.Древо жизни.
Я был драконом. По сценарию через белку я должен был ругаться с орлом, который сидел на противоположном конце дерева. Меня смешила эта ситуация. Орел на другом конце. Мне на него абсолютно все равно. Он че то там качает права. Даже пытался угрожать. Это совсем меня развеселило.
Мне было там удобно. С одной стороны источник нескончаемый, из которого питался один из корней Иггдрасиля. С другой стороны тот же корень я подгрызаю. И хоть не делал ничего полезного, я чувствовал, что жизнь удалась ))))))
Правда потом приперся Один с явным намерением искупаться в источнике. Мне то конечно было пофиг, но я был на его пути и захотел чего нить с этого поиметь. А Один ничего не предложив толкового попытался искупаться втихаря, что меня разозлило.
Немного побыл Иггдрасилем, на котором повис пригвоздивший себя Один. Но ничем особо мне эта роль не запомнилась.
6.Волосы Сиф.
Я был карлом Эйтри, братом Брокка. Больше всего в этой роли мне запомнился наш конкурент - Ивальди. Ловкость Локи, который нас развел на три ценных вещи и слабую реакцию богов. Типа мда ...... понаделали карлы фигни всякой ..... ну вот Эйтри вродь получше, но все равно как бижутерия. Даже потом, когда поймали и зашили рот Локи, все равно удовлетворения не получил.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
7.Война асов и ванов
Я был асом. Ну и занудный же народец. Кругом сплошь установки и правила, причем никто толком не знает зачем они. Когда пришли меня соблазнять - был согласен сразу. Лишь бы свалить. Но правда потом, во время переговоров желание пропало. Быть там, где народ ваще головой не думает, а только туда ест меня не прикололо. Но все же по замыслу я попал туда в качестве мудреца. Ощущение было, что не надолго. Так потом и оказалось (когда я прочел, что мудреца они и порешили).
По идее, взглянув на все эти события, надо бы сделать вывод. Да вот только голова не соображает. А потому выберу такое решение - думать не буду. Завтра схожу на "Мед поэзии", там и подытожу.
Впечатления ведущего:
«День третий, что было:
Решетка Келли для миров
«Пятнашки» в качестве разогрева
Мифодрама «Война асов и ванов»
Анализ ролей участников за три мифодрамы
Разогрев с конунгом, ищущим «дорогу жизни»
Психодрама с протагонистом
Решетку еще проанализирую, повешу результаты.
Пятнашки – они пятнашки и есть, группа на удивление быстро справилась с заданием. Видна сплоченность и высокий уровень доверия, впрочем, он был виден и до того в социометрии. Жаль, что не сделал, как хотел, этот разогрев с использованием скандинавских имен, но не суть.
А, впрочем, это можно исправить. Ниже будет висеть список скандинавских имен – мужских и женских, с объяснением, что они означают. Из списка, кто хочет, может выбрать себе имя, наиболее точно отражающее его (ее) суть, - как оно есть, или как бы хотелось. Затем нужно выбрать мужское имя – имя отца (опять же по тем же критериям) – это будет фамилия, она же – отчество (что для скандинавов – одно и то же). Мужчины к имени отца добавляют «-сон», что значит «сын», женщины – «-дОттир» (дочь). Следите как за смыслом, так и за созвучием. Ударение в скандинавских языках обычно падает на первый слог. Пример: я когда-то выбрал себе имя «Траусти Бьёрнсон» в качестве литературного псевдонима. (Для женщин для благозвучия может появляться разделительная –а, например: Бьёрнадоттир). Можно создать несколько сочетаний на разные случаи жизни.
«Война». На мой взгляд, пик энергии был в подгруппах, реже – во взаимодействии. Судя по отзывам, там же были получены основные ресурсы. Двуединая Гулльвейг отработала действительно как один человек, участники были взаимозаменяемы. Примирение было несколько халявное, но это уж как получилось. Статью о войне асов и ванов, как всегда, вывешиваю (на этот раз - кроме содержания, которое уже висит).
Анализ ролей затянулся на час, вместо обозначенных 25 минут, лично меня это радует, я вижу в этом признак того, что идет поиск пресловутой «целостности». Впрочем, как я уже сказал на группе, я вижу задачу не в том, чтобы ее немедленно ее найти, а в том, чтобы запустился механизм ее поиска.
Разогрев с конунгом – тут спасибо Эмилю, а то копались бы до вечера
О психодраме скажу только, что все три потенциальных протагониста заявили очень близкие темы, связанные с работой с границами.
В целом – я доволен тем, что на третьем занятии нам не пришлось скакать галопом по Европам, было время и на действие и на вдумчивый анализ. В результате, было ощущение «сквозного действия» от начала до конца, действия, связанного с темой построения внутренних границ и отстаивания внешних.»
Занятие 4. 27 апреля 2008, клуб «Лествица», г. Москва.
Мифодрама «Мед Поэзии: восхождение к творчеству», тренинг креативности.
Анонс ведущего: Следующий мифодраматический день обещает быть очень насыщенным, поскольку предстоит мифодрама «Мед Поэзии» и тренинг креативности на основе скальдического стихосложения.
Мед Поэзии – это напиток, выпив который каждый становится скальдом (поэтом) или ученым. Что, в принципе, одно и то же, поскольку быть хорошим поэтом в древней Скандинавии было невозможно, если ты не ученый. Миф повествует о происхождении Меда Поэзии. Он длинный, поэтому настоятельно рекомендую ознакомиться с ним в ЖЖ-сообществе.
В цикле этот миф занимает особое положение, поскольку действие связано с максимальным числом миров – пятью. В логике цикла он продолжает миф о войне асов и ванов. Способность творить – это естественный результат мирового соглашения, заключенного между богами.
Скандинавские стихи (висы) очень специфичны и напоминают собой скорее ребус, чем стихи в нашем понимании. Однако эти «ребусы» применялись в самых что ни на есть практических целях – ослабить противника во время поединка, завоевать любовь прекрасной дамы или принца, заслужить благосклонность конунга (правителя) и проч.
Тренинг представляет собой, с одной стороны, практическое изучение правил стихосложения, с другой – позволяет научиться выразить свои мысли и чувства в чеканной форме скальдического стиха. Мы также потренируемся в умении понимать иносказание. В завершение тренинга, думаю, мы устроим соревнование скальдов.
Краткий видеоотчет о мифодраме: http://www.akado.com/science/human/2008/04/29/mifodrama/ Автор – Снежана Шабанова
Отзывы участников:«Удивительное дело .... только недавно отметил, что болезнь у меня редкий гость, как на тебе. После последней Лениной мифодрамы, прям как напасть ..... сперва голова разболелась, потом глаз начал гноиться. Ни дать ни взять происки Одина ))))) Уже представил себе себя самого больного в мире карлсона. Собрался с мыслями чтобы пожалеть себя неподеццки. Но не тут то было. Глаз хоть и слезиться, но как то меньше. Голова хоть и раскалывается, но как то извиняюче ..... Вощем не дают затупить.
А раз так, то маленькое замечание по результатам Меда поэзии. Хотя сам мед помню смутно - чавой то голова не на шутку там разгулялась. Зато очень хорошо помню утренную ремарку Ленину. Когда я отметил, что на протяжении всех мифодрам у меня наблюдалось стойкое неприятие Асов. Леня спросил - а как проявляются мои родительские качества, потом еще спросил как складываются мои отношения с родителями. Вот тут то все наверное и началось. Хотя есть еще версия, что вопрос к Квасиру был не корректный, и его ответ был не ответом, а уходом от ответа.
Было еще одно интересное наблюдение - роль подлых карлов. Во время этой роли не покидало чувство, что никто карлов не понимает. Все озабочены только собой. А карлы что - рыжие? Все древо миров состоит из разрозненных кланов не желающих слышать друг друга. Все что объединяет - договора, условности, зависимости. Становится понятно, почему Рагнарек неизбежен.
***
«Вопрос к Квасиру: Скажи, пожалуйста, о Мудрый Квасир, как принимать решения - исходя из желаний или необходимости?
Мудрый Квасир отвечает:
Дети ветра резвы
Рьяно реют гривы
Пыль копыта быстры
К небу поднимают
Глаз косит лиловый
Путь не разбирая
За езду лихую
Бездна есть возмездье
Лишь бразды с уздою
Кожи и железа
С птиц полей полетом
Совладать помогут
Но таит угрозу
Грубость рук: погибнет
В пропасти унынья
Тот кто остановит
Хоть на миг движенье
Грань тонка искусства
Где возница правит
Чуткий и умелый
Хватит ли смиренья
Мудрости и силы
Эту грань нащупать?
Нет Пути иного»
Занятие 5. 11 мая 2008, клуб «Лествица», г. Москва. Мифодрама «Похищение Идунн». Во второй половине дня – две клиентских психодрамы.
Впечатления участников:
Вкусен утренний глоток свежего воздуха. Запах цветущей черемухи добавляет томность и тягучесть. Но утренний шаг бодр и весел, несмотря на то что понедельник и ващето после трех выходных. К обеду уже разморило. Прогулка до местной харчевни давалась уже через усилие. Атмосфера наполнилась ожиданиями грозы или хотя бы дождя. Но в любом случае прогноз обещает, что этот навалившийся зной ненадолго.
Вчера было проще. Вчера была 5-я мифодрама из цикла. В очередной раз скажу - Леня мастер. В этот раз я решил выступить в более активной роли - Локи. Нас было двое. Вот что значит быть двуличным ))))) Но тем не менее из роли Локи он не выглядит полным придурком или прохвостом. Просто в жизни всегда возникают разные вопросы и способы решения. Иногда удачные, иногда нет. А количество вопросов зависит от качества жизни. Чем больше ты здесь и сейчас, чем больше ты реагируешь на действительность - тем больше различных узелков для распутывания. Вот только после всех перепетий яблок есть не хотелось )))
Потом была психодрама. Несмотря на то, что я много раз был у Лени, я первый раз был протогонистом. Рассказывать про что было не буду ...... В итоге получил ресурс - Карлсона. Что делать с ним, пока не решил. Бегать по крышам занятие интересное, но не всегда возможное ))))) Кроме ресурса психодрама решила заданный мой запрос, но и добавила вопросов. Раньше они только ощущались и намечались, а теперь стали явными и заметными. Есть над чем работать ))))
Каждая наша встреча становится все насыщеннее и душевнее. А посему приглашаю на следующую, которая состоиться 1 июня.
***
«Мне тут на днях попался материал про Льва Термена, более всего известного как изобретатель терменвокса.
Термен родился в 1896г., а умер в 1993. К 100-летию Термена вышла книга - оспоминание о нем, написанная его другом:
Что любопытно: в 1993г. Термен был в Гааге, в Королевской консерватории Нидерландов, где играл на терменвоксе, а на досуге предлагал руку и сердце некой голландской художнице. Девушка, правда, в Россию не поехала, видимо, не поверила своему счастию.
По мнению автора книги, секрет молодости и долголетия Термена (те самые яблоки) - в творчестве, в том, что он всю жизнь занимался любимым делом, что бы там ни происходило вокруг.
Данная гипотеза о происхождении молодильных яблок отправляет нас к предыдущей мифодраме "Мед Поэзии", хотя в первоисточнике мед вроде бы к яблокам никакого отношения не имеет...»
Комментарий ведущего: «Термен шутил, что если его фамилию прочитать наоборот, получается "не мрёт", вот и секрет долголетия.
А яблоки и Мед - это мифологически почти одно и то же. В скандинавской мифологии это подчеркивается тем, что хранитель меда Браги и хранительница яблок Идунн - муж и жена. Если ты этого не знала, то твоей интуиции можно позавидовать. Сравни с мнением исследователя: "В древнеиндийской мифологии существует напиток "амрита", обладающий одновременно свойствами "меда поэзии" и оказывающего омолаживающее действие. По предположению современных исследователей, на скандинавской почве некогда единый миф о священном напитке..., оказался расщепленным на два мифа..."
Впечатления ведущего:Итак, экватор пройден.
Поскольку мифодрама "Похищение Идунн", составившая содержание 5-го дня, в книгу не входит, изложу тут свои соображения.
Мне казалось, что миф описывает переживания асов, впервые после создания мира и войны с ванами столкнувшихся с трудностями - обнаруживших , что они не бессмертны, и их существование зависит от яблок Идунн. Трудности эти на группе были выражены прекрасной догадкой - Тьяцци спер яблоки затем, чтобы асы поумирали сами и попали в Хель. Таким образом Рагнарёк был бы предотвращен, и мир выглядел бы так, как нужно великанам. В психологическом плане переживания асов сопоставимы с переживаниями людей при кризисе 30-ти лет, когда человек осознает, что время - это ресурс ограниченный.
В принципе, тема смерти доминировала, но вылезла она совсем не с той стороны, откуда я ждал. Незначимый, как мне казалось, аппендикс в виде истории Скади оказался самым важным в динамике, что было отражено на шеринге. (Кстати, я сейчас читаю очень интересную книгу Энн Шутценбергер, так она шеринг называет "эхом группы". Впредь буду именовать его так же - очень точно и по-русски). Вообще, зазвучала скорее даже не тема смерти, а тема отношений с предками. Она просвечивала как в мифодраме, так и в обеих последующих психодрамах.
М/ж отношения тоже играли, навеянные историей Скади. По-моему, это должна быть отдельная мифодрама про то, как женщины выбирают мужей, и к чему это приводит. Скади и Ньёрд, кстати, затем развелись, поскольку она не могла жить у моря (ей мешали крики чаек), а он - в горах (ему мешало завывание ветра). Они попробовали жить 9 дней у нее, 9 дней у него, но так ничего и не получилось. Однако детей они прижили.
Эксперимент с предворяющим мифодраму обсуждением сюжета себя оправдал, как мне кажется. Я опасался, что после такого обсуждения группа потеряет в спонтанности - этого не произошло. Плюсы - в большей осмысленности игры.
Присутствие большого числа новичков меня несколько настораживало - как оно будет с безопасностью. Но, в целом, обошлось, о чем свидетельствуют две заявки на весьма болезненные темы. Низкий поклон протагонистам. Порадовал также сильно заморский гость, отлично въехавший в тему (говорит, что опыта групповой психотерапии у него нет, но я ему слабо верю).
После группы доходят слухи о возникших вопросах. Господа! Все вопросы надо обсуждать на группе, а не шушукаться по углам.
До новой встречи 1-го июня. ЛО
Занятие 6.1 июня 2008 года, клуб «Лествица», г. Москва. Мифодрама «Путешествие Тора и Локи в Утгард: осознание ограничений».
Отзывы участников:Странная погодка нынче. Как в анеке - "вот такое вот фиговое лето" ))))) Хотя днем мне удалось застать немного солнца и что меня поразило - запах шашлыка. Несмотря на то что я был после обеда, запах будоражил и будил память и все радостные моменты, которые связаны с этим запахом.
А еще я вчера отметил про себя легкость и некую безмятежность. По ощущением похоже на скольжение вдоль гладкой поверхности. Ассоциативно - серфинг по волне (ни разу не пробовал)
Но это все вступление. Суть то про шестой (если не ошибаюсь) день мифодрамы и коллективный поход в мир великанов - Утгард. Путешествие мне было по кайфу. Не скажу, что наслаждался, но было приятно. Но похоже в таком настроении находился только я один. Под конец занятий общее состояние было сродни заблудившимуся в тумане ежику. Или же мне все это показалось.
На следующей мифодраме народ без меня рванет на экскурсию в Хель. Жаль, что пропущу. Но хотелось бы услышать отклики, что бы знать на какой номер автобуса я опоздал )))))
UPD: В воскресенье выбирая себе ножичек для поездки на Алтай, я наткнулся на марку "Асгард". Производят эти ножи в Москве, вроде из хорошей стали. По крайней мере мне они понравились ))))
***
Вспомнился один эпизод.
Есть у меня один знакомый любитель игры в нарды. Когда нет партнеров, играет сам с собой. Как-то я почти что в шутку спросила, кто выигрывает. И услышала вполне серьезный ответ:
- Тот, на чьем месте я сижу.
- А пересаживаться перед каждым ходом не пробовали?
- Пробовал, тогда выигрывает тот, на чьем месте я сидел с самого начала.
Если провести аналогию с Локи, который соревновался сам с собой, то становится понятно, на чьей он стороне. Что вполне подтверждается последующими событиями.
Занятие 7.6 июля 2008, центр детского творчества, г. Жуковский.
Мифодрама «Смерть Бальдра: принятие потери». Во второй половине дня – 2 клиентские психодрамы.
Анонс:Цикл скандинавских мифов приближается к развязке. Седьмой день (22 июня) посвящен мифодраме «Смерть Бальдра», где Локи впервые совершает необратимое действие – губит бога весны Бальдра, о котором сказано:
«Второй сын Одина - это Бальдр. О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и его все прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние. Есть растение, столь белоснежное, что равняют его с ресницами Бальдра, из всех растений оно самое белое. Теперь ты можешь вообразить, насколько светлы и прекрасны волосы его и тело. Он самый мудрый из асов, самый сладкоречивый и благостный. Но написано ему на роду, что не исполнится ни один из его приговоров».
Попытки асов вернуть Бальдра из мира мертвых успехом не увенчиваются.
На примере мифа участники мифодрамы получат возможность узнать, как люди переживают травму и взаимодействовать с собственным опытом потерь.
Отзывы участников:Мы всей семьей ходили вчера на мифодраму к Лене. Проводить мифодраму планировалось на острове в парке вблизи славного города Жуковский… В связи с нелетной погодой всеж таки решили мифодраму проводить в здании дома детского творчества. Сперва были в комнате лепки. Несмотря на юный возраст талантов, там было на что посмотреть .... Потом перебрались в более просторное помещение. Но ближе к сути.
Миф был про смерть Бальдера. Я был Бальдером. Мне чрезвычайно польстило, что я был богом весны необычайной красоты. И мне было весело, моя неуязвимость добавляла мне задора и азарта. И вдруг .... как оборванный крик, прерванная песня, недосказанная фраза все прервалось. Меня поразило копье. Все сомкнулось над моей головой. Несмотря на мое неподвижное лежание, ощущения были, что я за стеклянной дверью .... за которой люди, не видят меня и не слышат. Я стучу и кричу, но все без толку. Со мной прощались асы, карлы, великаны и люди. Мне вложили кольцо Одина "Драупнир". Медленно волны поглощали меня. Я погружался все глубже и глубже. Потом волна подхватила меня (меня таки взяли на руки и понесли) и отнесла меня в Хель.
Хель был странным местом. Все привычные для меня законы там не действовали. Стоял туман и все было очень непревычно. Что то напоминало мне фильм "Сталкер". Такая же неторопливость, вдумчивость и непостижимость. Кроме загадочности это место было на удивление спокойным и умиротворяющим. Там очень хотелось остаться. В отличае от Ванахейма, где удовольствия и жизнерадостность готовы закружить и вытеснить все остальное, здесь поглощала вечность. До меня доносились звуки происходившего в Асгарде, но меня это уже не волновало. Я уже был другим. Единственное, что напоминало мне о прошлой жизни, это кольцо. Оно было как угрызение совести. Поэтому когда за мной пришли, чтобы вернуть, я с легкостью вернул кольцо и предпочел остаться.....
Я так хотел принять участие именно в этой мифодраме. Хотел посетить Хель. Как по заказу это занятие перенесли на мое возвращение с Алтая. И не зря.
***
Тема для меня в данный момент не самая актуальная. Кроме того, теоретически вроде бы все понятно - как обычно :-)
Но участие в мифодраме (в роли Фригг) дало мне возможность пережить еще раз ощущения, знакомые мне по жизненным ситуациям, на этот раз наблюдая и осознавая, что со мной происходит.
По поводу ассертивности: есть первый практический опыт применения. Судя по результатам, пространства для совершенствования предостаточно. Так что теперь время в транспортных пробках проходит с пользой: произношу монологи согласно предложенной схеме. Сегодня никак не могла вспомнить, что в третьем пункте. Добралась до интернета, прочитала. В общем, процесс идет.
Занятие 8. 20 июля 2008, Воронцовский парк, г. Жуковский.
Мифодрама «Рагнарёк и Обновление мира: переоценка ценностей».
Отзывы участников:Все-таки до острова мы добрались, и это радует.
Поначалу ввиду природы и погоды я ощущала полную неспособность к каким бы то ни было действиям, и роль Локи выбрала, чтобы начать делать хоть что-нибудь.
Довести ее до логического конца мне помешало отсутствие идеи (то есть понимания, чего он же все-таки добивается) и связанное с этим чувство вины, совершенно Локи не свойственное. Возможная мотивация Локи потом прояснилась, но для роли было уже поздно.
Сама битва казалась уже бесполезной.
Создание нового мира не ощущается как завершенный процесс - скорее, это отправная точка. В полном соответствии с этим, в понедельник я обнаружила абсолютный хаос в голове, в делах и в квартире. Хотя бы как-то структурировать этот бардак удалось только к среде.
По поводу ранжирования ценностей: я сделала вывод, что лошадь у меня стоит позади телеги, двигаться при этом, понятно, никуда невозможно. Хотелось бы еще раз взглянуть на список, хотя, в общем-то, необязательно.
Каким образом во время Рагнарека уцелел Иггдрасиль (вместе с корнем, растущим в Асгард), остается загадкой:
С другой стороны, в мифологическом времени все события могут проистекать одновременно...
***
Сегодня оказывается день взятия Бастилии …. С чем собссна всех и поздравляю ))) А предшествовало этому событию не менее важное, а может и поболе – Рагнарек. Вот об этом немного поподробнее.
Погода выдалась на диво прекрасная и мы смогли наконец провести очередное занятие по мифодраме на острове в Воронцовском парке близь города Жуковский. За найденное место, предоставленную лодку для переправы и прочие организационные действия, отдельное спасибо Лене. Природа как помогала, так и мешала. С одной стороны на природе ярко ощущаешь жизненность проживаемого, а с другой стороны присутствовало желание расслабиться и ничего делать )) Поэтому все происходящее протекало иначе, чем остальные, но не менее плодотворно.
Вчера я опять недалеко ушел от Йотунхейма. Был между тремя мирами: Йотнухейм, Свартальвхейм и Мидгард. Что мне понравилось в этих мирах. У великанов – сила, независимость, мудрость. У карлов – способность трудиться и создавать шедевры не получая равноценного признания. У людей, то что они просто живут, зная о существовании других миров. Именно они являются ценностью и целью противостояния Асгарда и Хели. Не принимая никаких решений, особо не участвуя в жизни остальных 8ми миров, люди принимают те условия, что есть.
Начался Рагнарек как обычно это бывает, с пьяных разборок. Приперся Локи, которому высказали явное неудовольствие и неуважение. «Ах так», сказал Локи, «ну тогда держитесь». И зарезал правду-матку у всех на глазах. Плюнул в глаза каждому, кто попался ему под руку. И ведь что обидно, прав был шельмец. Я в тот момент был Тором. Неуклюже я пригрозил Локи молотом, но получил в ответ напоминание про мои неудачи в походе в страну Йотунхейм. Как ни странно, меня это не сильно зацепило, насколько я помню, я достойно соревновался. Тогда Локи ударил меня по больному – измена моей жены Сив ….. на что я не смог ничего возразить. Но сила обид нанесенных каждому была велика, что замысел Локи– внести раскол в наши ряды, не вышел. Наоборот, все дружно напав на Локи, приковали его и повесили над ним змею, капающую ядом. Так ему и надо, подумал я, ибо нефиг.
Затем вырвавшийся Локи повел дружины Хель, на битву с Асгардом. Я был на стороне Хель (сперва), потом несколько раз менялись местами, для полноты картины. Запомнилось две вещи: не желание услышать друг друга, и невозможность компромисса. Хотя какой тут возможен компромисс, когда основное за чем пришли из Хели – изменить существующий порядок миров и просто-напросто отомстить. Интересна позиция Асгарда: «Да, мы создали эти миры. Пусть мы узурпировали власть, но это наш порядок. Его мы будем отстаивать». И опять вопрос поднимался о душах умерших, но ни одна из сторон не рассматривала смысл и значения живущих людей.
Затем были схватки между персонажами. Я был мировым змеем Ёрмунгандом. Бился с Тором. Я так толком и не понял, а чего мы бьемся. Каждый из нас защищал границы. Он свои, я свои. Попробовали помериться … э-э-э … кто из нас важнее. Но все свелось просто к взаимной неприязни и мести. Вощем оба умерли.
Особого внимания заслуживала финальная битва между Хеймдаллем и Локи. Мало того, что Локи признал ту ошибку, когда он помогал создавать Одину людей из деревьев. (Я был одним из тех деревьев и помню, что не хотел быть человеком). Мне эта битва вспоминалась по пути домой. Когда дети вырастают, то получив знания о том, что мир немного отличается от домашних порядков – приходит бунт. «Нам не нравится, как вы построили ваш мир. Там все неправильно». Но при этом, несмотря на множество возможных теоретических возможностей, сами ничего не создали. Отличная позиция Етуна. Такие же разногласия я часто вижу в отношениях начальник – подчиненный. Ведущий – ведомый. Да и просто, между приглашенным на праздник с организатором. Но в битве Хеймдалля и Локи добавляется еще одно противоречие. (По моим ощущениям). Это внутренние противоречия. Между тем, что предлагает разум и чувствами. Причем я так и не понял, кто из них кто.
Потом пытались создать новый мир. Я так не понял мы создали.
Однако день 9й, день пересмотра будет потом. То есть время еще раз пересмотреть все дни, собрать в кучу все, что было прожито. А на последнем дне цикла попробовать найти ответы. Уже не приглашаю новичков – бесполезно. Но буду рад встретится со всеми, кто участвовал.
UPD: Про битву Хеймделя и Локи я хотел сказать про другое. Она мне напомнила про борьбу разрушительного и созидательного, что равно присутствует в каждом. Причем очень часто эти силы направлены не во вне, а во внутрь. Но опять таки повторюсь, неизвестно кто есть кто.
Занятие 914 сентября 2008, здание детской библиотеки, г. Жуковский
Ролевой анализ участников, 2 клиентские виньетки.